Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными дошкольнику разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Важно обеспечить условия для накопления и обобщения знаний о предметном и рукотворном мире в целях развития разнообразных видов детской деятельности. Это дает возможность интегрировать разные виды детской деятельности в едином педагогическом процессе, что обеспечивает его целостность.
Основная задача педагога — помочь ребенку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности взрослых; ненавязчиво подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех. [16, с.189]
Программа «Детство» предлагает познакомить детей с такими профессиями как строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, портной, пекарь, художник, няня, дворник, прачка, повар, врач, фермер, артист, менеджер, рекламный агент, продавец, шофёр и т. д.
Важно отметить что:
Следует отметить, что всё же
в программах представлен
В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей.[1,c.15]
Исходя из анализа
Целями и задачами такой
Программа «Мир профессий» может предусматривать ознакомление детей более чем с 50 профессиями (при 7-12 - по традиционной программе). Она должна учитывать соответствие возрастной динамики развития детей и смысловое содержание сюжетно-ролевых игр. Каждая игра должна предусматривать для каждой роли полный цикл «профессиональных действий» (Н.Е. Веракса) и их логическую завершенность. Игры группируется как с учетом требований основной программы, так и с учетом сезонного труда взрослых и пр. В программу должны быть введены игры, отражающие современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики [3с.136].
Сейчас распространение получили идеи непрерывной профессиональной ориентации: открываются профильные школы для старшеклассников, апробируется сетевая модель предпрофильной подготовки учащихся среднего звена, отдельные элементы формирования ранних профориентационных склонностей реализуются в школе 1ступени и в дошкольных учреждениях.
Коллективом детского сада «Олененок» (г. Муравленко) разработана программа развития, основные задачи которой - формирование социальной компетенции дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых. Педагоги считают, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».
Работу начали со знакомства
детей с предметно-
Предметная среда в группах организуется с учетом полоролевой специфики используемого дидактического и игрового материала, так чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует. Имеются игровые центры для мальчиков и девочек, приспособленные для сюжетно-ролевых игр профессионально ориентированного характера, «Мастерские умелых ручек» для конструирования и ручного труда, шитья и вышивания, «Уголки почемучек» для элементарного экспериментирования и многое другое.
Педагоги стараются рационально использовать помещения детского сада и познавательный потенциал окружающих предметов: в музыкальном зале есть возможность познакомиться с профессиями музыканта, дирижера, артиста эстрады; в экологическом кабинете - агронома, садовода, эколога; в физкультурном зале - спортсмена, тренера, спортивного врача; в театральной студии - актера, режиссера, писателя; в картинной галерее - музейного работника, художника и т.п.
Оборудован развивающий кабинет «Город мастеров» для знакомства с ремеслами, существовавшими издревле (пекарь, сапожник, гончар), современными профессиями (милиционер, библиотекарь, банкир и др.). Мини-музеи народных ремесел, позволяют познакомить с трудом народных умельцев, рассказать о трудовой деятельности людей в прошлом. Вместе с родителями созданы центры «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», музей кукол «Кем быть?», проводятся совместные выставки творчества «Сделаем сами своими руками», «Вместе с мамой, вместе с папой» и многое другое.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Традиционный перечень игр с производственными и бытовыми сюжетами наши воспитатели дополняют значительным количеством профориентационных игр. Игры группируются с учетом времени года, сезонного труда взрослых, профессиональных праздников. Широко используются игры, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии (налоговый инспектор, турагент, программист, бизнесмен), региональные и местные условия (охотник, рыболов, нефтяник, бурильщик). В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей различных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Знакомя детей с миром
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ».
2.1
Организация и
методика исследования.
Практическое исследование проводилось на базе ДОУ № 234 и ДОУ № 231 города Барнаула Администрации Индустриального района. В эксперименте участвовали 30 детей (15 девочек и 15 мальчиков) двух подготовительных групп.
Нами был разработан опросник « Мир профессий» (см. Приложение). Вопросы были разбиты по пяти сериям:
1. Знание профессий ближайших родственников.
2. Представления
о структуре конкретной
3. Знание профессий (кол-во).
4. Личные предпочтения.
5. Осознание значимости профессий.
Серия вопросов на знание
Высокий уровень ( называют профессии обоих родителей, а
также профессии дедушки и бабушки, называют профессиональные
инструменты, знание содержания трудовой деятельности,
знание результата
труда) -
Оптимальный уровень ( называют профессии обоих родителей,
могут рассказать о профессии бабушки и дедушки, называют
некоторые проф. инструменты, не очень полные сведения о
содержании трудовой
деятельности, знание результата труда)
- 2
балла
родителей, не очень
точное представление о содержании
трудовой деятельности и результате
труда) -
Низкий уровень ( не может назвать профессии родителей, не
знает трудовые операции, не знает результат труда) - 4 балла
Серия вопросов на выявление знаний о структуре конкретной
профессии оценивалась по следующей шкале:
Высокий уровень (подробное и точное знание трудовых
операций и результата
труда) -
Оптимальный уровень (точное знание трудовых операций и
результата труда)
-
Средний уровень
(не точные сведения о некоторых трудовых
операциях, знание результата труда) -
Низкий уровень (не знание трудовых операций и результата
труда)-
Знание профессий (кол-во) оценивалось по следующей шкале:
Высокий уровень (8 и более профессий)
-
Оптимальный уровень (7-6 профессий) -
Средний уровень (5-4 профессии) -
Низкий уровень (менее 4 профессий
) -
Серии вопросов направленных на выявление личных предпочтений и на осознание значимости профессии оценивалась по следующей шкале:
Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста