Использование иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель:

Проектирование деятельности учителя по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи подростков.

Задачи:

1.Изучить функции и виды иллюстративной наглядности;
2.Охарактеризовать психолого-возрастные особенности подростков, учет которых необходим при обучении монологической речи;
3.Описать особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль наглядности в обучении иностранным языкам 7
1.1. Функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора 7
1.2. Виды иллюстративной наглядности и их характеристика 12
Глава 2. Методические аспекты обучения подростков монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.1.Обучение монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.2. Учет психолого-возрастных особенностей подростков при обучении монологической речи 21
2.3. Особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка 24
Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности
3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса

3.2. Методическое пособие по использованию иллюстративного материала при обучении подростков монологической речи
34

Работа содержит 1 файл

диплом fomina.svetl2010@yandex.ru.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

 

Список литературы

  1. Алексеева И.В. Использование ситуативных картинок на уроках иностранного языка.//Иностранные языки в школе.-2002.-№6.
  2. Бубнова О.Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка. //Иностранные языки в школе.-2009.-№2.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам –М.:  издательский центр «Академия», 2006 – 336с.
  4. Григорьева Е.Я. особенности обучения говорения и дискуссии на уроках французского языка. //Иностранные языки в школе.-2007.-№5.
  5. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи. //Методическая мозаика.-2005.-№4.
  6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология – М.: «Высшая школа», 1999.
  7. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе образования. –Пенза, 2002.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456с.
  9. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучению иностранному языку в средней общеобразовательной школе.//Иностранные языки в школе.-2006.-№4.
  10. Нефедова М.А. Прием коллажирования на уроках иностранного языка в 7 классе.//Иностранные языки в школе.-1988.-№3.
  11. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку -М: Астрель – 2004, 379с.
  12. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам –М: «Русский язык» - 1977, 216с.
  13. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Цели обучения иностранным языкам :учебное пособие -Воронеж: НОУ «Интерлингва» , 2002, 40с.
  14. Петровский А.В. Введение в психологию. –М:Академия, 1996, 493с.
  15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку –М: Просвещение, 2002. -239с.
  16. Соломахина И.А. Использование ситуативных картинок на уроках иностранного языка.//Иностранные языки в школе.-2004.-№6
  17. Тарановская Е.А. Работа над голосовыми характеристиками при обучении монологической речи.//Иностранные языки в школе.-2008.-№3.
  18. Цыганская О.Г. К вопросу о применении наглядности на уроках иностранного ячзыка.// Гуманитарные науки 2005.-№1.
  19. Чалимова И.Ю. использование наглядности при обучении немецкому языку.//Иностранные языки в школе.-2009.-№2.
  20. Чудинова Е.В. Использование иллюстративной наглядности на уроках немецкого языка.//Иностранные языки в школе.-2006.-№8
  21. Шеховцева Е.Д. Картинка как опора для развития устной речи на уроках французского языка.//Иностранные языки в школе.-2004.-№4.
  22. First Certification. Listerning and speaking. / Fiona Scott – Borrett: Longman. – 2002. – 64 C.
  23. Opportunities. Elementary: students’ book./ Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska: Longman. – 2002. – 128C.
  24. Opportunities. Pre-Intermediate: students’ book./ Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska: Longman. – 2004. – 128C.
  25. Skills for First Certification. Listerning and speaking. / Malcolm Mann, Steve Taylore – Knowles: Longman. – 2003. – 110C.

     Интернет  – источники:

  1. http//Letopisi.ru
  2. http//Localhost.ru
  3. http//Mirror.adriver.ru      
  4. http//1September.ru      
  5. http://slovari.yandex.ru/dict/milchin/article/mil/mil-1046.

                                                         
     
     
     

Приложение  №1

Протокол  проведения беседы с учителем

Место: МОУ СОШ  №61

Дата: 24.04 2009

Испытуемый: учитель  английского языка Болонина И.В.

Цель: выявление  отношения учителя к развитию навыка монологической речи и использования  иллюстративной наглядности

Задачи:

1) Определить  отношение учителя к использованию  иллюстративной наглядности на уроках иностранного языка

2) выявить   

Ход проведения:

И: Как  часто вы используете иллюстративную наглядность на уроке?

И.В.: Стараюсь использовать иллюстративную наглядность на каждом уроке.

И: Какие виды иллюстративной наглядности предпочитаете?

И.В.: Картинки, схемы  и таблицы.

И: Используете  ли вы коллаж или фотографии?

И.В.: Нет, работа с коллажом занимает очень много  времени, а с фотографии обычно никто  не приносит.

И.: Для  чего вы используете иллюстративную наглядность?

И.В.: Для обучения грамматическим структурам, а также для введения новой лексики

И.: Используете  ли вы иллюстративную наглядность при  обучении монологической речи?

И.В.: Да, предлагаю  учащимся выразить свое мнение о какой-либо картинке, после заполнения таблицы  – прошу обобщить материал.

И.: Как вы строите  работу на уроке при обучении монологической речи на уроке иностранного языка

И.В.: Во время урока я предлагаю учащимся высказать свое мнение по какой-либо проблеме, описать кого-либо, после  того как учащиеся прочитают или  прослушают текст, реже предлагаю высказаться по картинке,  очень редко использую коллаж на уроке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №2

Протокол  проведения тестирования.

