Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.
В то время, когда остальные выполняли упражнения из рабочей тетради, репортеры проводили опрос, причем они самостоятельно дополнили перечень вопросов. Затем с нашей помощью был подведен итог по процентно-рейтинговой системе. В результате оказалось, что 82% учащихся не заботятся о правильном питании: едят много сладкого, редко употребляют в пищу свежие овощи и фрукты.
Результаты опроса девочки изложили в виде доклада, прослушав который учащиеся организовали «круглый стол» и давали друг другу советы, активно используя лексику предыдущих тем. Затем Аня и Настя провели аналогичный опрос в параллельной группе и сравнили результаты.
При подведении итогов игры в целом, класс оценил работу репортеров на «отлично», и было выражено желание в дальнейшем проводить игры подобного рода.
Одним из видов ролевой игры, распространенной на уроках иностранного языка, является составление диалогов. В период педагогической практики данный вид работы также многократно применялся. Приведем пример. На одном из уроков проводилось аудирование. Незнакомые слов заранее были выписаны на доску, для того, чтобы учащиеся переписали их в тетради. Прослушав диалог, учащиеся выполнили разнообразные упражнения, в число которых входили: «Ответьте на вопросы», «Преобразуйте предложения, заменив выделенные слова словами из диалога» и так далее. Эти упражнения явились своеобразной подготовкой к ролевой игре в виде составления диалогов, аналогичных прослушанному.
Группа разделилась на пары, причем во многих случаях оказалось так, что «более сильные» ученики составили пары с «менее сильными». Так, Ращупкин Илья., который занимается дополнительно с репетитором и обладает более высокими знаниями английского, оказался в паре с Приходько Денисом, у которого ярко выраженные склонности к изучению точных наук. Максим взял инициативу на себя и распределил роли. Денису досталась роль продавца, а Илье – роль покупателя.
Как выяснилось позднее, Денис мечтает открыть в будущем свой магазинчик. Илья, зная об этом, распределил роли именно таким образом.
Во время проигрывания диалога Денис преобразился. С помощью Ильи он подобрал необходимые для составления диалога слова и выражения, и у мальчиков получился очень живой и интересный диалог. Мальчики, особенно Денис, очень комфортно и уверенно чувствовали себя в данной коммуникативной ситуации.
Хотелось бы отметить, что во время прохождения практики использовались и другие виды ролевых игр.
В
психолого-педагогической литературе
отмечается, что если занятия с
использованием игровых технологий
не принесли желаемого результата,
то они являются потенциально губительными
для учебного заведения, угнетающими
обучаемых и вредными для профессиональной
репутации самого педагога. Полноценная
и качественная оценка образовательной
результативности на занятиях с использованием
игровых технологий, установление с
этой целью разнообразной обратной
связи, позволит проконтролировать
результаты обучения и своевременно
внести необходимые изменения. Обратная
связь и оценка качества нужны, прежде
всего, самому преподавателю-руководителю
игры, как по ходу ее проведения, так
и после окончания. К таким
приемам можно отнести
Опросник включал в себя следующие вопросы:
1) Что вы ожидали от игры?
2) Чувствовали ли вы себя включенными в работу?
3) Напишите некоторые общие замечания по поводу хода игры, подготовленных материалов и оборудования.
В первое время учащиеся затруднялись отвечать на данные вопросы, в дальнейшем, в ходе проведения ролевых игр, они уже осознанно отвечали на вопросы. Это, в свою очередь, позволяло увидеть содержательные результаты игры и уже на следующей игре производить необходимые изменения.
Таким
образом, учет мнений и интересов
учащихся способствовал созданию атмосферы
сотрудничества, что, в свою очередь,
явилось важным условием для повышения
мотивации учащихся к изучению иностранного
языка и, в целом, повысило успеваемость
учащихся.
Вывод:
В ходе исследования была выявлена методологическая структура и функции ролевой игры.
В частности, были выделены следующие функции:
- побудительно-мотивационная;
- ориентирующая;
- компенсаторная;
- воспитательная.
Нами
рассмотрены методы использования
ролевой игры при обучении иностранному
языку, в котором различаются
этапы и распределение
3.4
Диагностирование уровня
лексических навыков
Получив в результате теоретического исследования подтверждение нашей гипотезы о том, что, если использовать игровые приёмы при изучении лексики, то повысится уровень её усвоения младшими школьниками, мы провели эксперимент, с целью подтвердить гипотезу на практике и определить эффективность применения игровых приёмов на уроках английского языка.
