Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа
Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т. д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.
С помощью игровых методик дети развивают свой потенциал фантазии, знакомятся с приемами, помогающими раскрепощать мышление, уменьшать влияние стереотипов, учатся нестандартно мыслить, решать нетиповые задачи и проблемы, ориентируются на саморазвитие, усваивают не только знания, но и способы их получения [19].
С помощью проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы, мы выявили особенности организации образовательного процесса. Подобрали игровые методики, активизирующие учебно-познавательную деятельность младших школьников на уроках информатики. Определили степень эффективности игровых методик на уроках информатики, как с компьютерной поддержкой, так и без неё.
Всё это позволило нам обосновать необходимость проведения опытно-экспериментальной работы.
В практической
части, с помощью методик
На основании полученных результатов гипотеза подтвердилась, т. к. по полученным результатам мы видим, что при внедрении в учебный процесс игровых методик, уровень познавательного интереса возрастает, что было видно при сравнении процентных коэффициентов обработанных результатов выполнения проверочных заданий. В экспериментальной группе улучшился уровень владения младшими школьниками знаниями в определённой области, повысился уровень понимания и применения знаний на практике, в сравнении с контрольной группой результаты выше в целом на 20%.
Итак, мы можем говорить, что, стимулируя познавательный интерес, деятельность самих учащихся, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться эффективного усвоения знаний на уроках информатики в начальных классах. Так же необходимо отметить, что педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Применение компьютерной техники на уроках информатики повышает уровень познавательного интереса. Улучшает восприятие мира.
Таким образом, можно с уверенность утверждать о том, что информатика в начальной школе не может существовать без применения игровых методик, ведь именно они являются основным и неотъемлемым средством изучения данной дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Примеры для устного счёта «Считай быстро и правильно»
Оценка в баллах |
Примеры (с
порядковыми номерами и |
Оценка в баллах | |||
0,8 |
0,1 |
1) 5+2=7 2) 4+5=9 3) 6–2=4 |
25) 0,83+0,12=0,95 26) 0,47+0,35=0,82 27) 0,22–0,13=0,09 |
0,7 |
3,2 |
| 0,2 |
4) 9–6=3 5) 3*2=6 6) 2*4=8 |
28) 0,87–0,43=0,44 29) 0,22*0,1=0,022 30) 0,15*0,2=0,03 |
0,8 |
|
| 0,2 |
7) 9:3=3 8) 6:2=3 9) 10+6=16 |
31) 0,21:0,1=2,1 32) 0,48:0,24=2,0 33) 1/4+1/4=1/2 |
0,8 |
|
| 0,3 |
10) 12+4=16 11) 16–4=12 12) 19–7=12 |
34) 1/4+2/4=3/4 35) 3/5+1/8=29/40 36) 6/16–5/16=1/4 |
0,9 |
|
1,6 |
0,3 |
13) 4*3=12 14) 6*3=18 15) 18:3=6 |
37) 1/3*1/3=1/9 38) 2/8*3/8=3/32 39) 4/5:2/5=2,0 |
0,9 |
2,0 |
| 0,4 |
16) 15:5=3 17) 25+32=57 18) 41+23=64 |
40) 5/16:3/16=5/3 41) 1/2+2/4=1,0 42) 8/32+3/4=1,0 |
1,1 |
|
| 0,4 |
19) 43–17=26 20) 67–21=46 21) 16*5=80 |
43) 9/10–2/5=1/2 44) 3/4–9/16=3/16 45) 2/6*1/2=1/6 |
1,1 |
2,4 |
| 0,5 |
22) 22*4=88 23) 48:12=4 24) 84:14=6 |
46) 3/16*3/4=9/64 47) 4/12:2/3=1/2 48) 8/32:4/16=1 |
1,3 |
|
Приложение 4
Тест ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Лошадь = 0, неправильный ответ = 5.
Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = – 3.
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправильный ответ = – 1.
7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)
Хорошо показано = 4, показаны только четверть, целый час, четверти час правильно = – 3, не знает = 0.
8. Что такое Прага, Броун, Пльзень?
Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = – 1.
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это ...? маленькая овечка – это ...?
Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = 0, неправильный ответ = – 1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?
На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = – 1, на курицу = – 3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, остановиться и т. д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = – 1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающиеся, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т. д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал?
У винта нарезка = 3, винт закручивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ... это?
Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается пожилой человек от молодого?
Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (У него палка. Он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.
Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе