Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков. Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА v.docx

— 207.79 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Современная школа нуждается в методах  обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в  первую очередь, развить потенциал  личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно  осваивать ситуации социальных перемен.

     На  уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые  обеспечивают активное участие в  уроке каждого ученика, стимулируют  речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный  язык.

     Актуальность  темы «Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка» вызвана целым рядом факторов. Во- первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения задачи являются учебные игры. 

     Эти задачи можно решить с помощью  игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил.

     Игра  является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и  порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

     Актуальность  темы использования игрового метода при изучении лексики иностранного языка на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор  преподавателям для новаторства  и внедрения в жизнь собственных  неординарных идей и решений. И именно игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками обрела важное значение в обучении иностранным  языкам. Рассчитанная на детскую аудиторию  игра наиболее приемлема, на наш взгляд, для применения в детском саду и в младших классах, т.к. именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого  потенциала, как преподавателя, так  и учащихся.

     Цель  исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.  Раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения с использованием различных игр детей младшего школьного возраста.

      Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
  2. раскрыть сущность игры и ее особенности;
  3. описать классификацию игр, используемых для обучения младших школьников иностранному языку;
  4. выявить условия эффективности игры как воспитательного средства
  5. рассмотреть функции и требования к игре;
  6. экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

    Методы:  Для достижения поставленной цели и успешного решения задач в данной дипломной работе использовались следующие методы:

    • Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
    • Обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов
    • Наблюдение

     Научная новизна: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.

     Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы в практике обучения иностранному языку, а также на семинарских занятиях по современной методике преподавания иностранного языка. А так же в том, что в данной дипломной работе всесторонне рассматривается теоретический материал по проблеме использования игры при обучении иностранного языка и игры при обучении общению.

     Практическая  значимость работы определяется тем, что рассматриваемые учебные материалы, могут использоваться в обучении, а также послужить моделью для разработки учебно- методических пособий.

     Методологическая  основой исследования являются основные положения работ ученых в области:

-  психологии (Д. Б. Эльконин, И. Ю. Кулагина);

- методика  преподавания иностранного языка  (Н. Д. Гальскова, А.В. Конышева).

     Экспериментальная база исследования: 2 «А» , 3 «А», 4 «А», 4 «Б», 7 «Б» классы средней школы №84 Турксибского района города Алматы .

     Структура исследования данной дипломной работы включает введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы, список используемых источников и приложения.

     Во  введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются  цель и задачи, научная новизна теоретическая  и практическая значимость исследования и методологическая основа. Излагаются основные положения, выносимые на защиту.

       Первой главе «Психолого- педагогические  основы реализации игровых методов  обучения на уроках иностранного  языка» посвящена обзору истории  возникновения игры, раскрываются  условия эффективности игры как  воспитательного средства. Раскрывается  сущность игры, ее особенности,  рассматриваются функции игр.

     Во  второй главе «Методика организации  проведения игр на уроке иностранного языка»  описывается классификация  игр и требования к ней.

     В третьей главе « Эксперимент  по проведению учебных занятий с  использованием игрового метода» предложены игровые приемы, способствующие  формированию познавательного интереса к изучению иностранных языков.

     В заключении сформулированы выводы, сделанные  на основе анализа и обобщения  результатов исследования.

     В списке используемой литературе предлагается перечень проанализированных работ  отечественных и зарубежных исследований по методике преподавании иностранных  языков и другим научным дисциплинам.

     В качестве приложений представлены игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

It’s more than a game. It’s an institution.

                                       Thomas Hughes (1822-1896) 

     Глава 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 

1.1 Место игровой деятельности в педагогическом процессе. История развития игровой деятельности 

     Попытки разгадать тайну происхождения  игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.

     Проблема  игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей  в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.

     Начало  разработки общей теории игры следует  относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

     В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, А.С.Макаренко  и другие.

     А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения  детской ролевой игры следующим  образом: « в ходе деятельности ребенка  возникает противоречие между бурным развитием у него потребности  в действии с предметами, с одной  стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном - единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре… [5, с. 120]

     Только  в игровом действии требуемые  операции могут быть заменены другими  операциями, а его предметные условия- другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.»

     Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

     Теория  избытка нервных сил, компенсаторности возникла в Х1Х веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820-1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения: теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса, который считал игру первичной. Изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

     Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение  игр у животных, инстинктивные  формы которых недостаточны для  приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление –предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.

     Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения  в играх, критически относился к  теориям отдыха и избытка нервных  сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы  и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии  в организме, то есть в игре упражняются  только инстинкты.

     Теория  рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С.Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции ( сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских  играх.

     Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и  игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство  образа жизни, культовых церемоний  далеких предков. [31, с.180]

     Существует  также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков  и девочек различны, так как  обусловлены жизненной ролью, которая  их ждет. Временными аспектами игровой  деятельности занимался О.С.Газман. Он писал : «Игра всегда выступает  одновременно как бы в двух временных  измерениях – в настоящем и  будущем». Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной  стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

     Теория  функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А.Адлер (1870-1937)- австрийский психиатр и психолог, ученик З.Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности. [4, с. 186]

     З.Фрейд  – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами  психики человека. По Фрейду, бессознательные  влечения реализуются в детских  играх символически. Игры, по исследовательским  данным Фрейда, очищают и оздоравливают  психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических  заболеваний.

Информация о работе Игровые методы обучения при преподавании иностранного языка