Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА v.docx

— 207.79 Кб (Скачать)

     Психологическое воздействие игры проявляется и  в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности  в мыслительной деятельности. А это  ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности  и инициативности учащихся.

     Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных  путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и  умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она  развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой  стороны личности, учит управлять  своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение к тому или иному  явлению, факту, проблеме.

     Психологическое воздействие игры на разных людей  неодинаковое, оно определяется индивидуальными  особенностями личности.

     Социально-психологическое  воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения ( общения) на иностранном ( и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения  диалога. Игра порождает интерес  к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует  способность принимать самостоятельные  решения, оценивать свои действия и  действия других, побуждает актуализировать  свои знания.

     Педагогическое  влияние учебной игры проявляется  в воспитании чувства коллективизма  и товарищества, а также чувства  высокой личной ответственности  перед коллективом за успех общего дела. Благотворно ее влияние на формирование ответственного отношения  к учебной деятельности. При этом примечательно то, что у обучаемых  появляется стремление к знаниям, не ради оценки, они начинают чувствовать  вкус к приобретению знаний. Повышается требовательность к себе. Развиваются  профессиональные качества будущего специалиста, формируются методические умения. [39]

     Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует развитию его как личности и как специалиста, заставляя постоянно работать над  собой, совершенствовать педагогическое мастерство.

     Каковы  основные требования к игре и условиям ее проведения?

     Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого  из участников. Так же как и любая  деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность  в ней. Немаловажную роль играет психологическая  и интеллектуальная готовность к  участию в игре. Обстановка, в  которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры. [14, с. 239]

     Требования  социально-психологического характера  подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких  условий является социально-психологическая  готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает, в частности, компетенцию  участников общения в области  той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обусловливающих эффективность  взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно  и значимо для ее участников, а  любое игровое действие должно завершаться  получением определенного результата, представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться  на знания, навыки и умения, приобретенные  на различных занятиях и обеспечивать возможность обучаемых принимать  рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших  социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения.

     Педагогические  требования сводятся к следующему. Применяя игру как форму ( средство, методический прием) обучения, преподаватель  должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные  игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и  постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности  группы и ее членов. Всякая учебная  игра должна решать конкретную задачу. [2, с. 58]

     Нет нужды объяснять, насколько все  эти качества необходимы ребенку  в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включиться в большой коллектив сверстников, сосредоточиться на объяснениях  учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

     Иными словами, взрослые должны сознавать, что  игра вовсе не пустое занятие, она  не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством  его развития, средством формирования полноценной личности. 
 

1.2 Виды игровой деятельности 

     Общим признаком игры является то, что  это добровольно и свободно выбранная  деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, что это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную ( сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

     Творческие  или сюжетно-ролевые игры создаются  самими детьми. Они отличаются по содержанию ( отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации- разыгрывание сказок и рассказов).

     Игры  с правилами имеют готовое  содержание и заранее установленную  последовательность действий; главное  в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой  задачи они делятся на две большие  группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

     В каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных  игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек  рассеивает внимание детей, не позволяет  им хорошо овладевать дидактическим  содержанием и правилами. [27, с. 427]

     При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют  возрасту детей, они не могут в  них играть и наоборот- слишком  легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

     Длительное  время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла  решить тех больших задач, которые  ставились и ставятся перед учебными заведениями по всестороннему развитию воспитанников.

     Исследования  педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое  обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а  также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.

     Характерные особенности дидактических игр  заключаются в том, что они  создаются взрослыми с целью  обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они становятся играми. Ребенка в  этих играх привлекает прежде всего  игровая ситуация, а играя, он незаметно  для себя решает дидактическую задачу.

     Каждая  дидактическая игра включает в себе несколько элементов, а именно: дидактическую  задачу, содержание, правила и игровые  действия.

     Основным  элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

     Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром ( природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

     Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

     Большая роль в дидактической игре принадлежит  правилам. Они определяют, что и  как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать  у детей способности торможения . Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

     Детям младшего возраста очень трудно соблюдать  очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет  и т.д. Но желание играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться  правилам игры. [31, с. 272]

     Немаловажная  роль в дидактических играх принадлежит  игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию, отгадывать предметы по описанию, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, отгадчика и т.д.

     Если  проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них  занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего  игровое действие. Оно стимулирует  детскую активность, вызывает у детей  чувство удовлетворения.

     Между играми с правилами и творческими  много общего: наличие условной игровой  цели, необходимость в активной самостоятельной  деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила  есть и в творческих играх- без  этого не может успешно происходить  игра, но эти правила дети устанавливают  сами, в зависимости от сюжета.

     Отличие между играми с правилами и  творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей  направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами  главное- решение задачи, выполнение правил. [33, с. 97]

     Дидактические игры отличаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым  действиям и правилам, организации  и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи  всем играм, однако, в одних играх  отчетливее выступают одни признаки, в других - иные. [17, с. 29]

     Четкой  классификации, группировки игр  по видам еще нет. Часто игры соотносят  с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и  другие.

     Иногда  игры соотносят с материалом:

     1) Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

     2) Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основанные на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

     3) Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

     Можно группировать игры и так:

  1. Игры- путешествия
  2. Игры- поручения
  3. Игры- предположения
  4. Игры- загадки
  5. Игры- беседы
 
  1. Игры- путешествия  всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами иг8ры и получить результат: решить задачу, чему- то научиться. Цель игры-путешествия – усилить  впечатление, придать познавательному  содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что  находится рядом, но не замечается ими. Игры- путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых  задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
  2. Игры - поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
  3. Игры - предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
  4. Игры -загадки используются для проверки знаний, находчивости.
  5. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
  6. Игры- беседы ( диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи. [38]

Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка