Готовность к школьному обучению детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение нарушений речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме
2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Определить основные рекомендации логопедической работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Содержание

Введение...........................................................................................стр.1
Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР…………………………………………………….стр.3
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
1.2 Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
1.3 Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
1.4 Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26
Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35
2.1 Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
2.2 Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36
Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62
3.1 Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
3.2 Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72
Список литературы………………………………………………стр.89

Работа содержит 1 файл

Готовность к школьному обучению детей с ОНР.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение...........................................................................................стр.1

Глава I . Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников                    с ОНР…………………………………………………….стр.3

    1. Понятие психологической готовности к школьному обучению………………………………………………..........стр.3
    2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу……………………………………………………….стр.7
    3. Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.14
    4. Готовность к обучению в школе детей с ОНР……………стр.26

Глава II. Организация экспериментального изучения речевой готовности к школе детей дошкольного возраста……….стр.35

    1. Сравнительный анализ методик обследования речи детей дошкольного возраста……………………………………..стр.35
    2. Цель и задачи эксперимента. Организация и методы исследования речи детей дошкольного возраста…………стр36

Глава III. Результаты исследования речевой готовности детей дошкольного возраста……………………………………...стр.62

    1. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования………………………..стр.62
    2. Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию речи………………………………….стр.72

Список литературы………………………………………………стр.89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перед нашим обществом на современном  этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей  в школу необходимо проводить  за полгода - год до школы. Это позволяет  определить готовность к системному школьному обучению детей и при  необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

В разное время  психологи занимались проблемой  готовности к школе, разработано  множество методик, программ (Гудкина  Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.(1997г.)) По данным Л.А.Венгера (1982г.), В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского( 1989г.), Е.Е.Кравцовой (1992г.) и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая  включает формирование у ребенка  готовности к принятию новой  социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность  ребенка к школе. Данный компонент  готовности предполагает наличие  у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность  к школьному обучению. Этот компонент  включает в себя формирование  у детей нравственных и коммуникативных  способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность  считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

С проблемой диагностики психологической  готовности детей к школьному  обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

При этом следует помнить, что при  изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному  возрасту диагностическая схема  должна включать в себя диагностику  как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности, сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

"Готовность к обучению" - показатель  комплексный, каждый из тестов  дает представление лишь об  определенной стороне готовности  ребенка к школе. Любая методика  тестирования дает субъективную  оценку. В выполнении каждого  из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования.

Нарушения звукопроизносительной  стороны речи и  методы их устранения относятся к центральным вопросам теории и практики логопедии. Этой проблемой в различных аспектах занимались Р.Е.Левина, Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, М.Ф.Фомичева, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др.

Речевая функция является одной  из важнейших психических функций человека. По своему значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением человека. В своих работах Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова отмечали, что особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений произносительной стороны речи лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и познавательной деятельности. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, могут отразиться на его деятельности и поведении. Речевые нарушения, ограничение речевого общения могут негативно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Г.В.Чиркина в своих работах указывает на тесную взаимосвязь между нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произношения и фонемообразованием, между звуковой и смысловой её сторонами.

При анализе доступной нам литературы можно отметить, что в основном авторы уделяют внимание нарушениям звукопроизношения в дошкольном возрасте (Левина Р.Е, Правдина О.В.,Фомичева М.Ф. и д.р. В связи с тем, что последнее время наблюдается увеличение детей с речевой патологией, исследование речевой готовности к школьному обучению дошкольников является актуальным, чем и обусловлен выбор темы курсовой работы.

      В связи с этим целью данной  работы являлось изучение нарушений речи  детей  дошкольного возраста.

Объектом исследования являлась готовность дошкольников с ОНР к школьному обучению

Предметом исследования являлась речевая готовность к школьному обучению дошкольников.

     В соответствии с  целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психологическую и педагогическую  литературу по данной проблеме
  2. Выявить детей с нарушениями речи среди детей дошкольного возраста в ДОУ.
  3. Определить основные рекомендации  логопедической работы по развитию речи с детьми  дошкольного возраста.

В работе нами были использованы методы анализа общей и специальной литературы по проблеме речевого развития  детей в норме и детей с общим недоразвитием речи, изучения медицинской, биографической и педагогической документации, мы проводили беседы с родителями и детьми, вели наблюдения за ребёнком в процессе специальных занятий.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом  развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Мы считаем, что предлагаемая программа экспериментального изучения готовности к школьному обучению детей с ОНР, будет иметь практическую значимость для логопедов и психологов детских садов.

 

Глава I. Теоретические аспекты готовности к школе дошкольников с ОНР

 

1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению

 

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений  психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и  другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы  поведенческими характеристиками".

И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда  ребенок становится способным принимать  участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе  складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал  А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."

На сегодняшний день практически  общепризнано, что готовность к школьному  обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность  постижения основных признаков  и связей между явлениями, способность  воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу  их получения за счет дополнительных  усилий;

- овладение на слух разговорной  речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки  и зрительно-двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе  мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР