Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.
Психологическое воздействие игры проявляется и в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Психологическое воздействие игры на разных людей неодинаковое, оно определяется индивидуальными особенностями личности.
Социально-
Педагогическое влияние учебной игры проявляется в воспитании чувства коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной ответственности перед коллективом за успех общего дела. Благотворно ее влияние на формирование ответственного отношения к учебной деятельности. При этом примечательно то, что у обучаемых появляется стремление к знаниям, не ради оценки, они начинают чувствовать вкус к приобретению знаний. Повышается требовательность к себе. Развиваются профессиональные качества будущего специалиста, формируются методические умения. [39]
Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует развитию его как личности и как специалиста, заставляя постоянно работать над собой, совершенствовать педагогическое мастерство.
Каковы основные требования к игре и условиям ее проведения?
Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры. [14, с. 239]
Требования
социально-психологического характера
подразумевают создание условий, обеспечивающих
взаимодействие, общение и сотрудничество
участников игры. Одним из таких
условий является социально-психологическая
готовность учащихся к такого рода
деятельности. Данный вид готовности
предполагает, в частности, компетенцию
участников общения в области
той или иной затрагиваемой проблемы
и наличие коммуникативных
Педагогические требования сводятся к следующему. Применяя игру как форму ( средство, методический прием) обучения, преподаватель должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и ее членов. Всякая учебная игра должна решать конкретную задачу. [2, с. 58]
Нет
нужды объяснять, насколько все
эти качества необходимы ребенку
в дальнейшей жизни, и, в первую очередь,
в школе, где он должен включиться
в большой коллектив
Иными
словами, взрослые должны сознавать, что
игра вовсе не пустое занятие, она
не только доставляет максимум удовольствия
ребенку, но и является мощным средством
его развития, средством формирования
полноценной личности.
1.2
Виды игровой деятельности
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, что это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную ( сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).
Творческие или сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми. Они отличаются по содержанию ( отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации- разыгрывание сказок и рассказов).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
В
каждой возрастной группе должны быть
разнообразные дидактические
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот- слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед учебными заведениями по всестороннему развитию воспитанников.
Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.
Характерные
особенности дидактических игр
заключаются в том, что они
создаются взрослыми с целью
обучения и воспитания детей. Однако,
созданные в дидактических
Каждая дидактическая игра включает в себе несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром ( природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения . Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры. [31, с. 272]
Немаловажная
роль в дидактических играх
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх- без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие
между играми с правилами и
творческими заключается в
Дидактические игры отличаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других - иные. [17, с. 29]
Четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
1) Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
2) Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основанные на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
3) Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Можно группировать игры и так:
Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка