Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА v.docx

— 207.79 Кб (Скачать)

Интерес привлекает уже и то, что не обязательно  должно быть дано в личном, настоящем  или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.

     Непосредственность  детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной  обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют  свое любопытство: подбегают поближе  к тому, что их интересует; стремятся  все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для  них наименования, замечать вслух, что  кажется красивым и что неприятным. [37]

     Во  время прогулок и экскурсий у  младших школьников ярко выражены стремление и способность схватывать необычное, новое и запечатлевать. Иногда они  начинают высказывать друг другу  вслух фантастические суждения. Но они и сами не придают значения своим замечаниям. Их внимание скачет: они не могут не всматриваться, не вслушиваться, а их восклицания и  предположения, по-видимому, помогают им в этом.

Ученики начальных классов нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо  всем, что читали, что видели и  слышали в школе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинное повествование  со многими упоминаниями, малопонятными  для постороннего. Самим им такой  рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительность всего, что происходило с ними. [16, с. 120]

     Потребность поделиться, снова оживить в сознанием  то, что было с ними недавно, может  свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. [16, с. 170]

     По  мнению Якобсона П.М., впечатления от стихов и рассказов, исполненных  в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма могут быть глубокими и стойкими у детей 8-10-летнего возраста. Чувства  жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут  достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей маленькие школьники допускают  серьезные ошибки и искажения. Кроме  того, маленький школьник может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания. [23, с. 60].

     Как считает Смирнов А.А., появление  широких реалистических интересов  заставляет ребенка обращать внимание и на переживания окружающих людей, понимать их "объективно", не расценивая их с точки зрения только того значения, которое они имеют для него в данный момент. Он начинает понимать чужое страдание именно как страдание, как неприятное переживание данного  человека, например своего товарища или  матери, а не только как источник каких-либо неудобств для себя. Если предыдущую эпоху обычно характеризуют  как эгоистическую, то новый этап жизни можно рассматривать как  начало альтруистических проявлений [13, с. 450].

     Зеньковский В.В. отмечает, что младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Ребенок типически "послушен" в эти годы, он с интересом и  увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные  идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что "нужно" делать [14, с. 170].

     Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание  дать поступку нравственную оценку. Заимствуя  критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно  требовать от других детей соответствующего поведения.

Основной  деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств  и качеств ребенка школьного  возраста, является учебно-познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т.е. в младшем школьном возрасте.

     Индивидуальность  ребенка к этому возрасту проявляется  также и в познавательных процессах, или познавательных способностях. Это  психические процессы, с помощью  которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно также без речи и внимания. [29, с. 350]

     Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

     В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III - IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении. [6, с. 200- 202]

     Особое  значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

     Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка - это как бы "недоразвитое" мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. [8, с. 26- 27]

     Так же одним из важнейших условий  формирования ребенка младшего школьного  возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. [34]

     Таким образом, можно утверждать, что младший  школьник - это "маленький взрослый", у которого начинаются формироваться  важнейшие процессы. И очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали  большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В  форме игровой деятельности можно  всегда легко и быстро объяснить  какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную  рутинную ежедневную учебу, и что  самое главное, заинтересовать детей  в изучении английского языка  с детства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Play, play, for your locks will grow grey-

                       Ch. S. Calveriey.

Глава 2. Методика организации и проведения игр на уроке иностранного языка в младших классах

2.1 Требования к играм

 

     Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока  и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться  в течение 3-5 минут и служить  своеобразным повторением уже пройденного  материала, а также разрядкой  на уроке.

     При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

     Игры  могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все  они способствуют формированию речевых  навыков.

Одна  и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все  зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности  и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. [7, с. 32]

     Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в  классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и  стали вместе с учителем участниками  этого процесса. Доверительность  и непринужденность общения учителя  с учащимися, возникающие благодаря  общей игровой атмосфере, располагает  школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение  иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность  проявлять самостоятельность в  решении речемыслительных задач, быстрая  реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные  качества речевого умения - могут быть проявлены во время проведения игр. [1, с. 339- 340]

     Из  понимания значения игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая  игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей  и их воспитания.

     В игре обязательно наличие увлекательной  задачи, решение которой требует  умственного усилия, преодоления  некоторых трудностей.

Игра  должна включать себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает  выполнение задачи.

     Следует учитывать также и то, что любая  игра в учебном процессе - методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого  приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической  речи и расширенному монологическому  высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и  воспитанию учащихся средствами иностранного языка. [12, с. 334]

     Есть  основные требования к играм.

     Игра  должна стимулировать мотивацию  учения, вызывать у школьников интерес  и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

Игра  должна быть принята всей группой.

     Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.

Игра  вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует  себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у  него появится чувство уверенности  в своих силах.

Игра  организуется таким образом, чтобы  учащиеся могли в активном речевом  общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

     Учитель непременно сам верит в игру, в  её эффективность. Только при этом условии  он сможет добиться хороших результатов. [22, с. 28- 30]

     В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с  его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать  собеседника, задавать уточняющие вопросы  и т.д.

Прежде  чем ввести данный прием работы в  учебный процесс, необходимо провести подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса.

Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка