Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Для успешного проведения даже простой  РИ организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки.

I. Территориальные признаки

II. Уровень сложности

III. Целевой и временной признаки

IV. Уровни участия в игре

V. Разработка игры

I. Территориальные признаки

  1. Настольные ролевые игры (большинство таких игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, предварительная подготовка игроков не обязательна).
  2. Павильонные ролевые игры проводятся в помещении и ориентированы на моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Для их проведения желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры.
  3. Ролевые игры на местности наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

II. Уровень сложности

  1. Военные игры (типа «Зарница»).
  2. Сказочные игры (это военные игры, в которых присутствуют сказочные персонажи и магия).
  3. Историко-этнографические игры (могут проводиться по мотивам, как исторических событий, так и литературных произведений, или по собственным разработкам организаторов).
  4. Информационные (интеллектуальные) игры (наиболее спокойный класс игр, их участники весьма ограничены в выборе активных игровых действий, так как игровые вопросы решаются при помощи политических, экономических и магических рычагов воздействия).

III. Целевой и временной признаки

  1. Целевые игры (в сценарии игр этого класса изначально заложено, что при достижении группой игроков определенной цели они объявляются победителями – игра на этом заканчивается).
  2. Игры с открытым концом. Сценарий игры этого класса имеет ограничение по времени проведения. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающего возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою цель (как минимум, одну), однако ее выполнение не является для него концом игры. Возможно появление новых, более глобальных, целей.

Основным  критерием подготовки участника  игры является его способность вжиться в игровой образ и провести его до конца.

  1. Нон-стоп (игры без остановки). Сценарий игры этого класса создается с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность продолжить игру с того места, где она кончилась вчера, и так до бесконечности. Моделируемый мир совершенствуется и развивается, с ним совершенствуются и игроки.

IV. Уровни участия в игре

Участие игроков в ролевых играх можно классифицировать по «глубине погружения». Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта.

  1. Пассивное участие (экскурсант): на этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками.
  2. Ограниченное участие (ведомый): участники непосредственно включены в игру, но их инициатива ограничена ведущими; группа игротехников согласно сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры.
  3. Свободное участие (игрок): для осуществления такого уровня участия необходимы наличие опыта у игроков и четкая работа ведущих; игроки самостоятельно определяют свои действия, разрабатывают личные и командные легенды, т. е. ход игры в основном зависит от самих участников, ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры.

V. Разработка игры

Первым  этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты:

1) картина  моделируемого мира. В ней описываются  условия и законы существования моделируемого мира: чем полнее и ярче они будут описаны, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Причём, схема описания такова: место действия; время действия; действующие лица и занимаемое ими положение; важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени; ситуация, сложившаяся на начало игры.

2) правила игры; (являясь основным законом игры, их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований).

3) командные  и (или) индивидуальные вводные  (разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами; вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения).

Для того чтобы создать хорошую ролевую  игру, нужно иметь четкое представление о составляющих частях игры:

  • ролевое моделирование;
  • алгоритм ролевой игры;
  • деятельностный фон ролевой игры;
  • этика мастера игры;
  • стандарты правил и использование их в игре.

От  того, насколько тщательно продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры.

Первые  два блока являются фундаментом игры. Они обеспечивают динамику и интерес участников.

При проведении игры необходимо постоянно  контролировать соблюдение правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.

При проведении даже хорошо организованной ролевой игры могут возникать нештатные ситуации (дети часто придумывают неординарный ход или нарушают правила). В любом случае, прежде всего, необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира.

VI. Анализ игры

Последним этапом ролевой игры является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все игроки и ведущие, так как в этом случае анализ получается наиболее полным. Если это невозможно, ведущие должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удачи и неудачи, разобраться в их причинах.

Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда улягутся эмоции. Но начать его можно уже во время завершающего «праздника» (этапа). Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые организаторами и ведущими, дать свою оценку прошедшей игры.

Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию  игры.

После этого можно детально проработать ключевые моменты игры, найти ответы на вопрос: «Почему возникла та или иная ситуация, к чему она привела?». Вот тут как раз важно получить информацию от возможно большего количества игроков, чтобы воссоздать как можно более полную картину. Если ведущие обладают достаточным опытом, то аргументировано объясняют объективные причины возникновения той или иной ситуации [13].

Все это способствует накоплению опыта  у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих. Необходим спокойный и детальный разбор.

 

 

 

1.3. Типы игр, используемые при обучении информатике в младших классах

На  уроках информатики в младших классах учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре.

Например, для закрепления навыков выделения  предмета по его свойствам из заданного множества можно провести следующий игровой урок. Весь класс делится на группы. Каждой группе раздается набор картинок (например, кот, сахар, бинт, соль, кран). Дети должны придумать сказку-игру, в результате, выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли «кота», «сахара» и т.д. Разные группы детей могут дать разный ответ, например, кот это живое существо или сахар состоит из двух слогов.

Задача  учителя – помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой – выделить предмет из данной совокупности. По окончании игры учитель должен провести ее анализ, отметить, какая группа правильно решила (сыграла) поставленную задачу, кто удачно сыграл свою роль, чей замысел (моделируемый мир) наиболее интересен и т.д. [14].

Компьютерные  игры в обучении: классификация, влияние на развитие ребёнка. В современном обществе, в том числе и в образовательной сфере, актуально говорить и о компьютерных играх. Компьютерные игры, разновидность игр, в которых компьютер исполняет роль ведущего партнера по игре, а игровое поле и возникающие по ходу игры игровые ситуации, как правило, воспроизводятся на экране дисплея или обычного телевизора.

Классификация компьютерных игр детально не разработана, однако из всего их многообразия можно выделить: логические игры, которые относятся к так называемым традиционным настольным играм (шашки, нарды, «крестики-нолики» и т. п.); обучающие и развивающие игры (различные головоломки, мозаики); динамические игры типа ACTION (действия). Последние существуют только в компьютерном варианте и по организации их условно можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся игры, основанные на противодействии случайным процессам. Типичным и самым известным представителем этого типа компьютерных игр является «тетрис». Во вторую группу динамических игр входят так называемые аркадные игры (игры-путешествия): играющий управляет неким персонажем, перемещающимся в игровой среде (например, в лабиринте).

В компьютерные игры можно играть в любом возрасте. Возрастные ограничения определяются в основном способностью играющих правильно понять условия игры и способом ввода команд в компьютер. Для дошкольного или младшего школьного возраста можно использовать простые в обращении компьютерные игры, запускаемые с помощью игровых приставок («Dandy» и «Mega Drive-2»).

Подавляющее большинство компьютерных игр оказывают  положительное влияние на развитие ребёнка. Ребёнок учится координировать свои действия в меняющейся ситуации, вырабатывать соответствующую тактику и стратегию игры. Кроме того, сама игра может быть направлена на обучение играющего или использовать как тренажёр. Однако у компьютерных игр есть и негативные стороны. Прежде всего, это большая нагрузка на зрение. Чрезмерное увлечение играми может привести к снижению целеустремлённости детей, его способности к волевому усилию. У легковозбудимых детей компьютерные игры могут создавать психологические перегрузки, так как многие игры достаточно сложны и не всегда соответствуют возрасту ребёнка. В таких играх дети редко добиваются хороших результатов, что вызывает у них дискомфорт и чувство собственной неполноценности.

Использование игры как средства всестороннего  воспитания и формы организации жизни детей предполагает наличие ряда условий: насыщения игрой всей жизни детей, а также времени, специально отведенного для игр, игрового оборудования и целенаправленного, планомерного руководства со стороны взрослых.

Невозможно  определить и рассчитать определенное время и место применения игровых методик в образовательном процессе. Использование игр на различных дисциплинах должно быть планомерно, своевременно и не должно идти в разрез с педагогическим процессом в целом и конкретным уроком в частности.

 

1.4. Использование  игр и игровых форм с компьютерной  поддержкой в обучении младших школьников

 

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм в обучении младших школьников. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях.

1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают, усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т. д. Так, для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят игры – цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке.

Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе