Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.
Классификация и общая характеристика учебных игр по иностранному языку достаточно подробно рассмотрены в системе учебных игр, описанных ранее. Ниже приводятся примеры некоторых игр, использованных в ходе эксперимента.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры- загадки, игры- имитации, игры- соревнования, игры с предметами, ролевые, на внимательность и др. При выработке произношения полезны следующие игры:
She sells * seashells*by the seashore* of the Seychelles.
Знак * означает паузу, во время которой ученики могут хлопать в ладоши ( сначала 2 раза, затем 1, наконец могут произнести скороговорку без пауз. При произнесении скороговорки полезно менять темп, постепенно ускоряя его. [26, с. 58]
2. Лексические игры
При обучении лексике целесообразно использовать игры на корточках, загадки, кроссворды, игры тира «Найди слово», «Найди пословицу» и др.
Так, например, на этапе введения лексического материала преподаватель ведет рассказ, в котором постепенно использует новые слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по контексту. Они пытаются объяснить новое слово, дав ему дефиницию, либо употребив синоним или антоним. Это порождает здоровую сознательность и сотрудничество.
На
следующем занятии можно
В практике преподавания весьма распространены игры типа «Снежный ком».
Приведем пример. Все ученики рассаживаются по принципу «круглого стола», в центре которого выкладываются карточки с изучаемыми словами и выражениями ( лицевой стороной вниз). Один ученик берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово или выражение в предложении. Второй ученик берет другую карточку и придумывает новое предложение, логически связанное с предыдущим и т. д. Так составляется коллективный рассказ, которому потом дается название. Чтобы игра не показалась участникам однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка, голубя и т.д., что должно символизировать тематику урока («У карты мира», «Политическое устройство»). [19, с. 7]
Полезной при работе с лексикой является и другая игра, относящаяся к этому типу. Вся группа участвует в описании фотографии, рисунка, события в составлении рассказа, состоящего в одном предложении. Непременным условием игры является употребление активного выражения.
Можно использовать игры-соревнования (парные, командные, фронтальные), в том числе викторины, конкурсы, а также игры типа «Аукцион» или «Дуэль», задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу, относящееся к определенной теме, ситуации и т. д. [41]
Примером игры- соревнования может быть игра «Дуэль», цель которой – активизация и закрепление лексики по теме «У карты мира». В «дуэли» принимают участие 2 человека, третий - «секундант». «Секундант» задает тему (например, «США»). Жребий определяет, кто будет начинать поединок. Первый участник начинает фразу («США» - это…). Второй продолжает ее («высокоразвитая держава…») и дает следующую информацию («она расположена в …»), которую продолжает первый, и т.д. до тех пор, пока вся информация не будет исчерпана. Побеждает тот, за кем осталось последнее слово. Его партнер считается «убитым» Секундант следит за тем, чтобы сохранялась логика рассказа, не было длинных пауз и чтобы «дуэлянты» всякий раз использовали активное слово. Каждое нарушение равносильно одному 2ранению». Третье ранение «смертельно». Игру можно построить на лексике по определенной теме, а не на фразах.
Полезны
лексические игры на скорость (когда слушатели
должны как можно быстрее записать слова,
противоположные или аналогичные по значению
данным; слова, определяющие данные; которые
могут употребляться в данных словосочетаниях).
Применяются в учебной практике и игры
на ритм, когда на каждый удар метронома
или мяча ученик должен безошибочно назвать
5 требуемых слов, например : « я зная названия
5 стран – США, Великобритания, Эфиопия,
Венгрия, Китай. Первая – в Америке. Вторая
– в Европе, третья – в Африке,…» и т.д.
Данные способствуют развитию внимания
учеников и автоматизма в выборе и употреблении
необходимого лексического материала.
Назвать безошибочно 5 стран, их тип, географическое
положение в определенном темпе сложно,
поэтому можно выполнять игровое упражнение
в порядке возрастания чисел от 1 до 5. В
целях экономии времени на занятии этот
вид игры лучше вынести за пределы класса
и рекомендовать ее ученикам в качестве
домашнего задания или упражнения на досуге.
Форму игры можно модифицировать. Например,
играя в волейбол, настольный теннис или
делая утром зарядку, ученики одновременно
могут отрабатывать активный лексический
материал. [36]
Игра
- древнее достижение культуры. Она
существует столько, сколько существует
общество. И жизнь каждого отдельного
человека также сопровождается игрой.
В наше время игра стала не только
самостоятельным видом
Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную (освоение диалектики общения);
диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех
людей социокультурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений);
эстетическая (наслаждение, которое испытывается от игры). [18, с. 7]
Здесь следует добавить, что, если мы обратимся к исследованиям Ф.Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что "предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом". Указание на эстетическую функцию игры мы можем встретить и у таких ученых, как Г. Спенсер и В. Вундт.
Если
же мы говорим об игровой деятельности
в процессе обучения, то можно выделить
следующие функции, представленные
в виде схемы:
Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций:
Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения, иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).
Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место
и роль игрового метода в учебном
процессе, сочетание элементов игры
и учения во многом зависят от понимания
учителем функций и классификаций
различного рода игр. [32, с. 304]
Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. [5, с. 157]
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
Учение для младшего школьника - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая - вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он - реалист.
Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка