Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА v.docx

— 207.79 Кб (Скачать)

Остальные дети показали положительные и удовлетворительные результаты. Для отражения общей  картины по группе в целом, мы представили результаты в виде диаграммы.

     Данная  диаграмма отражает процентное соотношение  успевающих на отлично, на хорошо, удовлетворительно, и неуспевающих детей в классе по результатам констатирующего  эксперимента. 
 

 
 

     Поскольку, составляя теоретическую часть  работы, изучив литературу по проблеме, мы сделали вывод о зависимости  усвоения материала от мотивации  на уроке, на констатирующем этапе было также проведено анкетирование, направленное на определение уровня мотивации. Анкетирование проводилось  анонимно, учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, в каждом из которых  было дано три варианта ответа, подразумевающие соответственно высокий, средний и низкий уровни мотивации. Для подсчёта результатов, ответы переводились в баллы по трёхбалльной системе: 1, 3, 5 баллов. Баллы в 2 и 4 единицы не были использованы для более чёткого разграничения показаний. В результате этого, уровни мотивации в баллах, возможно, условно разграничить на следующие уровни:

     17-25 баллов - высокий уровень учебной мотивации, интерес к процессу обучения как источнику получения знаний; 

     12-17 баллов - средний уровень учебной мотивации, дети которые достаточно успешно справляются с учебной деятельностью, но достаточно легко отступают перед трудностями вследствие невысокого интереса; 

     5 - 12 баллов- низкий уровень школьной мотивации, частые проблемы, нежелание их решать, дети предпочитают пропускать занятия, нежели хорошо подготовиться к ним. 

     Результаты  анкетирования по итогам констатирующего  эксперимента показали невысокий уровень  мотивации на уроке: 

Высокий уровень - 8 человек, или 57,1% детей;  

Средний уровень - 4 человека, или 28,6% детей;  

Низкий  уровень - 2 человека, или 14,3% всей группы.  

     Опираясь  на данные результаты, мы заключили, что  на момент констатирующего эксперимента в группе преобладали дети с высоким  уровнем мотивации, хотя есть и дети с явными проблемами мотивационной  сферы: например, результат анкетирования  Федосеевой Саши показал 5 баллов, то есть минимальный результат из возможных  в данном типе тестирования.

     Таким образом, мы выявили общий уровень  группы, который оказался средним. Полученные результаты помогли нам выстроить  дальнейшую работу и перейти к  следующей, формирующей стадии эксперимента. 

Формирование  лексических навыков  с использованием игровых приемов 

     Проанализировав полученные данные, мы разработали  и провели серию экспериментальных  занятий, которые составили формирующий  эксперимент, преследовавший следующие  цели:

     а) исключить возможность влияния  эффекта новизны на результаты эксперимента;

     б) получить замеры уровня усвоения лексики  при проведении уроков с минимизированными  игровыми моментами при введении новой лексики;

     в) введение, отработка и контроль лексики  по новым темам;

     г) повышение интереса детей к предмету английского языка;

     д) получить замеры уровня усвоения лексики  при проведении уроков с учётом методики применения игровых приёмов, разработанной  в теоретической части нашего исследования, для последующего сравнения  с результатами констатирующего  эксперимента и первой части формирующего эксперимента.

     Формирующий эксперимент включал в себя 8 занятий, в течение которых проходило  изучение новых лексических тем: «Pets and other animals» - Домашние и дикие  животные, и “Clothes» - «Одежда».

     Изучение  первой темы (4 урока) составило первую часть формирующего эксперимента. При  введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме, не было использовано никаких  дополнительных материалов, за исключением  данных в учебнике; кроме того, в  материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые  виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подстановка  слов, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме контрольной  работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на констатирующей стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний  уровень усвоения лексического аппарата по данной теме.

     Результаты  тестирования показали средний уровень  усвоения лексики; отметку «отлично»  получили только 21,4% детей; основная масса - 42,8% - написали работу на отметку «хорошо»; удовлетворительным оказался уровень  у 29% детей, что показано на диаграмме 2. Неудовлетворительный результат  показал только Земиров Турал. 

     Получив указанные результаты, мы приступили к проведению второй части формирующего эксперимента, с учётом всех полученных нами теоретический знаний. Следующая  лексическая тема, согласно планированию, - «Clothes» - «Одежда». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при  введении, отработке и контроле новых  лексических единиц. Все игровые  задания были согласованы с изучаемой  темой и проводились согласно методике проведения дидактических  игр на уроках английского языка  в начальной школе.

       Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое  занятие носило характер закрепления  материала. При введении лексики,  активно использовалась наглядность,  преимущественно предметная, поскольку  именно яркая предметная наглядность  вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию.

       При закреплении, кроме описанных ниже игр, также использовались стихотворения и рифмовки, которые, как и было описано в теоретической части нашего исследования, легко заучивались детьми за счёт высокого положительное эмоционального настроя, и позволяли непринуждённо использовать новую лексику в устной и письменной речи.

     Все игровые задания носили коммуникативный  характер, на всех уроках этой серии  широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном  этапе: «Учитель - класс», «Учитель - ученик», «Учитель - класс», «Ученик - класс», «Класс - ученик», «Ученик - ученик», работа в  группах и командах.

     Нам бы хотелось привести примеры некоторых  игровых заданий, которые применялись  на уроках во время проведения формирующего эксперимента, в порядке увеличения степени сложности.

1. «Будьте внимательны» 

Детям показываются различные предметы одежды, при этом учитель называет их вслух, например “This is a hat”, “This is a coat”. Однако некоторые предметы специально называются неверно. Дети должны сразу обнаружить ошибку и хлопнуть в ладоши. Первый среагировавший исправляет фразу: This is not a coat, but this is a shoe”.  

2. «Найди лишнее» 

Детям предлагаются ряды слов - названий предметов  одежды. Например, hat, cap, boot. Задание - определить лишнее слово, объяснить, почему. 

3. “Describe the picture” 

Детям раздаются распечатанные листочки, на которых изображена кукла / человек / животное, с небольшим по объёму текстом, в котором пропущены  названия предметов одежды (или их признаков). При этом дети разделены на команды и выполняют работу на скорость.  

4. «Отгадайте предмет  одежды» 

Ученик  выходит к доске, загадывает какой-либо предмет одежды. Сидящие в классе должны отгадать, что загадано, задавая  вопросы типа: “Is it a sweater?”. Ведущий (ребёнок у доски) подводит к правильному  ответу, называя, на какой части тела носится данный предмет одежды.  

5. «Путаница» 

На доске  вывешиваются изображения животных, одетых в тот или иной предмет  одежды (кот в сапогах, бегемот  в шляпе, и т.п.). Под рисунками  сделаны подписи, соответствующие  другим рисункам. Задание детей - по цепочке восстановить правильные подписи, используя необходимые лексические  структуры. Эту игру очень удобно использовать на этапе речевой зарядки (в начале урока). 

6. «Сортировщики» 

На доске  подряд записаны различные виды одежды. Класс разделен на три команды. Виды заданий: 

а) Разделить  по командам одежду на женскую, мужскую, ту, которую могут носить и девочки, и мальчики;  

б) разделить  одежду на летнюю, зимнюю, внесезонную;  

в) разделить  одежду на ту, что носится до пояса, и ниже пояса. (В этом случае класс  делится на 2 команды).  

Игра  проходит в форме соревнования, на скорость и правильность.  

7. «Лото» 

Дети  делятся на 3 команды. Каждой команде  раздаются листочки с изображениями  предметов одежды. У разных команд могут присутствовать одни и те же предметы одежды, различные, например, цветом, - для усложнения задания  и возможности использовать единицы  активной лексики урока несколько  раз за игру. Ведущий в быстром  темпе зачитывает вразброс названия предметов одежды, дети каждой команды  должны успеть найти и подписать  названную вещь. 

8. «Опиши соседа» 

К доске  вызывается один ученик, остальные  описывают, во что он (она) одет (а). При  этом заготовки фраз, которые будут  использоваться при описании, заранее  обговариваются, и могут быть записаны на доске. Таким образом, к доске  вызываются несколько человек, разного  пола, для того, чтобы иметь возможность  назвать максимальное количество разных видов одежды.  

Примечание. В школах со строго прописанной формой, эта игра будет вызывать значительно меньше интереса.  

9. «Магазин одежды» 

     Один  ребёнок играет роль продавца, другой - роль покупателя. Продавец рассказывает о своём товаре, покупатель выбирает, покупает, возвращает, используя при  этом всю активную лексику темы. И продавец, и покупатели могут  меняться несколько раз за игру. При этом очень важно следить  за тем, чтобы игра проходила максимально  динамично, так как в противном  случае она займёт слишком большую  часть урока.  

     Кроме перечисленных выше игр, на уроках использовались разнообразные кроссворды, ребусы, стишки, а также различные игровые  задания, данные в учебнике по данной теме. 

Определение эффективности применения дидактических игр  при формировании лексических навыков 

     После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности  проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную  сферу, и, как следствие, на уровень  усвоения лексики.

     Для получения результатов по уровню мотивации, была использована анкета, аналогичная той, что была использована нами на констатирующем этапе эксперимента; для получения результатов по уровню усвоения лексики, были использованы оценочные баллы контрольной  работы, завершившей формирующий  эксперимент.

     В диагностировании принимали участие  все дети наблюдаемой группы, это  количество – 12 человек - мы принимаем  за 100%. Математический анализ показал следующие результаты: 

Высокий уровень - 10 человек, или 71,4% детей;  

Средний уровень - 3 человека, или 21,4% детей;  

Низкий  уровень - 1 человека, или 7,2% всей группы.  
 

     Как показывают приведённые цифры, уровень  мотивации в целом по группе повысился; кроме того, результатов в 5 баллов не показал ни один ребёнок. Ниже мы приводим сравнительную диаграмму  по уровню мотивации в начале и  в результате эксперимента:

     После анализа уровня мотивации, мы сравнили данные по уровню усвоения лексики, чтобы  убедиться, что повысившийся уровень  мотивации в результате применения игровых приёмов действительно  положительно повлиял на уровень  усвоения лексики. Выявление уровня усвоения лексики проводилась, согласно методике проведения эксперимента, при  помощи контрольной работы, с аналогичными использованным на предыдущих этапах заданиями. Результаты данной проверочной  работы оказались следующими, при  выражении их в балловых показателях:  
 

Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка