Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования – разработка технологии работы с блогами в качестве образовательного материала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию «блог»;
исследовать историю возникновения блога как феномена;
проанализировать свойства блогов и определить, какие из них позволяют использовать блоги в качестве образовательного материала;
предложить классификацию блогов;
исследовать структуру блога как текстового материала;
выявить критерии отбора блогов для занятий по иноязычному чтению;
на основе исследованного материала предложить технологию работы с блогами в качестве образовательного материала.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Блоги как средство обучения иноязычному чтению……...6

Блоги в киберпространстве: понятие, история возникновения, классификация……………………………………………………….6
Возможности использования блогов в образовательном процессе…………………………………………………………….16
Блоги как средство повышения мотивации к чтению…………...28
Выводы по главе 1………………………………………………………...38

Глава 2. Практическое использование блогов в процессе обучения иноязычному чтению…………………………………………………………..40

2.1. Виды и структура текстовых блогов………………………………..40

2.2. Выбор блогов для занятий…………………………………………...43

2.3. Обработка материала и подготовка к занятиям с использованием блогов……………………………………………………………………………..47

Выводы по главе 2………………………………………………………...51

Заключение………………………………………………………………..53

Приложение……………………………………………………………….55

Список литературы……………………………………………………….64

Работа содержит 1 файл

Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, использование блогов в  процессе обучения иноязычному чтению является оправданным и креативным образовательным средством. 

 

      

      Глава 2. Практическое использование  блогов в процессе обучения иноязычному чтению 

      В практической части нашей работы мы приведем классификацию видов  текстовых блогов, а также проанализируем их структуру для того, чтобы более  глубоко понимать, как наиболее эффективно работать с этим новым инструментом. Далее, мы рассмотрим, как происходит процедура выбора блога для занятия в соответствии с рядом критериев, а затем предложим технологию подготовки к занятию по отобранному тексту. 

      2.1. Виды и структура  текстовых блогов 

      В теоретической части нашей работы мы рассмотрели разнообразные виды блогов по нескольким критериям. Однако, исходя из темы нашего исследования, для нас наибольший интерес представляют именно текстовые блоги, поэтому для нас актуально выделить виды только этого типа блогов, а также проанализировать их структуру, чтобы понять, как удобнее использовать их в процессе обучения иноязычному чтению.

      Текстовые блоги мы разделяем на «персональные» и тематические.

      Персональные  блоги содержат информацию о жизни автора, то есть это онлайн-дневник в чистом виде, читателями которого являются, в основном, родственники, друзья и знакомые. Автор выкладывает свои мысли и рассуждения, отчеты о прошедших и текущих событиях, делится опытом и мнением в той или иной сфере. Здесь также можно найти информацию из других источников, которая интересна автору и которой он хочет поделиться со своим кругом общения. Помимо текстовых записей в персональном блоге часто содержатся графические (фотографии из жизни автора) и мультимедийные элементы (любимая музыка, фильмы или же просто ссылки на понравившийся контент).

      В персональных блогах структура может  быть различной, в зависимости от предпочтений и увлечений автора. Необходимо отметить, что, поскольку блог – это не книга и не учебное пособие, а скорее личные мысли и опыт автора, то и пишется дневник по мере поступления к автору интересной информации, а, следовательно, порядок изложения может быть сбивчив. Однако, авторы обычно используют метки, или тэги, чтобы можно было хоть каким-то образом сгруппировать записи по тематике.

      Тематический  блог назначен на большую аудиторию  и освещает информацию в рамках определенной тематики. Тематика может быть совершенно различной в зависимости от интересов автора (авторов). Следует заметить, что тематический блог может отражать сферу интересов автора, а может помимо всего прочего использоваться как средство заработка, что довольно распространено в последнее время. Если речь идет о корпоративном блоге, то финансовая выгода, в большинстве случаев, ставится во главу угла.

      Что касается структуры тематических блогов, в Интернете уже выработались некоторые правила. В верхней части веб-страницы обычно находится шапка блога (header), затем идет блок с основным контентом, справа или слева находится одна колонка (зачастую она используется для меню), а внизу размещается футер (от англ. “foot – нога” – дублирование основного меню внизу сайта, как правило, с указанием координат изготовителя и Copyright’а).

      Так как мы рассматриваем текстовые  блоги в качестве образовательного материала, персональные блоги не представляют для нас особого интереса, хотя и могут быть изредка использованы в процессе обучения. Мы больше внимания уделяем тематическим блогам. И, конечно же, из всей структуры блога для нас важен только блок с основным контентом, хотя меню из колонки также может быть хорошим источником новой информации.

      Часть блога, в которой располагается  основной контент, довольно сложно проанализировать с точки зрения структуры, поскольку  в этом аспекте многое зависит  от личности автора. Если хозяин блога  – человек образованный и не обделен литературным талантом (а может, и филологическим или журналистским образованием), то, в целом, можно говорить и о стандартной структуре текстового содержания, в котором присутствуют общепринятые ключевые моменты: вступление, основная часть (со своей структурой) и заключение. Однако, может статься, что автор блога не имеет необходимого образования для создания логичного и целостного текста; в таком случае структура всегда будет индивидуальна.

      Для нашей цели, конечно же, больше подходят тематические блоги с цельными и логично простроенными текстами, поэтому выбор блога для занятия по иноязычному чтению представляет особый интерес и сложность. Поэтому в следующем разделе мы рассмотрим, каков оптимальный подход к отсеиванию блогов в процессе их отбора для занятий с учащимися. 

      Итак, мы выделили два основных вида текстовых  блогов: персональные и тематические. Исходя из наших задач, мы уделяем  внимание второму виду блогов, так  как в них – больше ценности с содержательной и лингвистической точки зрения. Традиционно принятая структура тематического блога включается в себя шапку блога, блок с основным контентом, колонку и футер. Так как текст находится в блоке с основным контентом, все наше внимание уделяется именно этому элементу структуры блога. В зависимости от личного опыта автора текстовое содержание записи также может иметь или не иметь четкую и логически завершенную структуру. Для наших целей желательно, чтобы текст был цельным продуктом, поэтому мы серьезно подходим к выбору блога для занятий иноязычным чтением. 

 

      

      2.2. Выбор блогов для  занятий 

      Как уже говорилось, при выборе текстового материала для чтения необходимо соответствовать требованиям 1) к языковой стороне текста, 2) к его содержательной стороне. В расширенном виде это может выглядеть следующим образом:

      1. Языковая сторона текста должна отвечать критерию доступности в рамках:

      1) Лексики,

      2) Грамматики,

      3) Стилистики.

      2. Содержательная сторона текста должна отвечать критерию:

      1) системности и логики изложения

      2) соответствия возрастным особенностям,

      3) удовлетворения интересов и потребностей учащихся.

      При этом нельзя упустить ни один из элементов  этой структуры, то есть если хотя бы один из пунктов вышеприведенной системы  опускается или упускается, занятие  по чтению, на наш взгляд, не будет в достаточной мере мотивированным и эффективным.

      Итак, предположим, что преподаватель  решил использовать блоги в качестве материала для обучения иноязычному  чтению. Какие шаги ему нужно предпринять, чтобы выбрать текст, с которым  в дальнейшем он продолжит работу по подготовке занятия?

      Допустим, вам необходим материал по теме «healthy eating».

    1. Вы заходите в поисковик (например, www.google.com) и вводите запрос «healthy eating blogs». Среди появившихся ссылок есть вариант «Top 50 Blogs for Healthy Eating and Nutrition» - здесь можно сделать начальную подборку для занятий по данной теме. Также, можно воспользоваться блогами, которые вы уже отобрали заранее. В итоге должно получиться минимум 4-5 блогов (лучше больше), в которых находятся записи авторов по интересующей вас тематике.
    2. Далее вам необходимо получить общее впечатление от автора блога, основываясь на «диагональном» прочтении нескольких записей, чтобы понять, каков индивидуальный стиль автора и какова логика изложения в текстах. Это нужно для того, чтобы отобрать те тексты, которые не будут тяжеловесными или сбивчивыми, а будут восприниматься легко и естественно. В результате этих действий у вас, вероятно, останется 2-3 блога, манера изложения в которых удовлетворяет вашим требованиям. Однако, может статься, что отсеются все из отобранных блогов, тогда вам необходимо вернуться к пункту 1) и начать отбор заново.
    3. Затем нужно сузить область выбора до тех блогов, в которых материал соответствует возрастным особенностям учащихся, а также их интересам и потребностям. Возможно, уже во время пункта 2) вам попались интересные записи, которые вы выбрали для занятия, тогда вам можно переходить непосредственно к обработке материала и подготовке имеющегося текста к занятию. Если же нет, то отбор можно произвести по заголовкам и посредством диагонального просмотрового чтения. Как правило, это не занимает много времени. Здесь же стоит задача обратить внимание на те записи, которые могут быть потенциально интересны вашей аудитории. Так, в теме «healthy eating» можно найти сегменты, которые соответствуют увлечениям ваших учащихся. Например, для девушек – это питание и красивая фигура, а для юношей – питание и наращивание мышц. Всегда есть что-то, что заинтересует аудиторию.
    4. Предыдущие шаги помогли произвести отбор, ориентируясь на содержательную сторону текста. Далее происходит более детальное знакомство с выбранными текстами и их анализ с точки зрения соответствия или несоответствия языковому уровню ваших учащихся. Следовательно, нужно полностью прочитать тексты и определить, подходят они для ваших занятий или нет. Мы рекомендуем не останавливаться на одном тексте. Лучше иметь 1-2 текста в запасе, поскольку они могут пригодиться для создания аналогичного задания при занятии с другими учащимися, или же их можно использовать в качестве дополнительных или контрольных заданий. Конечно, не стоит останавливать свой выбор на том текстовом материале, в котором все будет легко и понятно. Лучше использовать те блоги, в которых есть и новая лексика и неизвестная грамматика (в разумных пределах; особенно хороши тексты, в которых используется грамматический материал, содержащийся в темах, планируемых для изучения в ближайшем будущем).
 

      В результате предложенного нами четырехступенчатого алгоритма у вас должно быть 2-3 материала для чтения соответствующей тематики, удовлетворяющих критериям содержательной и языковой стороны текста. Из них вы выбираете тот, который вы собираетесь давать на ближайшем занятии, и тогда вы приступаете к обработке этого единственного текстового материала с целью интеграции его в учебный процесс. 

      Итак, текстовый материал для чтения должен соответствовать требованиям к  языковой (лексика, грамматика, стилистика) и содержательной стороне текста (системность и логики изложения, соответствие возрастным особенностям учащихся, а также их интересам и потребностям). Выбирая блог для занятия, преподавателю необходимо не только подбирать тексты, соответствующие усвоенному учащимися уровню лексики, грамматики и стилистики, но в первую очередь ориентироваться на легкость восприятия текста с точки зрения доступности изложения и интереса к теме со стороны своей аудитории. Только текст, который отвечает всем этим требованиям, можно эффективно использовать в качестве материала для обучения иноязычному чтению. В данном разделе мы предложили свой четырехступенчатый алгоритм, следуя которому можно подобрать такой текстовый материал, который будет наилучшим образом подходить для занятия.

 

      

      2.3. Обработка материала  и подготовка к  занятиям с использованием блогов 

      Известно, что первым шагом по подготовке к любому занятию должна быть постановка задач, которые зависят от общей направленности предмета, а также конкретной темы и содержания урока. В зависимости от возраста учащихся и уровня владения языком они могут быть совершенно разными. Например, в нашем случае это:

      - закрепление грамматического материала на тему «…»,

      - развитие умения устного общения,

      - развитие навыков чтения,

      - развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному,

      - расширение объема знаний по теме «…»

      - знакомство с освещением последних важнейших событий на примере иностранного блога,

      - развитие умения читать публицистический материал (формирование грамматических навыков чтения),

      - повышение мотивации и интереса к уроку,

      - расширение кругозора учащихся,

      - воспитание познавательного интереса к стране изучаемого языка…

      Соответственно, отталкиваясь от поставленных задач, преподаватель и будет производить отбор материала для занятия и подготовку этого материала к интеграции в ход урока. На наш взгляд, если посмотреть достаточно широко, основными задачами, которые влияют на составление заданий к читаемому тексту, являются:

    1. научиться воспринимать и запоминать фактическую информацию,
    2. научиться понимать содержание текста в целом,
    3. закрепить изученный грамматический материал,
    4. расширить лексический запас по изучаемой теме и закрепить уже имеющийся,
    5. научиться высказывать свое отношение к прочитанному и вести диалог на заданную тему.

      Таким образом, мы предлагаем при подготовке к занятию сделать следующее:

      1. выделить в тексте всю фактическую информацию (имена людей, названия компаний, топонимы, даты, статистические показатели и др.);
      2. выделить в тексте единую основную мысль, а также основные мысли каждого абзаца;
      3. выделить в тексте грамматические явления и конструкции, на которые необходимо обратить особое внимание (недавно изученные – для повторения, ныне изучаемые – для закрепления, изучаемые в ближайшем будущем – для ориентира);
      4. выделить в тексте новую и уже изученную лексику по теме (слова, словосочетания, фразовые глаголы, фразеологизмы и др.);
      5. предположить, какие могут возникнуть вопросы во время прочтении текста и после этого.

      Совершив  пять упомянутых действий, преподаватель  значительно упрощает и при этом систематизирует все то, что необходимо учесть при составлении заданий к читаемому тексту!

      Так, по фактической информации можно  придумать небольшое тестовое задание  или же просто предложить ответить на вопросы «кто?», «когда?», «сколько?»  и так далее.

      Для общего понимания текста можно предложить учащимся описать его всего одним словом, а затем расшифровать, что именно подтолкнуло их к такому описанию – это будет не только эффективным, но и креативным заданием на развитие навыка аргументированной речи.

Информация о работе Использование социальных блогов в процессе обучения иноязычному чтению