Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

2. Положительное  действие игровых методик будет  усилено при условии их сочетания с современными компьютерно-информационными технологиями.

3. Осуществление  первого и второго пунктов  возможно, в свою очередь, при соблюдении следующих условий:

  • наличие специально-организованных помещений;
  • возможность применения различных ТСО (ведущим из которых является ПК);
  • наличие программного обеспечения по применяемым технологиям;
  • проведение уроков учителем, имеющим соответствующую профессиональную подготовку. В основе данных методик лежит игра.

Игра  старше культуры, так как культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.

Психология  и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнения в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний. Учащиеся будут внимательнее следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать ещё.

  1. Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в, себя выполнение запланированных учебных действий. В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание урока, используя именно этот прием. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры-путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. Контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей на звание «Лучшего штурмана Вселенной».
  2. Стимулирование занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся, играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и задании. Этот метод создает в классе атмосферу «приподнятости», которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебно-познавательной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию, познавательного интереса.

Одним из приемов, входящих в этот метод, можно  назвать приём создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе (селе), «явления природы в сказках» и др. Подбор занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры.

Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозностью цифр. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

4. Создание  ситуации творческого поиска. Сильный  познавательный интерес вызывает  создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в каждой задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём чем больше у него будет «размах» и необычное решение, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен происходить в рамках программ общеобразовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включённости конкретных учащихся конкретной школы в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.

Существуют  вариативные классификации методов  подобранные по различным критериям. Однако применение игр в процессе обучения относят к игровым методикам.

Игровые методики – это совокупность методов  и форм подачи учебного материала, основанные на использовании игр (игровых приёмов).

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности  личности. Без игры нет, и не может  быть полноценного умственного развития» – писал В. А. Сухомлинский.

Игра – основная форма активности ребенка [5].

В системе  воспитательных средств игра занимает явно не равноценное, по сравнению с другими воспитательными средствами (общением, трудом, учением), место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида – в возрасте примерно от полутора-двух лет до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Активное  участие в освоении предметного  мира и мира человеческих отношений  способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических новообразования, формирующихся в игре, это ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это «все стороны одного и того же начала в ребенке, а именно – начала творческого».

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Это можно сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Пока  ребенок не начинает играть, он вроде  бы ничего и не делает. И когда  начинает играть, то еще долгое время  тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, умению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Игру  чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения  какого-либо результата, а ради самой  деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» [6]. «…играть – резвясь, забавляться, развлекаться» [7]. «…игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [8].

Для педагога и психолога игра (детская  игра) выступает в качестве деятельности воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания [10].

Побуждение  детей к играм, предоставление материала  для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности – вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр

Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.

Игра  дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра  дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра  дает элемент неопределенности, который  возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра  дает понятие о чести, о самоограничении  и самопожертвовании в пользу коллектива.

Игра  дает развитие воображения, поскольку  оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра  дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Неслучайно  все наиболее удачные обучающие  компьютерные программы построены с использованием игровых методик.

Включение в учебный процесс игровых методик способствует развитию познавательного интереса, раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

Современному  учителю чрезвычайно важно владеть  классификацией и теорией построения игр, использующихся в обучении.

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

1.2. Классификация  игр

 

Современному  учителю чрезвычайно важно владеть  классификацией и теорией построения игр, использующихся в обучении.

Игры, использующиеся в обучении, делятся  на ролевые, организационные и деловые. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи: воспитательную, образовательную и развлекательную. Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно. Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели, за исключением, пожалуй, деловых игр [2].

1.2.1. Организационные  игры

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

В «классическом» варианте организационно-деятельностные игры применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных технических, организационных или управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность организационно-деятельностных игры в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание «продукта игры» – текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Организационно-обучающие игры решают проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творческого, преобразующего отношения к окружающей действительности.

1.2.2. Деловые  игры

В последнее  время деловые игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Деловые, или имитационные, игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений [11].

При описании этого метода встречаются  разные термины. Обычно если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра» (simulation game). Использование термина «имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. То есть в основе деловой игры лежит имитационная модель, которая реализуется через действия участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Деловые, или имитационные, игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением или отдыхом. Отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели, ни в организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся [12].

1.2.3. Ролевые  игры

Термин ролевая игра весьма многозначен. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.

Но  как же тогда относиться к ролевым  играм детей более старшего возраста (а также играм взрослых)?

Классификацию ролевых игр (РИ) можно провести по различным признакам. РИ делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку.

Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе