Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа
В настоящее время не приходится доказывать эффективность и действенность той перестройки начального обучения, которая произошла в нашей стране. Не ограничивая задачи начального обучения математике выработкой вычислительных и измерительных навыков, современный начальный курс математики предполагает вооружение учащихся знанием некоторых элементов теории, формирование у них умения самостоятельно учиться, выполнять посильные обобщения, овладеть не только конкретным, но и абстрактным материалом.
-
Сколько пассажиров оказалось
в трамвае после второй
- Сколько пассажиров оказалось в трамвае после четвертой остановки?
Можно организовать работу иначе. Учитель рисует на доске схему и предлагает детям соотнести ее с условием данной задачи.
Ответы учащихся:
- Вы сначала обозначали количество людей, которые ехали в трамвае, и показали, что 7 человек вышло. Затем, начертили отрезок, который обозначает количество людей, оставшихся в трамвае после того, как вышло 7 человек. На третьем отрезке показано, сколько людей оказалось в трамвае после первой остановки.
Делая вывод, что на первой остановке количество людей в трамвае увеличилось на 7 человек.
Далее выясняется, подходит ли данная схема к ситуации, которая возникла в трамвае после второй остановки; после третьей остановки.
В результаты запись решения задачи может быть комбинированной. А именно: схема и два действия:
1) 7×3=21(ч.)
2) 40+21=61(ч.)
Рассмотрим
теперь на конкретном примере, как можно
организовать самостоятельное решение
задачи с последующим обсуждением.
*В
кинотеатре 300 мест. Сколько мест
осталось свободными, если продано 90 билетов
для взрослых, а для детей в 2 раза больше?
После чтения задачи вслух учащиеся приступают к ее самостоятельному решению, на которое отводится, по меньшей мере, 8-10 минут.
Учитель наблюдает за работой, выписывая на доске те способы решений, которые он обнаружил в тетрадях. Хотя в некоторых случаях целесообразно записать и те способы (или способ), которых в тетрадях не оказалось, но при этом сказать учащимся: «Давайте обсудим решения, которые я увидел в ваших тетрадях». Например, на доске запись:
а) 1) 90×2=180 (б.)
2) 300-180=120 (б.)
Обсуждая этот способ решения, дети комментируют каждое действие и большинство из них обнаруживает, что в решении не нашел отражение тот факт, что продали еще 90 билетов для взрослых.
Учащиеся заканчивают решение задачи, выполняя третье действие.
Затем
обсуждаются еще три способа
решения. При этом учитель старается
привлекать тех детей, которые испытывали
затруднение при
б) 1) 90×2=180 (б.)
2) 180+90=270 (б.)
3)
300-270=30 (б.)
в) 1) 300-90=210 (б.)
2) 90×2=180 (б.)
3)
210-180=30 (б.)
г) 1) 90×3=270 (б.)
2) 300-270=30 (б.)
Для
обозначения последнего способа
необходимо начертить схему:
В. Используя ее, можно узнать, сколько продали
Д. взрослых и детских билетов:
Фрагмент
3
*В
двух вагонах ехали пассажиры, по 36 человек
в каждом вагоне. На станции из первого
вагона вышло несколько человек, а из второго
вагона вышло столько, сколько осталось
в первом. Сколько всего пассажиров осталось
в двух вагонах?
В данном случае схема выступает как способ и как форма записи решения задачи.
вышло осталось
осталось вышло
Ответ:
в двух вагонах осталось 36 человек.
*Если
цену учебника уменьшить в 3 раза,
то получим цену блокнота. Блокнот в три
раза дороже тетради. Краски в 9 раз дороже
тетради. Хватит ли денег, которые мама
дала для покупки учебника, на покупку
красок?
Ответ на вопрос задачи можно дать, если с помощью отрезков смоделировать данные в задаче отношения.
У.
Б.
Т.
К.
Ответ: денег на покупку красок хватит.
Используя
знания о математических отношениях,
маленькие школьники с
Возможен и комбинированный способ. В этом случае для записи решения задачи могут быть использованы одновременно схема и числовые равенства.
Например:
*Когда
из гаража выехало 18 машин,
в нем осталось в три раза
меньше, чем было. Сколько машин
было в гараже?
Решение
этой задачи арифметическим способом
довольно сложно для ребенка. Но если использовать
схему, то от нее легко перейти к записи
арифметического действия. В этом случае
запись решения будет иметь вид:
Осталось
Было
18м.
Ответ:
27 машин было в гараже.
*В альбоме
для раскрашивания 48 листов. Часть альбома
Коля раскрасил. Сколько листов осталось
не раскрашенными, если Коля раскрасил
в 2 раза больше, чем ему осталось?
Решение задачи можно оформить так:
Раскрасил
Осталось
48:
Отв
Конспект урока по программе обучения математике автора Н.Б. Истоминой (4 класс).
I.
Знакомство с понятием «скорость движения».
П.: Прочитайте задачу №379 с.116.
П.: Что
вы узнаете, ответив на вопросы задачи?
П.: Объясните,
как рассуждала Маша, отвечая на
вопросы.
П.: Прочитайте правило. Что такое скорость движения?
П.: Прочитайте, в каких единицах измеряется длина, время и скорость.
П.: Догадайтесь,
в каких еще единицах можно
измерять скорость.
Чтение вслух текста задачи.
У.: Мы узнаем скорость движения поезда и скорость движения самолета.
У.: Если расстояние 240км поезд проходит за 4 часа, то, разделив 240 на 4, мы узнаем, сколько он пройдет за 1 час. Самолет пролетает это расстояние за 16 мин. За 1 мин. он пролетит 240:16=15км/мин.
Учащиеся читают определение скорости, данное в рамке на с.116.
Чтение
единиц длины, времени, скорости (с.116).
У.: М/ч
– метр в час, дм/ч – дециметр
в час, см/ч – сантиметр в
час, мм/ч – миллиметр в час…
II.
Знакомство с правилом вычисления скорости
(№380, с.117).
П.: Прочитайте
задачу №395 на с.158. Как вы думаете, кто
прав: Миша или Маша?
У.: Я считаю, что права Маша, так как мы не знаем расстояние, которое проходят Боря и Лена от дома до школы.
У.: Я
считаю, что прав Миша. Кто на дорогу
тратит меньше времени, у того и скорость
больше, и наоборот: кто тратит больше
времени, у того скорость меньше.
П.: Прочитайте
дополнение к условию. Начертите
схему. Вычислите скорости Лены и
Бори и сравните их.
П.: Сравните скорости движения Бори и Лены.
П.: Сравните
свой ответ с рассуждениями Миши.
А как вы сначала предполагали?
П.: всегда ли можно дать правильный ответ на основе условия, в котором говорится только об одной величине?
П.: Как
же узнать скорость движения? Прочитайте
правило на с.117.
За 15 минут Лена проходит 1500м, значит за 1 минуту она проходит в 15 раз меньше: 1500:15=100м/мин.
У.: Боря и Лена идут с одинаковой скоростью.
У.: Наши рассуждения совпадают. Сначала мы думали, что можно сравнить скорости, зная только время движения.
У.: Зная только время или расстояние, нельзя сравнивать скорости, необходимо знать обе величины.
Чтение
правила.
III. Закрепление полученных знаний (№381, с.117).
При
таком предъявлении материала учащиеся
больше работают со схемами, что позволит
им лучше усвоить новый материал.
Конспект урока по программе обучения математике автора М.И. Моро и др. (4 класс).
I.
Введение понятие «скорость».
П.: Сегодня на уроке мы познакомимся с задачами на движение, и узнаем, как находить скорость, если известно расстояние и время движения. Прочитайте задачу и рассмотрите схему к ней.
П.: Что обозначает число 36 на схеме?
П.: На сколько равных частей поделен путь? Что это означает?
П.: Почему
путь поделен на равные части?
П.: Как
узнать, сколько километров проезжал
велосипедист в каждый час?
П.: Прочитайте
в учебнике, что означает число 12.
П.: С
какой новой величиной вы сегодня
познакомились? В каких единицах
она измеряется?
У.: Велосипедист был в пути 3 часа проехал за это время 36км. В течение каждого часа он проезжал одинаковое расстояние. Сколько километров проезжал велосипедист каждый час?
36
У.: 36 – это целое, весь путь, пройденный велосипедистом.
У.: Путь
поделен на 3 равные части. Этим показано
время движения – 3 часа.
У.: В задаче сказано, что велосипедист проезжал одинаковое расстояние в течение каждого часа.
У.: Чтобы
узнать, сколько километров проезжал
велосипедист в каждый час, нужно 36
разделить на 3, получится 12.
У.: 12км/ч
– это скорость велосипедиста.
У.: Мы познакомились
со скоростью, которая измеряется в
километрах в час.
II. Работа над новым материалом.
1.
Объяснение смысла выражений.
П.: Объясните, как понимать выражения: