Использование иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель:

Проектирование деятельности учителя по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи подростков.

Задачи:

1.Изучить функции и виды иллюстративной наглядности;
2.Охарактеризовать психолого-возрастные особенности подростков, учет которых необходим при обучении монологической речи;
3.Описать особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль наглядности в обучении иностранным языкам 7
1.1. Функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора 7
1.2. Виды иллюстративной наглядности и их характеристика 12
Глава 2. Методические аспекты обучения подростков монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.1.Обучение монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.2. Учет психолого-возрастных особенностей подростков при обучении монологической речи 21
2.3. Особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка 24
Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности
3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса

3.2. Методическое пособие по использованию иллюстративного материала при обучении подростков монологической речи
34

Работа содержит 1 файл

диплом fomina.svetl2010@yandex.ru.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

      «Достаточный  уровень» - ученик логично и последовательно высказывается о фактах и событиях, аргументирует свою точку зрения, опирается на средства зрительной наглядности, строит развернутые сообщения. Но при этом он проявляет себя на недостаточно творческом уровне.

      «Удовлетворительный уровень» - ученик не совсем точно выстраивает свое монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения. С большим трудом строит развернутые сообщения.

      «Неудовлетворительный уровень» - ученик не может логично и последовательно построить высказывание, не аргументирует свою точку зрения, не строит развернутые сообщения.

      Нами  были отобраны ряд заданий, которые  позволяют выявить уровень сформированности навыка монологической речи у учащихся (см. Приложение №2, С. 48).

      Задание №1. Составить рассказ по картинкам, используя глаголы действия. Способствует умению учащихся составлять монолог  – повествование.

      Задание №2. Выразить свое отношение к главному герою – роботу, используя оценочные прилагательные, вводные слова. Способствует умению учащихся составлять эмоционально – оценочные суждения.

      Задание №3. Описать девочку. Способствует умению учащихся составлять монолог – описание. 

      На  выполнение данных заданий учащимся отводится 30 минут, 10 минут на подготовку и 20 минут на презентацию монологических высказываний.

      На  каждый ответ заполняется матрица  оценки умений монологической речи, включающей критерии и параметры оценки (см. Приложение №3, С. 50).

      За  каждое высказывание учащиеся получают баллы от 0  - 3. 0 баллов – умение не проявлено, 1 балл – умение проявлено частично, 2 балла – умение проявлено полностью, 3 балла – умение проявлено на творческом уровне.  

 

       Диаграмма по определению  уровня сформированности навыка монологической речи у учащихся 7Г класса

      

    В результате проведения тестирования у 20% учащихся был выявлен оптимальный  уровень владения монологической речи, 10% имеет достаточный уровень, 40% - удовлетворительный и 30% имеет неудовлетворительный уровень. Основываясь на результатах тестирования, мы отмечаем, что в большинстве своем учащиеся не готовы демонстрировать умение разворачивать монологические высказывания, вступая в коммуникацию.

     Следовательно, необходим поиск способов и приемов обучения монологической речи, которые могут содействовать достижению учащимися уровня развития навыков монологической речи, определенного требованиями государственного образовательного стандарта в отношении данного вида речевой деятельности.

       К таким способам и приемам мы относим использование иллюстративной наглядности при обучении подростков монологической речи на уроках иностранному языку.

     Недостаточное внимание учителя к использованию иллюстративной наглядности для развития навыка монологической речи на уроке иностранного языка может быть связано с отсутствием достаточного иллюстративного сопровождения учебников английского языка и необходимостью поиска дополнительного иллюстративного материала.

     На  наш взгляд, целесообразно разработать  методическое пособие, которое содержит иллюстративный материал и задания для развития навыков монологической речи.

3.2. Методическое пособие  по использованию  иллюстративного  материала при  обучении подростков  монологической речи

     Понимая необходимость и важность использования иллюстративной наглядности и учитывая низкий уровень овладения навыками монологической речи учащимися 7 класса, мы решили разработать методическое пособие по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи на уроках иностранного языка в 8 классе.

     Методическое  пособие — пособие, в котором основной упор делается на методику выполнения какой – либо деятельности, порядок операций, процессов, действий и т. п. [30]

     Разработку данного методического пособия мы начали с определения тем основных разделов. Они соответствуют таким разделам учебника, как «Would you like to go to Britain?», «Traditions, Manners», «Be a good sport», что позволяет учителю использовать данное методическое пособие как дополнительный материал к учебнику.

     К каждому разделу нами был отобран  иллюстративный материал с учетом лексических тем, возрастных особенностей учащихся и разнообразия иллюстративного материала. Иллюстративный материал носит аутентичный характер, так как отображает действительность страны изучаемого языка.

     В данное пособие мы включили ситуативные картинки, фотографии, карты, таблицы, графики, схемы, с помощью которых, на наш взгляд, можно мотивировать развертывание следующих видов монологических высказываний:

    • монолог – описание;
    • эмоционально – оценочное суждение;
    • монолог – повествование.

     Отобранная  нами иллюстративная наглядность изображает ситуации очевидные или не очень очевидные, содержащие какую-то проблему, позволяющие делать гипотезы, развивающие фантазию учащихся, так как они оставляют место для размышления или домысливания.

      Определившись с темами и иллюстративным материалом, мы разработали упражнения, направленные на развитие умений учащихся разворачивать выше перечисленные монологические высказывания. Упражнения сгруппированы по принципу от простого к сложному с учетом следующих критериев:

  • вид монолога;
  • связность и логичность изложения мысли, и структурно-композиционная завершенность высказывания;
  • объем высказывания – степень раскрытия темы и количество предложения;
  • степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств;
  • лексико-грамматическая правильность.

     Включая в пособие задания на развитие умения учащихся составлять монолог – повествование, мы предлагаем учащимся озаглавить текст, выбрать главных героев,  составить рассказ о происходящем событии от лица изображенных на картинке героев.

     Для развития умения высказывать эмоционально – оценочное суждение в пособие были включены упражнения на сравнение нескольких иллюстраций с опорой на вопросы, а также упражнения, направленные на умение обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения. Чтобы лучше управлять структурным оформлением речи учащихся упражнения сопровождаются речевыми образцами для образования по аналогии множества других элементарных высказываний на уровне предложений.

     Для развития умения развертывать монолог  – описание мы предлагаем упражнения на соотнесение существительных и глаголов,  предметов и их значений, упражнения на выбор подходящих прилагательных для описания героя, предмета, здания.

     Представленные  в данном методическом пособии упражнения позволяют учащимся овладеть сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся в комбинировании известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях.

     Они обеспечивают учащимся возможность  развертывать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме иллюстрации, кратко передавать содержание полученной информации, рассказывать о персонажах иллюстрации, их окружении, планах, обосновывая их намерения и поступки, выражать свое отношение к содержанию иллюстраций и выстраивать монологические высказывания в рамках ситуации.

     Таким образом, иллюстративная наглядность  в данном методическом пособии выступает  средством овладения учащимися  ситуативной обусловленностью речи благодаря созданию естественных условий  для проявления коммуникативной  функции языка. (см. Приложение 4) 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     В рамках данного исследования мы изучили функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора. Для того чтобы успешно подобрать нужный иллюстративный материал, необходимо знать функции и критерии отбора  иллюстративной наглядности. Выделяют ряд функций в соответствии, с которыми разработаны общие критерии отбора.

     Рассмотрев  и охарактеризовав виды иллюстративной наглядности и выявив плюсы и минусы, мы поняли, что иллюстративная наглядность способствует совершенствованию навыков говорения, а именно развитию навыка монологической речи. При использовании иллюстративной наглядности расширяется языковой запас учащихся; наглядность привлекает внимание учащихся, стимулирует их познавательные интересы, создает положительную мотивацию, способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся.

      Выявив  психолого-возрастные особенности подростков, мы пришли к выводу, что порождение высказывания предопределяется практической задачей, возникает в определенной ситуации. В подростковом возрасте память приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.

      Описав  особенности работы с иллюстративной наглядностью при обучении навыкам  монологической речи, мы пришли к выводу, что наиболее подходящие виды иллюстративной наглядности для обучения монологу это ситуативные картинки, коллаж, фотографии, таблицы, схемы. Такие вспомогательные средства обеспечивают гибкое, вариативное владение изученным материалом на этапе развития умений монологической речи

     Диагностика, проведенная в рамках данного  исследования, позволила нам выявить недостаточный уровень сформированности  навыка монологической речи у испытуемых и сделать вывод необходимости поиска способов и приемов обучения монологической речи, которые могут содействовать достижению учащимися уровня развития навыков монологической речи, определенного требованиями государственного образовательного стандарта в отношении данного вида речевой деятельности.

     Мы видим решение данной проблемы в использовании иллюстративной наглядности как средства овладения учащимися ситуативной обусловленностью речи благодаря созданию естественных условий для проявления коммуникативной функции языка.  

     В практической части нашего исследования мы разработали методическое пособие, направленное на развитие навыков монологической речи учащихся на уроке иностранного языка при помощи иллюстративной наглядности. В наше пособие вошли такие виды иллюстративной наглядности, как ситуативные картинки, фотографии, карты, таблицы, графики. Нами также были разработаны задания, направленные на развития умения развертывать ситуативные высказывания, расширенные за счет введения оценочных обстоятельственных уточнений, причинно – следственных структур, описание картин, высказывания на основе нескольких иллюстраций и представлять монологическое высказывания в форме эмоционально – оценочного суждения.

     Цель  данного исследования, а именно проектирование деятельности учителя иностранного языка по обучению подростков монологической речи на основе иллюстративной наглядности, на наш взгляд, достигнута посредством изучения теоретических источников по проблеме исследования и разработки методического пособия по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи на уроке иностранного языка. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков