Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение степени эффективности применения игровых методик как основного средства изучения информатики в начальной школе.
Для реализации поставленной цели нами были определены конкретные задачи:
1.изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
2.подобрать и адаптировать игровые методики, которые повышают эффективность обучения информатики младших школьников;
3.определить степень эффективности использования игровых методик преподавания информатики в начальных классах;
4.отобрать необходимый методический материал, сделать анализ содержания и спланировать педагогический эксперимент;
5.провести педагогический эксперимент, установить зависимость между оказываемым нами педагогическим воздействием и его результатом;
6.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения информатике в младших классах 7
1.1. Игра. Игровые методики 8
1.2. Классификация игр 15
1.2.1. Организационные игры 15
1.2.2. Деловые игры 16
1.2.3. Ролевые игры 17
1.3. Типы игр, используемых при обучении информатике в младших
классах 22
1.4. Использование игр и игровых форм с компьютерной поддержкой в обучении младших школьников 24
1.5. Учебно-методические комплекты по информатике в начальных
классах 30
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса использования игровых методик как основного средства изучения информатики 43
2.1. Выявление уровня развитости познавательных процессов младших школьников 44
2.2. Система работы по активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста 56
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

 

Выводы  об уровне развития.

10 баллов  – очень высокий.

8 –  9 баллов – высокий.

6 –  7 баллов – средний.

2 –  3 балла – низкий.

0 –  1 балл – очень низкий.

Процентное  соотношение результатов оценки объёма кратковременной зрительной и слуховой памяти фиксируются в итоговой таблице.

В. Оценка мышления

1) Цель: проверить способность детей производить умственные арифметические действия с числами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а так же со сложными, дробно-целыми числами.

Ход проведения: Ребята, сегодня мы находимся на конкурсе «Считай быстро и правильно». Каждому из вас будут предложены примеры, которые нужно как можно быстрее сосчитать в уме и записать на листках только ответы.

Способ  оценивания: В таблице (см. Приложение 3) справа и слева приведены баллы, которыми оценивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей три примера, ребёнок решил правильно не менее двух примеров, то ему приписывается определённый балл. Группы примеров, оцениваемых соответствующим количеством баллов, отделены в таблице друг от друга отрезками горизонтальных линий. Между ними находятся те оценки, которые получает ребёнок за правильное решение данных примеров. Общее время, отводимое на выполнение всего задания, равно 5мин. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров. Сумма баллов, полученных ребёнком за правильное решение примеров в течение 5 мин., являются показателем, который переводится в баллы по стандартизированной 10 балльной шкале. То есть, максимально возможное количество баллов по данному тесту – 10 баллов.

  • Высокий уровень: сумма баллов от 6,7 до 10 баллов, считается очень хорошим результатом и свидетельствует о наличии у ребёнка способностей к математике.
  • Средний уровень: сумма баллов в пределах от 4,2 до 6,6, рассматривается как хороший результат и говорит о средних способностях данного ребёнка.
  • Низкий уровень: сумма баллов, расположенная в пределах интервала от 0,9 до 4,1, является признаком того, что способности к математике у данного ребёнка очень низкая и тем ниже, чем меньше сумма баллов.

Процентное  соотношение результатов оценки умственных способности детей фиксируются в итоговой таблице.

2) Тест Вербальное мышление.

Цель: выявить уровень развитости вербального мышления детей младшего школьного возраста.

Ход проведения: Вы поступаете в кружок «Мир, в котором ты живёшь» и вам надо ответить на ряд вопросов, касающихся окружающих вас предметов, явлений, живых существ (см. Приложение 4).

Способ  оценивания: Результат теста – это сумма баллов (+ и –), достигнутых по отдельным вопросам. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся по данному тесту, равно 42 баллам. Однако автор предлагает следующие критерии обработки результатов:

Высокий уровень: от +20 и более баллов.

Средний уровень: от +11 до +19 баллов.

Низкий  уровень: ниже +10 баллов.

Процентное  соотношение результатов оценки вербального мышления детей фиксируются  в итоговой таблице.

Г. Оценка воображения

Цель: проверить умение учащихся фантазировать в соответствии с конкретными  требованиями за определённый промежуток времени.

Ход проведения: Путешествие в страну «Фантазию». Каждый учащийся должен придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном, насекомом, растении) по выбору ученика и изложить его устно в течение 5 мин. на придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 мин., и после этого ребёнок приступает к рассказу.

Способ  оценки: В ходе рассказа фантазия ребёнка оценивается баллами по определённым 5 признакам, с опорой на то, что 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен значительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

  1. Скорость процессов воображения. Если в течение 1 мин ребёнок так и не придумал сюжет рассказа, а продолжил мысль помощников, тогда за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребёнок придумал сюжет рассказа к концу отведённой на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребёнку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек. отведенного времени или если в течение 1 мин. он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку по данному признаку ставится 2 балла.
  2. Необычность, оригинальность образов. Если ребёнок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку ставится 0 баллов. Если ребёнок пересказал известное, но при этом внёс в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае же если ребёнок, придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения оценивается 2 баллами.
  3. Богатство фантазии. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребёнок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то данный признак оценивается в 0 баллов.

4. Глубина  и проработанность (детализированность) образов. 0 баллов ребёнок получает  тогда, когда центральный объект  его рассказа изображён весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности ребёнок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нём достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов. Если образы, использованные ребёнком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающих, то по обсуждаемому признаку фантазия ребёнка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателей и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то данный признак оценивается в 1 балл. Если ребёнком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателей к которым, раз возникнув, уже затем не угасла и даже усилилась к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т. п., то данный признак характеризуется 2 баллами.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребёнок может получить за своё воображение, равно 10, а минимальное – 0. Высокий уровень: от 8 до 10 баллов. Средний уровень: от 4 до 7 баллов. Низкий уровень: от 0 до 3 баллов.

Процентное  соотношение результатов оценки воображения зафиксированы в итоговой таблице.

 

Итоговая таблица № 1

Результаты проведения констатирующего  этапа эксперимента в 

контрольной группе

 

                                                     Уровни

Вид оценки              

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

Внимание

Продуктивность  и устойчивость

13,1%

63%

23,5%

 

Распределение

19%

60,8%

19,6%

 

Переключение

17,2%

73,8%

8,6%

Память

Кратковременная зрительная

15,8%

71,3%

12,9%

 

Кратковременная слуховая

13,8%

70,4%

15,5%

Мышление

Умственные

способности

11%

76,8%

12,2%

 

Тест  В.М.

20,6%

63,7%

15,2%

Воображение – фантазия

25,1%

59,4%

15,5%

Среднее соотношение по уровням

17%

67,4%

15,4%


В графах проставляется процентное соотношение  по уровням развитости за выполнение каждого вида оценки, в итоговой – среднее соотношение каждого из допускаемых уровней развитости познавательных процессов учащихся третьих классов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе мы получили следующие результаты: высокий уровень  развития познавательных процессов у учащихся третьего класса в среднем составляет 17%, средний уровень развития – 67,4% от общего числа учащихся, низкий уровень – 15,4%.

Итоговая  таблица № 2

Результаты проведения констатирующего  этапа эксперимента в экспериментальной группе

 

                                                 Уровни

Вид оценки            

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

Внимание

Продуктивность  и устойчивость

11,2%

59,3%

29,4%

Распределение

19,8%

62,4%

17,6%

Переключение

21,2%

62,7%

16%

Память

Кратковременная

зрительная

14,2%

76%

9,7%

 

Кратковременная слуховая

13,3%

76,5%

10,1%

Мышление

Умственные  способности

9,1%

79,1%

11,7%

 

Тест  В.М.

19,4%

66,4%

14,2%

Воображение – фантазия

22,3%

68%

9,6%

Среднее соотношение по уровням

16,3%

68,8%

14,9%


В ходе констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: высокий уровень развития познавательных процессов в среднем составляет 16,3%, средний уровень развития – 68,8% от общего числа учащихся, низкий уровень – 14,9%. Процентное соотношение полученных результатов в экспериментальной группе можно увидеть в диаграмме:

Как видно из таблиц и диаграммы у детей  данного возраста нет существенных отличий экспериментальной группы и контрольной. По полученным данным можно судить о том, что развитость познавательных процессов у учащихся третьих классов находится ближе к среднему уровню. Следовательно, нами  должна быть организована система работы с учётом данного уровня развития познавательных способностей младших школьников.

Для выявления уровня знаний по пройденным ранее темам мы определились с блоком проверочных заданий, определили критерии их оценки.

Цель: выявить степень усвоения пройденной ранее темы, качество знаний по определенному разделу (алгоритмы).

Ход проведения: Детям предлагается ответить на 4 вопроса по пройденной (во второй четверти) теме за 20 мин.

  1. Какие функции выполняет компьютер? (перечислите 5 функций).
  2. Что такое «алгоритм»?
  3. Какие команды алгоритма вы знаете?
  4. Приведите пример алгоритма. Какого вида команды у этого алгоритма?

Способ  оценки: Оценка «5» ставится за выполнение работы в срок, учитывая самостоятельное правильное выполнение всех заданий, с учётом объяснений выбора ответа. Оценка «4» ставится за выполнение работы с большей затратой времени (1–2 мин.), учитывая правильное самостоятельное выполнение всех заданий. Оценка «3» ставится за выполнение работы с небольшой подсказки учителя, правильно, возможно с большей затратой времени (до 3 мин.). Оценка «2» ставится за выполнение заданий не в полном объёме (выполнено 2 задания), с большей затратой времени (до 3 мин.), с подсказкой учителя. Оценка «1» ставится за выполнение работы не в полном объёме (выполнено 1 задание), с большей затратой времени, с помощью учителя. Результаты контроля уровня знаний по пройденной ранее теме фиксируются в итоговой таблице.

Итоговая  таблица № 3

 

Результаты проведения проверочных  заданий на констатирующем этапе  эксперимента в контрольной и  экспериментальной группах

 

Оценки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

«5»

3

2

«4»

5

6

«3»

7

7

«2»

2

2

«1»

2

1

Информация о работе Игровые методики как основное средство изучения информатики в начальной школе