Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:46, курсовая работа
Цель:
Проектирование деятельности учителя по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи подростков.
Задачи:
1.Изучить функции и виды иллюстративной наглядности;
2.Охарактеризовать психолого-возрастные особенности подростков, учет которых необходим при обучении монологической речи;
3.Описать особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка;
Введение 3
Глава 1. Роль наглядности в обучении иностранным языкам 7
1.1. Функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора 7
1.2. Виды иллюстративной наглядности и их характеристика 12
Глава 2. Методические аспекты обучения подростков монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.1.Обучение монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.2. Учет психолого-возрастных особенностей подростков при обучении монологической речи 21
2.3. Особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка 24
Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности
3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса
3.2. Методическое пособие по использованию иллюстративного материала при обучении подростков монологической речи
34
Описанные особенности процесса порождения высказывания на уровне текста дают возможность сделать следующие выводы:
1.
Обучать говорению надо так,
чтобы осознаваемой целью
2.
Для формирования операции
3.
В порождении связных
4.
Поскольку при порождении
Как
мы уже знаем, формирование речевых
навыков осуществляется при выполнении
подготовительных (тренировочных) упражнений.
Когда учащиеся переходят от упражнений
по формированию какого-то одного навыка
к таким речевым действиям, в которых они
должны использовать только что усвоенный
материал вперемежку с изученным ранее,
свободно комбинируя языковые средства
для выражения мыслей, то возникают большие
трудности. Навыки, каждый из которых формировался
отдельно, еще очень хрупки, при столкновении
друг с другом они легко ломаются, учащиеся
затрудняются при построении фраз, которые
они раньше, при активизации отдельных
речевых моделей, легко составляли. Очевидно,
речевого опыта, полученного в тренировочных
упражнениях, не хватает для экспромтного
говорения в заданной ситуации. Значит,
при формировании умений неподготовленной
речи надо опираться на какой-то дополнительный
речевой опыт учащихся. [28]
2.3. Особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка
Роль наглядности при изучении иностранного языка очень велика. При обучении всем видам речевой деятельности важно использовать зрительную наглядность, наглядность, представленную с помощью изобразительного материала: ситуативные и тематические картинки, грамматические таблицы, фотографии. Такие вспомогательные средства обеспечивают гибкое, вариативное владение изученным материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи. [20;С.55]
Среди доступных средств наглядности большое место занимают картинки. Яркие картинки всегда вызывают интерес и внимание школьников. Для развития монологической речи, можно использовать серии картинок, тематические картины. Например, после усвоения лексики и речевых образцов предложить учащимся описать достопримечательности различных стран. В этом им помогут яркие рисунки наклеенные на картоне и снабженные подставкой, так что их можно поставить на парту. Ученики сначала отвечают на вопросы учителя, из их ответов складывается описание достопримечательностей. Затем один из учеников самостоятельно описывает понравившуюся ему достопримечательность. [19;С.21]
Дети хотят говорить тогда, когда изображенная ситуация либо не очень очевидна, либо содержит какую-то проблему, либо будит фантазию ребенка и позволяет делать гипотезы - т.е. оставляет место для размышления или домысливания. [1;С. 50]
Такая картинка представляет собой как бы «свернутую информацию»; это всегда ситуация, в связи с которой требуется выбор языковых средств, их комбинирование, определенное речевое поведение, т.е. социолингвистическая компетенция. При этом возможность для сугубо индивидуального толкования и развития информации.
По нарастанию степени сложности картинки условно можно классифицировать на VI—VII групп, и соответственно в такой же последовательности они вводятся в обучение. При этом подразумевается усложнение не только языкового материала, но и смысла картинок, а именно многозначности его толкования. Следует отметить, что границы между группами картинок достаточно условны и в значительной мере субъективны. [16;С. 53]
Работа
с так называемыми
Ниже приводятся картинки (I—VII), относящиеся к разным группам по сложности.
Группа
I: Методические картинки. «На пляже»
Группа II: «Очевидная» ситуация.«Невозможный колледж»
Группа III: «Неочевидная» ситуация
«Я
- мечтатель»
Группа IV: Ситуация, содержащая «проблему» «S.O.S. Семья в опасности»
Группа V: Проблемные ситуации с неоднозначным толкованием
«Семейный портрет»
Группа
VI: Картинки с особым языком, требующим
«декодирования» Фотография с афишей
«Да здравствует школа!»
Группа VII. Обложка книги
Работа с проблемными наглядными картинками по схеме 1.
На схеме 1 представлен один из возможных вариантов реализации методики, использованной при работе с «проблемными» картинками. Работа состоит из пяти этапов.
Этап I - Идентификация - предусматривает характеристику самого документа (картинки), например по нижеследующему плану.
Этап II - Описание. Получив карточку, ученик описывает изображенную на картинке ситуацию, используя полученные типовые обороты или фразы. Описание фактически является ответами на специальные вопросы.
Этап III - Интерпретация - подразумевает анализ изображенной ситуации, выявление социально значимых тем, проблем, а также позиции автора картинки.
Ученик высказывает свое мнение по поводу отраженной на картинке проблемы с помощью полученных модельных фраз (МФ).
Этап IV - Оценка картинки учеником
-
предусматривает в
Этап V- Развитие темы.
Смысл
и содержание этапа V достаточно
полно отражены на схеме 1, т.е. ученику
дается либо канва для высказывания, либо
модель высказывания, по которой он формулирует
общее понимание темы, проблемы, высказывается
об актуальности, важности изображенного.
Либо он должен добавить то, что ему известно
по данному вопросу. Учитель побуждает
ученика выбрать один из 3-х указанных
на схеме (см. схему 1) вариантов, либо выбрать
два, либо все варианты. [20;С. 52]
Схема 1.Технология работы с проблемными наглядными изображениями
I. Идентификация (по трехпунктному плану) | На основе имеющихся знаний и отработанной деятельности |
II. Описание (по вопросам) |
На основе вводимой по мере необходимости на уроке лексики |
III. Интерпретация ( наводящие вопросы или варианты) |
На основе использования типовых оборотов речи, модельных фраз, обработанных ранее или на уроке |
IV. Оценка | Используются оценочные суждения |
V. Развитие темы (модель высказывания, вывода) |
1.
ученик формирует общее |
2. ученик выражает свое личное мнение, суждение по рассматриваемым вопросам, проблемам, соотносит данную проблему со своими интересами, объясняет, как она должна решаться по его мнению |
3.
ученик добавляет известную |
На основе имеющихся знаний и отработанной, в том числе на уроке, лексики |
Существует множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них является работа с фотографией. Обучаемые могут использовать свой личный жизненный опыт, описывая свои семейные фотографии, которые напоминают им о каком-либо эпизоде из их прошлого. Меняя партнеров, каждый учащийся имеет возможность рассказать данный эпизод несколько раз. Таким образом, увеличивается время говорения каждого ученика и соответственно улучшается скорость говорения.
Учащимся раздаются фотографии кого-либо из группы, снятые в различные периоды его или ее жизни.
Можно также раздать фотографии, представляющие различные возрастные периоды (младенец – ребенок – подросток – взрослый), предположив, что один и тот же человек изображен на этих фотографиях. Работая в группах, учащиеся по фотографиям восстанавливают историю жизни человека, затем эти истории представляются всеобщему вниманию и сравниваются различные варианты.
Также к иллюстративной наглядности относится прием коллажирования.