Исследование проводилось на группе детей 4 «Б» класса средней школы № 84 города Алматы Турксибского района. В подгруппе изучения английского языка всего 14 человек, из них в исследовании участвовали 14 человек:
Средний
возраст детей в группе составляет
10-11 лет, дети в основном из благополучных
семей. Отношение к учебной
Обучение
детей в группе 4 «Б» класса ведётся
по УМК «English» авторов И.Н. Верещагиной,
Т.А. Притыкиной. Данный учебник много
лет используется для обучения детей
в школах с углублённым изучением
английского языка, лицеях, гимназиях.
Обучение по данному учебнику закладывает
у детей прочную лексическую
и грамматическую базу. Лексика по
новым темам вводится постепенно,
при помощи таких приёмов, как
использование наглядности, загадки;
закрепление лексического материала
происходит в течение нескольких
уроков, с помощью представленных
в учебнике кроссвордов, картинок, сквозных
персонажей. Также в УМК входит
рабочая тетрадь на печатной основе
для учеников, частично построенная
на игровых приёмах, используемых для
закрепления изучаемой лексики.
В рабочей тетради представлены
такие игры, как составление диалогов,
«Сделай подписи под
Работа над лексикой также начинается с устного ознакомления с ней учащихся в речевых образцах. Раскрытие значения, или семантизация, слов проводится главным образом беспереводно: с помощью показа предметов, картинок, действий и так далее; путём использования синонимов, антонимов, словообразовательных элементов, дефиниций, контекста, а также с помощью перевода или перевода - толкования. Там, где возможно, происходит упор на языковую догадку учащихся - по известным словообразовательным элементам, интернациональным словам.
В процессе работы над чтением предполагается обучение детей навыкам работы со словарём, помещённым в конце учебника: отыскать значение нового или забытого слова, убедиться в правильности его произношения.
Отработка лексики в учебнике проводится устно в разнообразных одноязычных упражнениях. Затем выполняются устные упражнения творческого характера с применением этой лексики. Далее учащиеся встречаются с ней в чтении. Они также используют лексику при выполнении письменных упражнений в классе и дома.
Эксперимент проводился с тридцать первого января по первое марта 2007 года. Так как изучение одной лексической темы в рамках учебного плана рассчитано на 4 часа, было проведено 11 экспериментальных занятий. Остановимся подробнее на нашем эксперименте.
На первом занятии был проведён констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент преследовал следующие цели:
а) определить общий уровень обученности и сформированности коммуникативных и лексических навыков в целом по группе на данный момент времени;
б) получить данные, показывающие результат, полученный при проведении уроков по методике, используемой учителем данной группы детей.
Констатирующий эксперимент проводился по итогам изучения темы «Seasons» - Времена года. При изучении данной темы, учитель использовал игровые приёмы, предложенные в учебнике, не в полной мере; дополнительные игровые приёмы не применялись, за исключением использования иллюстрации с названиями времён года и изображенными явлениями (циклическая иллюстрация). Для проверки уровня обученности детей по данной теме, была использована контрольная работа с заданиями, аналогичными тем, что впоследствии использовались при проверке уровня обученности детей на следующих стадиях эксперимента.
Для выражения
уровня знаний, здесь и в дальнейшем
использовалась четырёхбальная система
оценок, соответствующая отметочной
школьной системе. Результаты констатирующего
эксперимента мы для удобства занесли
в таблицу:
№ п/п | Фамилия | Результат | |
1. | Айтжан Наргиз | 3 | |
2. | Буззаллаев Асхат | 4 | |
3. | Варакин Роман | 5 | |
4. | Горженина Наталья | 4 | |
5 | Земиров Турал | 2 | |
6. | Ибрагимов Фархад | 3 | |
7. | Пошаева Любовь | 5 | |
8. | Прещипенко Екатерина | 5 | |
9. | Соколов Евгений | 3 | |
10. | Сугирбеков Серик | 5 | |
11. | Тохтамушев Имманияз | 4 | |
12. | Цой Маргарита | 5 | |
13. | Хасанов Иван | 3 | |
14. | Шастун Мария | 4 |
Отрицательная оценка - 2 - отмечается только у одного ребёнка – Земиров Турал. Это вполне обусловлено, поскольку данный ребёнок воспитывается в семье, где не уделяется особое внимание образованию, имеет отставание от стандартного уровня по всем предметам; предметы, имеющие языковую специфику - русский и английский языки - даются особенно тяжело, так как у ребёнка наблюдается дисграфия и речь сформирована несколько ниже уровня, соответствующего его возрасту.
Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка