Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Министерство  образования Краснодарского края

Краснодарский государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет 

Кафедра педагогических информационных технологий

 

 

 

Дипломная работа

Тема: «Игровые методики как основное средство изучения

информатики в начальной школе».

 

 

 

Студентки III курса группы ПНЗК

Сидоренко Ольги Михайловны

 

Руководитель: к.п.н., доцент

Чалов Владимир Иванович

 

Рецензент: к.т.н., доцент

Мирин Олег Семенович

Работа  допущена к защите Дата защиты «__»___________2005г.

«___» ____________2005г. Оценка «___________»

Зав. Кафедрой__________

 

Краснодар

2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в  младших классах   7

1.1. Игра. Игровые методики        8

1.2. Классификация  игр         15

1.2.1. Организационные игры       15

1.2.2. Деловые игры         16

1.2.3. Ролевые игры         17

1.3. Типы игр, используемых при  обучении информатике в младших 

классах           22

1.4. Использование  игр и игровых форм с компьютерной  поддержкой в обучении младших школьников       24

1.5. Учебно-методические  комплекты по информатике в  начальных 

классах           30

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики  43

2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников          44

2.2. Система  работы по активизации учебно-познавательной  деятельности детей младшего  школьного возраста      56

2.3. Сравнительный  анализ полученных результатов    58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           65

ЛИТЕРАТУРА           68

ПРИЛОЖЕНИЕ           71

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня информатика рассматривается как  важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся. Широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс лежит в основе практически всех концепций реформирования общеобразовательной школы.

Исследования  отечественных и зарубежных ученых показали, что информатика является системообразующим предметом, таким, как математика или язык, и составляет вместе с ними основу современного образования, становясь базой для создания интегрированной учебно-информационной среды.

Курс  информатики в начальной школе  решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера и по сравнению с другими школьными дисциплинами имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием изучаемого материала. Информатика для младших школьников характеризуется специфической инструментальной базой, в которую кроме традиционных элементов урока для данной возрастной группы (учебники, рабочие тетради, игровые приемы и др.) входят персональный компьютер с обязательным использованием клавиатуры и манипулятора «мышь», а также различные игровые компьютерные программы: обучающие, развивающие, контролирующие [1]. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается «компьютерной грамотности» и «информационной культуры». В отношении же младших классов целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Основные  цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:

  • формирование начал компьютерной грамотности;
  • развитие логического мышления;
  • развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
  • формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

Определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего  обучения в начальной школе, не нужно  ограничиваться рамками предмета «Информатика». Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

Изменение среды и средств обучения информатике  в начальных классах имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И если положительные результаты учитель и родители видят практически сразу, то негативные последствия отодвинуты, быть может, на многие годы. Проповедуя принцип «не навреди», учителям, необходимо прислушиваться к рекомендациям (часто чисто теоретически), выдаваемым психологами, медиками, педагогами-новаторами [2].

Основной  образовательной целью введения компьютера в мир ребенка, прежде всего, является формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные технологии в быту, обучении, науке, в различных гуманитарных сферах, в экономике и управлении, на производстве.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса, в первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, претерпевают изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, особенно в начальный период обучения.

Исследования  и практика учёных показала, что  компьютерные игры по сравнению с другими имеют некоторые преимущества, так как возвращают к одной из древнейших потребностей человека – потребности играть.

Представители почти всех направлений психологии, так или иначе, пытались объяснить игру ребёнка: психоанализ З. Фрейда, структурная теория К. Коффки и др. Почти все советские учёные, такие как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин касались проблем психологии игры. Однако особенности влияния игровых методик на повышение эффективности усвоения знаний на уроках информатики в младших классах, изучены не достаточно полно. Актуальность проблемы и её недостаточное изучение обусловили выбор темы исследования: «Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе».

Объектом исследования был определен процесс изучения информатики в начальной школе.

Предметом исследования стало использование игровых методик на уроках информатики.

Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.

В соответствии с определёнными целью, предметом и объектом нами была выдвинута следующая гипотеза. Эффективность обучения информатики младших школьников во многом обусловлена наличием в образовательном процессе игровых методик.

Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные

задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
  2. подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
  3. определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
  4. отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
  5. провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
  6. сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

Для реализации поставленных цели и задач  мы использовали следующие методы педагогического исследования: анализ теоретической литературы, тестирование, беседа, изучение школьной документации, проверочные задания, методы статистической обработки данных, метод педагогического наблюдения. Базой для проведения опытно-экспериментальной работы являлась МОУ СОШ № 22 г. Краснодара. В эксперименте участвовало 39 учащихся 3 классов начальной школы.

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

 

Еще несколько лет назад основные усилия педагогов направлялись на создание программ, учебников и учебно-методических пособий, в том числе и для младшей школы, сегодня же повышенное внимание уделяется изменению средств и организационных форм обучения. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе вопрос о разработке методик обучения информатике в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро.

Применяемые в младшей школе методы и формы  обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1–4-х классов.

На  уроках информатики в начальной  школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

  • диалоги;
  • работа в группах;
  • игровые методики;
  • информационные минутки;
  • эвристический подход.

Необходимость построения эффективного обучения с  учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки. Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог «ученик – ученик», «ученик – учитель» [3].

Известно, что успешность формирования любых  знаний зависит, прежде всего, от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

  • через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  • через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

В педагогической литературе показано, что использование  групповой формы работы имеет  большое значение для повышения  интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету [4].

В младших  классах при делении учеников на группы необходимо учитывать пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика «хороший», «сильный», «добрый», превалирует в сознании ребенка над характеристикой «знает предмет», «отличник», «аккуратный» и т. п.

 

1.1. Игра. Игровые методики

 

В школьном обучении наряду с установлением  объёма содержания, отбором материала на уроках большая роль отводится методам. Как учить детей, чтобы при разумном использовании их возможностей и потребностей достичь максимально возможного, в период обучения, усвоения знаний, умений, способов мышления и деятельности? Это вечный дидактический вопрос, поиски ответа на который приводят к категории методов обучения. И. П. Подласый [9] определял метод как сердцевину учебного процесса, как связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей. Методы обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Методы, выбранные в соответствии с содержанием и возрастом учащихся, обеспечивают высокое качество знаний, способствуют развитию понятий и умений, дают прочные, осознанные знания, оказывают воспитательное влияние. Определение «метода» логически вытекает из признания единства деятельности учителя и учащихся. Учебный метод – способ передачи знаний учителем и способ усвоения их учащимися.

Способы и приёмы формирования познавательного интереса – основы положительного отношения к учению. Основными способами развития познавательного интереса являются следующие:

1. Формирование  готовности восприятия учебного  материала. Представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» – учитель может раздать учащимся по листу бумаги и попросить написать в течение 3 мин. все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше.

В настоящее  время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что:

1. Игровые  методики, включая в себя практически  все формы работы (диалог, работа  в группе и т.д.), предоставляют  широкие возможности для творческой  деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе