Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:46, курсовая работа
Цель:
Проектирование деятельности учителя по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи подростков.
Задачи:
1.Изучить функции и виды иллюстративной наглядности;
2.Охарактеризовать психолого-возрастные особенности подростков, учет которых необходим при обучении монологической речи;
3.Описать особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка;
Введение 3
Глава 1. Роль наглядности в обучении иностранным языкам 7
1.1. Функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора 7
1.2. Виды иллюстративной наглядности и их характеристика 12
Глава 2. Методические аспекты обучения подростков монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.1.Обучение монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.2. Учет психолого-возрастных особенностей подростков при обучении монологической речи 21
2.3. Особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка 24
Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности
3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса
3.2. Методическое пособие по использованию иллюстративного материала при обучении подростков монологической речи
34
Коллажирование – это процесс, состоящий, во – первых, из отбора экстралингвистической и языковой наглядности, раскрывающей все значения понятия, во – вторых, из распределения отобранных материалов в коллаже, в – третьих, из учебной работы с коллажом. [10;С. 19]
Назовем
некоторые положительные
Презентация страноведческих реалий проводится в необычной форме, а это привлекает внимание учащихся, стимулирует их познавательные интересы, создает положительную мотивацию.
Семантизация основного понятия достигается путем последовательного введения и раскрытия содержания фоновых понятий, что позволяет систематизировать в сознании школьников получаемые фоновые знания, проиллюстрировать их соотнесенность с ключевым понятием и с лингвострановедческим содержанием текста в целом. Расширяется языковой запас учащихся.
Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы школьников. [10;С. 20]
Покажем на примере, как прием коллажирования может быть использован в процессе обучения английскому языку.
Возьмем для примера лингвострановедческое понятие Whitehall. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: из бумаги вырезаются геометрические фигуры одинаковой или различной формы ( окружности, ромбы, овалы и т.д.). Пишем на них ключевое понятие и понятия, составляющие его фон (Whitehall, Trafalgar Square, Parliament Square, British government, Home Office, the Treasury, the War Office, the Admiralty и т.п.).
Вначале необходимо обратить внимание школьников на главное понятие: “Today we’ll look at the key-word Whitehall”. В центр магнитной доски помещается, например, окружность с надписью Whitehall.
Далее, в зависимости от уровня подготовленности группы, учащимся предлагается прослушать текст “Whitehall” из учебника английского языка или дается несколько минут на ознакомительное чтение. Затем проверяется понимание содержание текста с помощью вопросов и одновременно отрабатывается фонетическое звучание слов-реалий. Отвечая на вопросы, учащиеся дополняют коллаж своими ответами вокруг главного понятия. Также можно дополнять коллаж фотографиями, открытками. Постепенно основное понятие обрастает сопутствующими ему понятиями-спутниками, раскрывающими его содержание и составляющими его страноведческий фон. [10;С. 21]
Задача следующего этапа работы – более близкое ознакомление с понятиями-спутниками. Учащиеся ищут их толкование в страноведческом справочнике
Коллаж включает не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов.
В
результате получается такая схема
– коллаж.
Перечислим все возможные виды работы с коллажом.
I этап
1) Знакомство с ключевым понятием
2) Аудирование или ознакомление чтение текста, раскрывающего содержание рассматриваемого страноведческого явления
3) Проверка понимания воспринимаемой лингвострановедческой информации
4)
Фонетическая отработка
5)
Схематическое отображение
6)
Создание условно-речевых
7)Индивидуальные домашние задания
II этап
Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках при повторении пройденного и для соотнесения лингвострановедческой информации о стране изучаемого языка и о нашей стране.
Учитель может также предложить ученикам поучаствовать самим в этой работе. [10; C. 22]
Использование таблиц на уроках иностранному языку необходимо для того, чтобы установить бессловесную, графическую смысловую связь, понимаемую читателем без перевода в словесную форму.
Для передачи этого же содержания текстом понадобилось бы много дополнительных слов, в которых труднее было бы уловить закономерность или зависимость, выраженную в таблице, и сложнее искать какую-либо характеристику.
Основные требования к содержанию таблиц: существенность и достаточность данных, которыми характеризуется объект в таблице, и признаков, на основе которых группируются данные; сопоставимость сравниваемых данных; сопоставление данных по существенным, а не случайным признакам; достоверность данных; систематичность их расположения, понятная читателю; соответствие содержания таблицы тематическому заголовку и наоборот. Основные требования к форме: логичность и экономичность построения, а также удобство чтения. [23]
Следовательно, можно сделать
вывод, что обучение
Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности
3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса
Диагностика обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.[7; С 94]
В рамках данного исследования диагностика проводилась на базе МОУ СОШ № 61. Группа испытуемых состоит из учащихся 7г класса в количестве 10 человек.
Цель: Выявление уровня сформированности навыка монологической речи у учащихся.
Задачи:
Нами были отобраны следующие методы исследования: беседа и тестирование.
Беседа не совсем точный метод исследования и требует определенной подготовки. Как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Метод беседы наиболее эффективен в изучении мотивов поведения, поступков и действий учащихся. Применяется и при изучении результатов учебной работы. Беседа как исследовательский метод подобно методу наблюдения ничего не изменяет в изучаемой деятельности. [14; С.102]
Тестирование - это специально разработанная и научно оптимизированная аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценить уровень достижений учащегося и выразить результат в форме числа. Такая проверка проводится с использованием специально разработанных материалов - тестов.
Тест - это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. [29]
Беседа проводилась с учителем английского языка И.В. Болониной с целью выявления отношения учителя к использованию иллюстративной наглядности для развития навыка монологической речи у учащихся.
Нами были составлены следующие вопросы:
1) Как часто вы используете иллюстративную наглядность на уроке?
2) Какие виды иллюстративной наглядности предпочитаете?
3) Для чего вы используете иллюстративную наглядность?
4) Используете ли вы иллюстративную наглядность при обучении монологической речи?
5) Как вы строите работу на уроке при обучении монологической речи на уроке иностранного языка
В ходе беседы были заданы дополнительные вопросы (см. Приложение №1, С. 46).
В ходе беседы выяснилось, что учитель видит возможность использования иллюстративного материала, прежде всего при обучении лексике, грамматике. На наш взгляд, учитель недооценивает потенциал подобных материалов при обучении монологической речи. Инна Витальевна старается на каждом уроке использовать иллюстративную наглядность. Предпочтение отдает картинкам, схемам и таблицам. Использует их для объяснения грамматического материала, а также для развития навыков монологической и диалогической речи. Во время урока предлагает учащимся высказать свое мнение по какой-либо проблеме, описать кого-либо, после того как учащиеся прочитают или прослушают текст, реже предлагает высказаться по картинке, очень редко использует коллаж на уроке.
Тестирование
проводилось с группой
Согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку учащиеся 5-7 классов должны уметь:
- кратко
высказываться о фактах и
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение в связи с прочитанным/услышанным текстом.
Объем монологического высказывания – 8-10 фраз. [11;С.142]
Опираясь на требования Государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку, мы разработали следующие критерии и параметры оценки монологического высказывания по иностранному языку:
Предметная составляющая
1) Соответствие высказывания указанной теме, логичность.
2) Языковые знания, умения.
3) Личностная освоенность знаний, креативность мышления (свобода ориентирования знаниями, представленность личной позиции, понимания, наличие заключения).
Деятельностно – коммуникативная составляющая
4) Сформированность устной речи.
5) Умение пользоваться картинами.
6) Умение выражать свое отношение к предмету разговора с использованием речевых клише.
Для
оценивания теста нами была составлена
четырехуровневая шкала оценки:
|
18-16 баллов |
|
15-13 баллов |
|
12-10 баллов |
|
менее 9 баллов |
«Оптимальный уровень» - учащийся логично и последовательно высказывается о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как повествование, описание, эмоциональные или оценочные суждения, аргументирует свою точку зрения, опирается на средства зрительной наглядности, строит развернутые сообщения.