Место: МОУ СОШ  №61

Дата: 16.04 2009

Испытуемые: учащиеся 7Г класса

Цель: выявление  уровня сформированности навыка монологической речи у учащихся 7Г класса на уроках иностранного языка

Задачи:

1) изучить  требования Государственного образовательного  стандарта основного общего образования  по иностранному языку к уровню  развития навыка монологической речи учащихся  5 – 7 классов;

2)отобрать материал для тестирования;

3) организовать  процедуру тестирования;

4) проанализировать  результаты тестирования

Ход проведения:

  1. Make-up a story, use the follow pictures.

     

  1. Express your opinion about the robot
  2. Describe the girl

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Приложение  №3

     Результаты  проведения входной  диагностики на выявление  уровня сформированности навыка монологической речи 

  Критерии и  параметры оценки монологического  высказывания по иностранному языку Баженов Илья Баженова Анна Гаврилов Сергей Глейм Семен Кондакова Дарья  Климцева Анна Соколова Марина Улыбин Александр Хахулина Дарья Юдина Анастасия
 
1.  

2.

3.

Предметная  составляющая

Соответствие  высказывания указанной теме, логичность.

Языковые  знания, умения.

Личностная освоенность знаний, креативность мышления (свобода ориентирования  знаниями, представленность личной позиции, понимания, наличие заключения).

 
1 

1

1 
 
 
 

 
3 

3

3

 
2 

3

2

 
1 

2

2

 
2 

1

2

 
1 

2

2

 
3 

3

3

 
2 

2

2

 
1 

2

1

 
1 

1

2

 
 
4.

5.

6.

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Сформированность  устной речи.

Умение  пользоваться картинами.

Умение  выражать свое отношение к предмету разговора с использованием речевых  клише.

 
 
0

1

1 

 
 
2

3

3

 
 
3

2

3

 
 
2

2

1

 
 
2

1

2

 
 
2

2

2

 
 
3

3

3

 
 
1

2

2

 
 
1

1

2

 
 
1

1

1

  Сумма баллов 5 17 15 10 10 11 18 11 8 7
  Уровень неудовлетворительный оптимальный достаточный удовлетворительный удовлетворительный удовлетворительный оптимальный удовлетворительный неудовлетворительный неудовлетворительный

 

Приложение  №4

     Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области

     Государственное образовательное  учреждение

     среднего профессионального  образования

     «Нижнетагильский  педагогический колледж №2» 
 
 
 
 
 
 

С.А. Фомина, Е.В. Антропович 

Методическое  пособие 

Использование иллюстративной наглядности  для развития монологической речи на среднем этапе  обучения иностранного языка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

Содержание

Пояснительная записка 3
Раздел 1. Традиции Великобритании.

       1.1.Задания для развития умения составлять монолог- описание.

                1.2. Задания для развития умения высказывать   эмоционально-оценочные суждения.

           1.3. Задания для развития умения разворачивать монолог – повествование.

5

5

7 

9

Раздел 2. Хотели бы Вы поехать в Британию?

        2.1.Задания для развития умения составлять монолог- описание.

                 2.2. Задания для развития умения высказывать   эмоционально-оценочные суждения.

            2.3. Задания для развития умения разворачивать монолог – повествование.

11

11

13 

16

Раздел 3. Спорт в Великобритании

        3.1.Задания для развития умения составлять монолог- описание.

                 3.2. Задания для развития умения высказывать   эмоционально-оценочные суждения.

                 3.3. Задания для развития умения разворачивать монолог – повествование.

18

18

20 

23

Аннотация 25
Список  литература 26
Сведения  об авторах 27
 
 
 
 
 
 
 
 

Пояснительная записка

     Одной из целей обучения говорению является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. В настоящее время в массовой средней школе обучению данному виду речевой деятельности не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы донести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

     Одним из эффективных приемов обучения монологической речи является использование иллюстративной наглядности. Она мотивирует речевую деятельность. Иллюстрация создает условия равенства между учеником и учителем.

     Цель  данного пособия способствовать развитию у учащихся навыков монологической речи посредством использования иллюстративной наглядности.

     Данное  методическое пособие состоит из 3 разделов, которые соответствуют лексическим темам: «Традиции Великобритании», «Хотелось бы Вам поехать в Великобританию», «Спорт в Великобритании».

     Каждый раздел включает в себя задания на развитие умения высказывать эмоционально-оценочные суждения и составлять монолог – описание, монолог – повествование, так как согласно требованиям государственного образовательного стандарта учащиеся 8 класса должны освоить умения разворачивать вышеперечисленные монологические высказывания.

     Представленные  в пособии задания сопровождаются иллюстрациями, которые отобраны с  учетом возрастных особенностей учащихся и разнообразия видов иллюстративной наглядности. Иллюстративный материал носит аутентичный характер, так как отображает действительность страны изучаемого языка. Отобранные для пособия ситуативные картинки, фотографии, карты, таблицы, графики, схемы способны вызвать познавательную активность учащихся, оказать положительное эмоциональное воздействие и способствовать успешному решению развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач.

Информация о работе Использование иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков