Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа
Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8 – 9 баллов – высокий.
6 – 7 баллов – средний.
2 – 3 балла – низкий.
0 – 1 балл – очень низкий.
Процентное соотношение результатов оценки объёма кратковременной зрительной и слуховой памяти фиксируются в итоговой таблице.
В. Оценка мышления
1) Цель: проверить способность детей производить умственные арифметические действия с числами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а так же со сложными, дробно-целыми числами.
Ход проведения: Ребята, сегодня мы находимся на конкурсе «Считай быстро и правильно». Каждому из вас будут предложены примеры, которые нужно как можно быстрее сосчитать в уме и записать на листках только ответы.
Способ оценивания: В таблице (см. Приложение 3) справа и слева приведены баллы, которыми оценивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей три примера, ребёнок решил правильно не менее двух примеров, то ему приписывается определённый балл. Группы примеров, оцениваемых соответствующим количеством баллов, отделены в таблице друг от друга отрезками горизонтальных линий. Между ними находятся те оценки, которые получает ребёнок за правильное решение данных примеров. Общее время, отводимое на выполнение всего задания, равно 5мин. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров. Сумма баллов, полученных ребёнком за правильное решение примеров в течение 5 мин., являются показателем, который переводится в баллы по стандартизированной 10 балльной шкале. То есть, максимально возможное количество баллов по данному тесту – 10 баллов.
Процентное соотношение результатов оценки умственных способности детей фиксируются в итоговой таблице.
2) Тест Вербальное мышление.
Цель: выявить уровень развитости вербального мышления детей младшего школьного возраста.
Ход проведения: Вы поступаете в кружок «Мир, в котором ты живёшь» и вам надо ответить на ряд вопросов, касающихся окружающих вас предметов, явлений, живых существ (см. Приложение 4).
Способ оценивания: Результат теста – это сумма баллов (+ и –), достигнутых по отдельным вопросам. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся по данному тесту, равно 42 баллам. Однако автор предлагает следующие критерии обработки результатов:
Высокий уровень: от +20 и более баллов.
Средний уровень: от +11 до +19 баллов.
Низкий уровень: ниже +10 баллов.
Процентное соотношение результатов оценки вербального мышления детей фиксируются в итоговой таблице.
Г. Оценка воображения
Цель: проверить умение учащихся фантазировать в соответствии с конкретными требованиями за определённый промежуток времени.
Ход проведения: Путешествие в страну «Фантазию». Каждый учащийся должен придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном, насекомом, растении) по выбору ученика и изложить его устно в течение 5 мин. на придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 мин., и после этого ребёнок приступает к рассказу.
Способ оценки: В ходе рассказа фантазия ребёнка оценивается баллами по определённым 5 признакам, с опорой на то, что 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен значительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
4. Глубина
и проработанность (
5. Впечатлительность, эмоциональность образов. Если образы, использованные ребёнком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающих, то по обсуждаемому признаку фантазия ребёнка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателей и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то данный признак оценивается в 1 балл. Если ребёнком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателей к которым, раз возникнув, уже затем не угасла и даже усилилась к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т. п., то данный признак характеризуется 2 баллами.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребёнок может получить за своё воображение, равно 10, а минимальное – 0. Высокий уровень: от 8 до 10 баллов. Средний уровень: от 4 до 7 баллов. Низкий уровень: от 0 до 3 баллов.
Процентное соотношение результатов оценки воображения зафиксированы в итоговой таблице.
Итоговая таблица № 1
Результаты проведения констатирующего этапа эксперимента в
контрольной группе
Вид оценки |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||
Внимание |
Продуктивность и устойчивость |
13,1% |
63% |
23,5% | |
Распределение |
19% |
60,8% |
19,6% | ||
Переключение |
17,2% |
73,8% |
8,6% | ||
Память |
Кратковременная зрительная |
15,8% |
71,3% |
12,9% | |
Кратковременная слуховая |
13,8% |
70,4% |
15,5% | ||
Мышление |
Умственные способности |
11% |
76,8% |
12,2% | |
Тест В.М. |
20,6% |
63,7% |
15,2% | ||
Воображение – фантазия |
25,1% |
59,4% |
15,5% | ||
Среднее соотношение по уровням |
17% |
67,4% |
15,4% |
В графах проставляется процентное соотношение по уровням развитости за выполнение каждого вида оценки, в итоговой – среднее соотношение каждого из допускаемых уровней развитости познавательных процессов учащихся третьих классов.
В ходе
констатирующего этапа
Итоговая таблица № 2
Результаты проведения констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе
Уровни Вид оценки |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Внимание |
Продуктивность и устойчивость |
11,2% |
59,3% |
29,4% |
Распределение |
19,8% |
62,4% |
17,6% | |
Переключение |
21,2% |
62,7% |
16% | |
Память |
Кратковременная зрительная |
14,2% |
76% |
9,7% |
Кратковременная слуховая |
13,3% |
76,5% |
10,1% | |
Мышление |
Умственные способности |
9,1% |
79,1% |
11,7% |
Тест В.М. |
19,4% |
66,4% |
14,2% | |
Воображение – фантазия |
22,3% |
68% |
9,6% | |
Среднее соотношение по уровням |
16,3% |
68,8% |
14,9% |
В ходе констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: высокий уровень развития познавательных процессов в среднем составляет 16,3%, средний уровень развития – 68,8% от общего числа учащихся, низкий уровень – 14,9%. Процентное соотношение полученных результатов в экспериментальной группе можно увидеть в диаграмме:
Как видно из таблиц и диаграммы у детей данного возраста нет существенных отличий экспериментальной группы и контрольной. По полученным данным можно судить о том, что развитость познавательных процессов у учащихся третьих классов находится ближе к среднему уровню. Следовательно, нами должна быть организована система работы с учётом данного уровня развития познавательных способностей младших школьников.
Для выявления уровня знаний по пройденным ранее темам мы определились с блоком проверочных заданий, определили критерии их оценки.
Цель: выявить степень усвоения пройденной ранее темы, качество знаний по определенному разделу (алгоритмы).
Ход проведения: Детям предлагается ответить на 4 вопроса по пройденной (во второй четверти) теме за 20 мин.
Способ оценки: Оценка «5» ставится за выполнение работы в срок, учитывая самостоятельное правильное выполнение всех заданий, с учётом объяснений выбора ответа. Оценка «4» ставится за выполнение работы с большей затратой времени (1–2 мин.), учитывая правильное самостоятельное выполнение всех заданий. Оценка «3» ставится за выполнение работы с небольшой подсказки учителя, правильно, возможно с большей затратой времени (до 3 мин.). Оценка «2» ставится за выполнение заданий не в полном объёме (выполнено 2 задания), с большей затратой времени (до 3 мин.), с подсказкой учителя. Оценка «1» ставится за выполнение работы не в полном объёме (выполнено 1 задание), с большей затратой времени, с помощью учителя. Результаты контроля уровня знаний по пройденной ранее теме фиксируются в итоговой таблице.
Итоговая таблица № 3
Результаты проведения проверочных заданий на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Оценки |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
«5» |
3 |
2 |
«4» |
5 |
6 |
«3» |
7 |
7 |
«2» |
2 |
2 |
«1» |
2 |
1 |
Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе