Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

В ходе констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе мы получили следующие результаты: оценку «5» получили три ученика, оценку «4» – пять учеников, оценку «3» – семь учеников, оценку «2» – два ученика, оценку «1» – два ученика. В ходе констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: оценку «5» получили два ученика, оценку «4» – шесть учеников, оценку «3» – семь учеников, оценку «2» – два ученика, оценку «1» – один ученик.

Процентное  соотношение полученных результатов  в экспериментальной группе можно увидеть в диаграмме:

Как видно из таблицы и диаграммы  на данном этапе работы нет существенных отличий экспериментальной группы и контрольной. По полученным данным можно судить о том, что знания по данной теме учащихся третьих классов находится на удовлетворительно-среднем уровне. Следовательно, нами должна быть организована система работы по мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности, предшествующей эффективному усвоению определённых знаний, их качества.

 

2.2. Система  работы по повышению эффективности обучения информатики младших школьников с помощью применения игровых методик

 

В связи с невысокими показателями, полученными в ходе констатирующего этапа эксперимента, и поставленной гипотезой о том, что эффективность обучения информатики младших школьников во многом обусловлена наличием в образовательном процессе игровых методик, на начальном этапе обучения был проведён формирующий этап эксперимента. Для проведения этого этапа эксперимента на основе использования различных учебных приёмов мы проводили дополнительные уроки (см. Приложение 5), различные дидактические и компьютерные игры (см. Приложение 6).

После проведения этих форм работы мы предполагаем, что у младших школьников повысится уровень знаний по информатике. Мы продолжали работу по формированию психологического механизма осмысления и восприятия учебного материала как на слух и зрение, так и с опорой на практические действия. Мотивация познавательного интереса в учебной деятельности проходила в течение всего урока: учащиеся делились собственными знаниями, вместе узнавали новые факты, как от учителя, так и от своих одноклассников.

Для повышения эффективности обучения информатики младших школьников мы использовали полученные учащимися знания в процессе игровых методик (ролевой игры), так же мы применяли компьютер, как средство учебного процесса. Для развития собственно мыслительных операций мы использовали упражнения на развитие оперативной памяти (когда дети учатся удерживать в памяти только те команды, которые может выполнить «робот»), а так же на развитие пространственного представления о предметах и действиях с ними. Для этого использовались компьютерные игры развивающего характера.

Активность  учащихся в учебном процессе выявлялась на ситуативной основе. Необходимым  условием был интерес к данной теме и желание учащегося высказаться. Мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся мы обеспечивали, опираясь на запросы и потребности детей, одними из важнейших потребностей являлись: отвлечение от монотонности учебного процесса, потребность в обсуждении – диалоге данной проблемы, интерес к новым информационным средствам обучения – компьютеру, и, конечно же – потребность играть, пробовать использовать полученные знания немедленно, сейчас. Поэтому выполнение каждого из пунктов поддерживалось или сопровождалось игрой, игровым приёмом.

Такими  игровыми методиками снабжались отдельные  пункты, моменты проводимых дополнительных уроков (см. Приложение 6).

2.3. Сравнительный  анализ полученных результатов

 

Для определения изменений, произошедших со времени проведения констатирующего  эксперимента, а так же для определения  наличия или отсутствия положительной динамики нами был проведён итоговый эксперимент. Целью контрольного этапа эксперимента является контроль уровня повышения эффективности обучения информатики младших школьников с применением игровых методик, после проведения формирующего этапа эксперимента.

Контрольный этап эксперимента проводился в тех же группах: контрольной и экспериментальной.

На  контрольном этапе эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Подобрать и апробировать систему диагностик для выявления уровня развитости познавательных процессов.
  2. Выявить уровень развитости познавательных процессов.
  3. Выполнить статистическую обработку полученных данных.
  4. Выявить уровень знаний учащихся по пройденному материалу.
  5. Сравнить данные, полученные в ходе констатирующего и итогового этапов эксперимента и соотнести их с выдвинутой гипотезой.

Для проведения контрольного этапа эксперимента были предложены те же, что и в  констатирующем этапе эксперимента, задания.

Процентное соотношение результатов  развитости познавательных процессов детей третьих класса зафиксированы в итоговой таблице.

 

 

 

 

 

Итоговая таблица № 4

Результаты проведения контрольного этапа эксперимента в

контрольной группе

 

                                           Уровни

  Вид оценки            

                                                      

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

Внимание

Продуктивность  и

устойчивость

11%

60,5%

28,5%

 

Распределение

13,4%

63,7%

22,9%

 

Переключение

17,5%

68,6%

13,9%

Память

Кратковременная

зрительная

13,7%

65,9%

20,3%

 

Кратковременная

слуховая

10,4%

59,8%

29,7%

Мышление

Умственные  способности

10,7%

69,8%

19,5%

 

Тест  В.М.

22,9%

66,8%

10,3%

Воображение – фантазия

24,1%

59,4%

16,5%

Среднее соотношение по уровням

15,5%

64,3%

20,2%


В графах проставляется процентное соотношение  по уровням развитости за выполнение каждого вида оценки, в итоговой – среднее соотношение каждого из допускаемых уровней развитости познавательных процессов учащихся третьих классов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе мы получили следующие результаты: высокий уровень развития познавательных процессов у учащихся третьего класса в среднем составляет 15,5%, средний уровень развития – 64,3% от общего числа учащихся, низкий уровень – 20,2%.

Итоговая таблица № 5

Результаты проведения контрольного этапа эксперимента

в экспериментальной  группе

 

                                                      Уровни

Вид оценки            

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

Внимание

Продуктивность  и устойчивость

13,1%

61,3%

25,6%

 

Распределение

20,9%

62,9%

16,2%

 

Переключение

25,2%

60,1%

14,7%

Память

Кратковременная зрительная

15,1%

76,2%

8,7%

 

Кратковременная слуховая

15,7%

75,1%

9,2%

Мышление

Умственные  способности

11,2%

77,1%

11,7%

 

Тест  В.М.

23,4%

69%

7,6%

Воображение – фантазия

25,4%

60,5%

14,1%

Среднее соотношение по уровням

18,75%

67,7%

13,5%


В ходе констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе мы поручили следующие результаты: высокий уровень развития познавательных процессов у учащихся третьего класса в среднем составляет 18,75%, средний уровень развития – 67,7% от общего числа учащихся, низкий уровень– 13,5%.

Процентное  соотношение полученных результатов  в экспериментальной группе можно увидеть в диаграмме:

 

Как видно из таблиц и диаграммы у  детей обоих групп преобладает  средний уровень развитости познавательных процессов. У учащихся контрольной группы заметно незначительное понижение уровня познавательных процессов. У учащихся экспериментальной группы выявлено повышения уровня развитости познавательных процессов. Данная разница позволяет говорить о том, что активизация познавательной деятельности экспериментальной группы находилась на более высоком уровне, по сравнению с контрольной группой. Что даёт возможность судить об эффективной мотивационной опоре при работе с данными заданиями, о верном подходе учащихся к выполнению данных заданий.

Для выявления уровня знаний по пройденной теме мы использовали те же проверочные задания, что и в ходе констатирующего этапа эксперимента.

Результаты  контроля уровня знаний по пройденной теме фиксируются в итоговой таблице.

 

 

 

 

 

Итоговая таблица № 6

Результаты проведения проверочных  заданий на контрольном этапе  эксперимента в контрольной и  экспериментальной группах

 

Оценки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

«5»

4

5

«4»

6

7

«3»

6

6

«2»

3

«1»

1


В ходе контрольного этапа эксперимента в  контрольной группе мы получили следующие результаты: оценку «5» получили четыре ученика, оценку «4» – шесть учеников, оценку «3» – шесть учеников, оценку «2» – три ученика, оценку «1» – один ученик.

В ходе контрольного этапа эксперимента в  экспериментальной группе мы получили следующие результаты: оценку «5»  получили пять учеников, оценку «4»  – семь учеников, оценку «3» – шесть учеников, оценку «2» и «1» – не получил никто.

Процентное  соотношение полученных результатов  в контрольной и экспериментальной группах можно увидеть в диаграммах:

Из вышеуказанной таблицы и диаграмм видно, что в экспериментальной группе улучшился уровень владения младшими школьниками знаниями по данной теме, повысился уровень понимания темы и применения знаний на практике, в сравнении с контрольной группой результаты выше в целом на 20%. Таким образом, можем говорить о том, что при использовании игровых методик на уроках информатики, как с компьютерной поддержкой, так и без неё значительно повысилась степень эффективности усвоения знаний.

Таким образом, предложенные на формирующем этапе эксперимента формы работы, способствовали повышению уровня обученности детей конкретному разделу информатики. В ходе эксперимента нами были сделаны выводы подтверждающие, что для успешного обучения детей младшего школьного возраста основам информатики мы должны опираться на потребности детей, их интересы и знания в данной сфере. Где основной из потребностей будет являться потребность ребёнка играть, проигрывать ситуацию с реальным применением полученных знаний, как в действии, так и при помощи компьютерной поддержки. Таким образом, подобные ситуации и упражнения обеспечивают перенос знаний в практические действия, что улучшает запоминание, расширяет круг отдельно взятых примеров из жизненного опыта учащихся, что так же способствует ускорению процесса восприятия, развитию воображения школьников, активизирует их мыслительные процессы. Так же немаловажным является учёт знаний самих учащихся в данной области, что вызывает множество дополнений, вопросов от учащихся. Школьники часто выходят за рамки задания, самостоятельно развивая и домысливая новые, не стандартные решения, которые не противоречат условиям заданий. Культивируется реальная обращенность к речи – ученики обращаются не только к учителю, но и к одноклассникам. В речи учащихся заметно увеличение используемых научных терминов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информатика в начальную школу пришла. Публикуется  достаточно много материала по методике обучения информатике в младшей школе.

Известно, что методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Методические системы учебных предметов, составляющих содержание общего среднего образования, формировались на протяжении многих десятилетий в основном эмпирически, проверяясь школьной практикой и претерпевая заметные изменения с периодом в 10–15 лет [18].

Для информатики характерен динамизм изменения  ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики. Постоянно появляются и совершенствуются все новые и новые методики обучения информатике в начальной школе. Наиболее прогрессивным является применение игровых методик на уроках информатики младших школьников.

Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе