Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Актуальность темы «Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка» вызвана целым рядом факторов. Во- первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения задачи являются учебные игры.
Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игра является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Актуальность
темы использования игрового метода
при изучении лексики иностранного
языка на современном этапе является
очевидной с учетом новых веяний
в системе образования, дающих простор
преподавателям для новаторства
и внедрения в жизнь
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Методы: Для достижения поставленной цели и успешного решения задач в данной дипломной работе использовались следующие методы:
Научная новизна: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы в практике обучения иностранному языку, а также на семинарских занятиях по современной методике преподавания иностранного языка. А так же в том, что в данной дипломной работе всесторонне рассматривается теоретический материал по проблеме использования игры при обучении иностранного языка и игры при обучении общению.
Практическая значимость работы определяется тем, что рассматриваемые учебные материалы, могут использоваться в обучении, а также послужить моделью для разработки учебно- методических пособий.
Методологическая основой исследования являются основные положения работ ученых в области:
- психологии (Д. Б. Эльконин, И. Ю. Кулагина);
- методика
преподавания иностранного
Экспериментальная база исследования: 2 «А» , 3 «А», 4 «А», 4 «Б», 7 «Б» классы средней школы №84 Турксибского района города Алматы .
Структура исследования данной дипломной работы включает введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы, список используемых источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, научная новизна теоретическая и практическая значимость исследования и методологическая основа. Излагаются основные положения, выносимые на защиту.
Первой главе «Психолого- педагогические
основы реализации игровых
Во второй главе «Методика организации проведения игр на уроке иностранного языка» описывается классификация игр и требования к ней.
В третьей главе « Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода» предложены игровые приемы, способствующие формированию познавательного интереса к изучению иностранных языков.
В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.
В списке используемой литературе предлагается перечень проанализированных работ отечественных и зарубежных исследований по методике преподавании иностранных языков и другим научным дисциплинам.
В
качестве приложений представлены игры.
It’s more than a game. It’s an institution.
Глава
1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
1.1
Место игровой деятельности
в педагогическом процессе.
История развития игровой
деятельности
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.
Проблема
игры возникла как слагаемое проблемы
свободного времени и досуга людей
в силу тенденций религиозно-
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, А.С.Макаренко и другие.
А.Н.Леонтьев
в работе «Психологические основы дошкольной
игры» описывает процесс
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия- другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.»
Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:
Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в Х1Х веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820-1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения: теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса, который считал игру первичной. Изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление –предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.
Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.
Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С.Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции ( сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далеких предков. [31, с.180]
Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С.Газман. Он писал : «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем». Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.
Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А.Адлер (1870-1937)- австрийский психиатр и психолог, ученик З.Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности. [4, с. 186]
З.Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.
Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка