Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА v.docx

— 207.79 Кб (Скачать)

     На  обратную сторону каждого из них  наклеить бархатную бумагу, чтобы  можно было «подвесить» их на елку.

     Ход игры: Выбирается водящий. Он обращается к детям поочередно с предложением повесить на елку шар любого цвета: “Roma, decorate the tree!”.

     Рома  берет шар, например, красного цвета, прикрепляет на елку и говорит: “I decorate the New Year Tree with the red ball”.

     Далее водящий просит повесить шар определенного  цвета: “Alina, decorate the tree with the blue ball!”

     Если  кто- то ошибается, поправляют сами дети.

     Подвижная игра детей создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно- воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Подвижные игры организуются по определенным правилам, согласно которым дети действуют, общаются. И это общение может осуществляться на иностранном языке. А сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до автоматизма.  На примере игр «Дождик», «Совушка», «Кошки - мышки» рассмотрим отработку отдельных звуков и речевых навыков.  

     «Дождик»

     Цель  игры: отрабатывать произношение звуков [r], [w], [з:], умение отдавать различные команды по- английски.

     Ход игры: Несколько детей (4-5)надевают на голову ободки из картона, на которых изображены капельки дождя или дождевые тучки. Остальные дети начинают прогонять «дождь».

     Rain, rain, go away!

     Boys and girls want to play.

     Дети  с ободками на голове убегают и  прячутся в укромном месте. Остальные  поют какую- нибудь английскую песенку, выполняя при этом танцевальные движения, или читаю стихотворение, рифмовку, сопровождая слова действиями, движениями, играют. В любой момент водящий  может крикнуть “Rain”. По этому сигналу малыши с ободками на голове выбегают из укрытия и стараются кого- то поймать. Тот, кого «намочил дождик» садится на корточки и ждет, какую команду скажет ему ребенок с ободком (Run. Swim etc.) Выполнив задание, малыш возвращается на свое место. 

     «Совушка»

     Цель  игры: развить речевые навыки у детей, активизировать лексику (day, night, go away. Wolves, run!;Birds fly; Fish swim! ит.п.), укреплять умение употреблять слова во множественном числе.

     Ход игры: Выбирается водящий и совушка.

     Водящий объявляет детям: “Day! Birds fly!” Дети «летают», подражая птицам. Водящий: “Night”. Дети замирают на месте, как будто уснули.

     Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелился.

     Водящий: “Day! Dogs jump!” Дети подражают собачкам.

     Водящий: “Night”. Дети «засыпают», сова снова ищет жертву. 
 

     «Кошки - мышки»

     Цель  игры: отрабатывать речевые структуры: Where are you? I am here.

     Ход игры: Дети, взявшись за руки, встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Кошке завязывают глаза. Она на ощупь старается поймать мышку, время от времени спрашивая: “ Where are you?” Мышка на каждый вопрос отвечает: “ I am here”.

       Если кошка сталкивается с  кем- нибудь из детей, они  предупреждают “Fire”. После того, как кошка поймала мышку, выбираются другие ребята на эти роли и игра продолжается. 

     “What’s the time, Mr. Wolf?”

     Ход игры: Из группы детей выбирается волк. Учитель дает детям команды: “Mr. Wolf sleep”. (Ребенок- «волк» делает вид, что спит.) Дети подходят к «волку» и спрашивают: “What’s the time Mr. Wolf?” Ребенок- «волк» просыпается и отвечает “It’s time for lunch!” Дети разбегаются, «волк» их ловит. 

     “Balloons up in the sky!”

     Цель  игры: Веселая игра на запоминание цветов.

     Ход игры: Минимальное количество игроков- шесть человек. Требуется много надувных разноцветных шариков, фломастер.

     Ведущий подбрасывает шарик за шариком. Дети должны как можно дольше удержать шарики в воздухе. Когда они подбивают  шарик, чтобы тот не упал, называют его цвет. Скажите ребятам, чтобы  они постарались как можно  дольше удержать шарики в воздухе. 

     Многие  исследователи отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения; положительная оценка формирующегося, растущего маленького человека вселяет  в него веру в себя, сознание своей  полноценности, стремление и впредь поступать и говорить хорошо.

     Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как следует  вести себя, «внушает» ребенку, что  он добрый, храбрый, прилежный, является словесным «поглаживанием», создающим  благоприятный микроклимат для  жизнедеятельности.

     Безусловно, важно, чтобы дети слышали комплименты  от родителей, преподавателей, сверстников; точно так же важно, чтобы и  сами они усвоили комплимент как  способ взаимодействия с окружающими.

     Ситуация  комплимента, в сравнении с другими  ситуациями речевого этикета, менее  стандартизирована, более ориентирована  на партнера, предполагает творчество при отборе и употреблении принятых в обществе способов выражении, одобрения, похвалы. 

     Активизация речевого материала в повседневной жизни осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности, причем дети привлекаются к оценке результатов деятельности своих товарищей. Следует побуждать их говорить вежливые слова также при встречах с родителями, сотрудниками, подсказывать поводы для комплимента.

     Обучение  детей способам выражения доброго  отношения к людям приводит к  качественным изменениям в характере  обращения детей друг с другом и с окружающими: они становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные  оценки в адрес товарищей, чаще - случаи похвалы и одобрения. Уменьшается  количество ссор и конфликтов вне  занятий и на уроке, появляется стремление наладить контакты с помощью речи.

     Овладение ситуацией выражения положительных  эмоций помогает налаживать доброжелательные взаимоотношения между детьми, а  разработанные методы позволяют  компенсировать недостатки социально- речевой среды, дают детям возможность  многократно воспринимать и воспроизводить в речи разнообразные способы  выражения своих положительных  эмоций. 

     «Вежливые отгадки»

     Ход игры: Дети становятся в круг, выбирается водящий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Постарайся  угадать,

     Кто тебя сейчас похвалит,

     Комплимент  тебе подарит? 

      С последним словом дети останавливаются, преподаватель дотрагивается до одного из них. Ученик немедленно произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто это сказал. Следует стимулировать  детей на употребление различных  формул, так же как и на многократное посторенние одних и тех же выражений:

      You are nice. You are kind. You are clever. What a nice dress! You read well. You run fast. Etc.

      Игра  создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому  процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребенком охотно и с удовольствием. В игровых ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при  обычной установке на запоминание. Игра, выдвигая перед ребенком содержательные задачи, способствует активизации произвольного  запоминания. В то же время она  может служить основой и для  непроизвольного запоминания заданного  речевого материала и дальнейшего  его непроизвольного воспроизведения. Использование игровых методов  в обучении детей весьма актуально  и в связи с ориентацией  на гуманизацию педагогического  процесса.

     Свою  статью я хотела бы закончить словами  известного педагога А.С. Макаренко: "У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять". 
 

3.3 Ролевые игры 

     Игровой метод для активизации познавательного  интереса к изучению иностранного языка, в частности, ролевых игр, был  применен нами на практике.

     Теоретические результаты нашего исследования использовались в учебной практике средней школы  при прохождении педагогической практики в школе № 84 города Алматы Турксибского района, в 7 «Б» классе.

     Проведение  ролевых игр явилось значимым событием в жизни данного  класса, поскольку оно, с одной стороны, стало итогом большой работы класса, а с другой – серьезным  испытанием учащихся на самостоятельность и  находчивость. Ведь наряду с реализацией  заранее подготовленных коммуникативных  поступков, приходилось не раз во время игры оперативно реагировать  на коммуникативные поступки других персонажей, чаще всего также подготовленные, но нередко совершенно неожиданные  для других участников игры, поскольку  ход ролевой игры намечался лишь в самом общем виде, а заключительный этап подготовки осуществлялся индивидуально  или с помощью учителя.

     Во  время практики, а также в процессе проведения занятий по иностранному языку, была составлена характеристика вышеуказанного класса. Но в силу того, что уроки проводились лишь в  одной группе, состоящей из 14 человек, именно данной группе нами была разработана  детальная характеристика.

     Группа  из 14 человек состояла из 7 девочек  т 7 мальчиков, что обуславливало  равноправное положение в классе учащихся по половому составу.

     В классе наблюдалась общность социальных интересов, касающихся не только учебной  деятельности, но и посещения различных  кружков и секций. Так, большинство  мальчиков посещают кружки восточных  единоборств.

     Было  определено, что в группе нет явных  лидеров, и это способствовало сплоченности и организованности класса в выполнении общих дел, умению коллективно планировать  их и распределять заданиями между  тобой.

     Общий уровень поведенческой дисциплины высок, а к отдельным нарушителям  дисциплины группа относится негативно.

     Следует отметить также, что у каждого  учащегося имеется свободная  морально-психологическая позиция.

     Все вышеуказанное было учтено при подготовке и проведении в классе ролевых  игр.

     Слово «игра» значительно повышало заинтересованность  и личностную сопричастность учащихся к занятиям. Следует отметить также, что, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могли в различной  степени осознавать заложенные в  ролевой игре неигровые цели, направляемые на развитие навыков диалогической  и монологической речи, закрепление  лексики по новым темам, обучение межличностному общению.

     Ролевые игры проводились в классе регулярно  и учащиеся к ним уже привыкли, поэтому в начале новой темы они  сами  выясняли перспективу проведения новой ролевой игры.

     После ознакомления с новой лексикой учащимися  был проведен опрос. В качестве опорных  предлагался следующий перечень вопросов и примерных ответов:

1. You eat dessert?                                                           a) yes b) sometimes c) no

2. Do you often go on foot?                                            a) yes b) sometimes c) no

3. Do you frequently consume                                        a) yes b) sometimes c) no

fruits and vegetables? 

     Данный  опрос предназначался для выявления  вредных привычек в еде у учащихся и их отношения к таковым.

     Группа  проявила инициативу и творческие способности  в разработке сюжета игры и распределении  ролей. Так, на роль репортеров ребята предложили Тихонову Анну. и Баркину Анастасию. Следует отметить, что девочки отличаются друг от друга типами темпераментов. Аня – явный меланхолик, предпочитает оставаться в тени, для нее очень важно мнение Насти. Настя же – холерик, экстраверт, в то же время уважает мнение других. Девочки гармонично взаимодополняют друг друга, и в их отношениях наблюдается взаимоподдержка и сотрудничество.

Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка