Использование иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель:

Проектирование деятельности учителя по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи подростков.

Задачи:

1.Изучить функции и виды иллюстративной наглядности;
2.Охарактеризовать психолого-возрастные особенности подростков, учет которых необходим при обучении монологической речи;
3.Описать особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль наглядности в обучении иностранным языкам 7
1.1. Функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора 7
1.2. Виды иллюстративной наглядности и их характеристика 12
Глава 2. Методические аспекты обучения подростков монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.1.Обучение монологической речи на уроках иностранного языка 15
2.2. Учет психолого-возрастных особенностей подростков при обучении монологической речи 21
2.3. Особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка 24
Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности
3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса

3.2. Методическое пособие по использованию иллюстративного материала при обучении подростков монологической речи
34

Работа содержит 1 файл

диплом fomina.svetl2010@yandex.ru.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

Содержание

Введение  3
Глава 1. Роль наглядности в обучении иностранным  языкам  7
    1.1. Функции иллюстративной наглядности  и критерии ее отбора 7
    1.2. Виды иллюстративной  наглядности и их характеристика
12
    Глава 2. Методические аспекты обучения подростков монологической речи на уроках иностранного языка
15
    2.1.Обучение  монологической речи на уроках  иностранного языка 15
      2.2. Учет психолого-возрастных  особенностей подростков при  обучении монологической речи
21
      2.3. Особенности  работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка
24
    Глава 3. Проектирование деятельности учителя по развитию навыков монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с использованием иллюстративной наглядности

           3.1. Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся 7Г класса            

             3.2. Методическое пособие по использованию иллюстративного материала при обучении подростков монологической речи                    

34 
 

34 

39

Заключение 42
Список  литературы 44
Приложения 46
 

                                                                                                                                                                      

      

Введение

     Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Большое количество школьников овладевают иностранными языками, читая книги, газеты, журналы на иностранном языке. Школьники получают доступ к иноязычным материалам через глобальную сеть Интернет, общаются с носителями языка, слушают музыку, знакомятся с предметами искусства, таким образом, приобщаясь к культуре стран изучаемых языков. А это значит, что овладение иностранным языком способствует пониманию иных культур.[1;С.47]

     Современная цель обучения иностранному языку и  приобщения к иноязычной культуре формируется как подготовка к реальной межкультурной коммуникации.

     Относительно  необходимости обучения монологической и диалогической речи существуют в основном две противоположные точки зрения.

     Одни  методисты считают, что монолог – это усеченный диалог, то есть монологическое высказывание – компонент диалогической речи. Отсюда делают вывод о том, что специально обучать монологической речи не следует.

     Другие  полагают, что главное – научить высказываться по теме, то есть монологической речи. А кто сможет рассказать, тот, следовательно, и ответит на вопросы. [12;С. 57]

     Одной из целей обучения говорению является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. В настоящее время в массовой средней школе обучению данному виду речевой деятельности не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы донести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

     Развитие  монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями:

    • Кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
    • Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
    • Делать сообщение в связи с прочитанным текстом;
    • Выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному.

    Объем монологического высказывания –  до 12 фраз.[11; С 58]

     Учитывая  вышеупомянутые требования и выводы, полученные по результатам диагностики уровня развития навыков монологической речи учащихся 7 класса, мы видим противоречие между требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом к уровню развития навыков монологической речи, и неготовностью учащихся разворачивать монологические высказывания, вступая в иноязычное общение.

     В основе данного противоречия лежит  проблема, которая заключается в поиске способов и приемов обучения монологической речи. Решение данной проблемы мы видим в использовании иллюстративной наглядности при обучении подростков монологической речи на уроках иностранному языку.

     Сочетание слова и наглядности – это  одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.       

     Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её. Ряд исследований подтверждают тот факт, что наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше. Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие. [18; С. 34]

     И. А. Зимняя считает, что наглядность  в плане сообщения знаний при обучении иностранному языку может использоваться в целях: семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности.

     Е. И. Пассов считает, что цель применения изобразительных смысловых опор – «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как «к зрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи»[13; С. 24]

     Безусловно, иллюстративный материал может использоваться для эффективного усвоения новой лексики на уроках иностранного языка, однако в рамках данной работы иллюстративный материал мы рассмотрим как средство развития навыков монологической речи. 

     Цель:

     Проектирование  деятельности учителя по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи подростков.

     Задачи:

  1. Изучить функции и виды иллюстративной наглядности;
  2. Охарактеризовать психолого-возрастные особенности подростков, учет которых необходим при обучении монологической речи;
  3. Описать особенности работы с иллюстративным материалом при обучении монологической речи на уроках иностранного языка;
  4. Выявить уровень сформированности навыков монологической речи у учащихся 7 Г класса.
  5. разработать методическое пособие по использованию иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков.

     Объект: процесс обучения монологической речи на уроках иностранного языка

     Предмет: использование иллюстративной наглядности при обучении монологической речи на уроках иностранного языка

      Метод исследования:

  • Изучение теоретических источников;
  • Беседа;
  • Тестирование;
  • Анализ результатов диагностики

   Теоретической основой настоящей работы являются научные исследования по данной проблеме методистов и педагогов: А.П.Старков, В.А. Артёмов, Г.В. Рогова, А.А.Леонтьев, И. А.Зимняя, Е. И.Пассов, И.Л. Бим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Роль иллюстративной наглядности в обучении иностранным языкам

1.1. Функции иллюстративной наглядности и критерии ее отбора

     В современных условиях, когда основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях  является развитие личности обучаемого, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, наглядность выступает в качестве основы, на которой строится речь, определяет её содержание и условия протекания. Наглядность служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; она является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний; содержит подсказки для раскрытия законов языка при его чувственно-наглядном восприятии. [13; С. 25]

     Наглядность воздействует на эмоциональную сторону  личности обучаемого. Известно, что органы зрения обладают большей чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом преподавателя приводит в действие I и II сигнальные системы, что способствует более прочному усвоению материала. [12; С. 59]

     Средства  наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.

     Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним видом наглядности. Существует и наглядность внутренняя, которая вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения. Наглядность есть проявление психических образов этих предметов, изображённых на фотографиях, рисунках и т.д. Когда говорят о наглядности, то имеют в виду образы этих предметов. Яркая наглядность создаёт представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации, так как восприятие наглядности оказывает эмоциональное воздействие на обучаемого. [3; С. 78]

     Анализ  методической литературы показал, что  отечественные методисты активно  занимаются разработкой проблемы использования наглядности при обучении иностранному языку и отмечают ее высокий потенциал не только в освоении новой лексики, но и в овладении основными видами речевой деятельности.

     Так А.П. Старков считает, что при обучении иностранному языку наглядность является не только основным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.

     При овладении языком, который является знаковой системой, формой выражения мысли и средством общения необходимо создавать такие речевые ситуации, которые должны стимулироваться при помощи наглядности.

     В.А. Артёмов указывает на преимущества чувственно-наглядного преподнесения  материала, так как: это мобилизует психическую активность учащегося; переводит произвольное внимание в послепроизвольное; развивает память, которая опирается при этом на ощущения; расширяет объём усвояемого материала в процессе сопоставления родного и иностранного языков; облегчает весь процесс обучения и тем самым вызывает интерес к занятиям иностранным языком; снижает утомляемость; тренирует творческое воображение; служит источником и критерием достоверности приобретаемых знаний; облегчает весь процесс обучения и тем самым вызывает интерес к занятиям иностранным языком. [13; С. 33]

Информация о работе Использование иллюстративной наглядности для развития навыков монологической речи у подростков