Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:09, контрольная работа
Родной язык играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: познавательные психические процессы и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
1. Теоретические основы взаимосвязи речевого развития и эмоций в дошкольном возрасте 3
2. Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста 9
3. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных состояниях 16
4. Заключение
Список литературы
Приложение
Рязанский государственный университет
имени С. А. Есенина
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра: «Общей педагогики. Дошкольного и начального
Специальность: «Педагогика и методика дошкольного
Формирование словаря у детей старшего дошкольного
возраста (эмоционального)
Преподаватель:
Дементьева М. Н.
Содержание.
1.
Теоретические основы
взаимосвязи речевого
развития и эмоций в
дошкольном возрасте
2.
Формирование эмоционального
словаря у детей
старшего дошкольного
возраста
3.
Выявление представлений
старших дошкольников
об эмоциональных состояниях
4. Заключение
Список литературы
Приложение
Родной язык играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: познавательные психические процессы и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Важность словарной работы для
речевого и интеллектуального
развития ребенка признавалась
отечественными учеными и
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи в детском саду и дошкольной педагогике. (6)
Взаимосвязь развития речи и эмоций в дошкольном возрасте.
Проблема развития эмоций
Вилюнас, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова и другие), так и зарубежными (Р. Лазарус, Ю. Сингер, М. Арнолд, К. Изард и другие). Среди различных подходов исследования эмоциональной жизни человека можно выделить два основных направления: первое находится в рамках когнитивной теории эмоций, а второе – в контексте изучения мотивационно-личностной сферы.
Представители первого
Отечественные психологи
Выдвигая идею деятельного
В детской психологии велись исследования
по изучению роли эмоций в психическом
развитии детей (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович,
А. Д.
Кошелева,
Л. П. Стрелкова, Л. А. Абромян, Н. М. Трунова
и др.). Было показано, что эмоциональное
предвосхищение, а также такое
явление как; эмпатия, возникают
в исследовательской
Рассматривая соотношение
Взаимосвязь когнитивных и
О. М. Дьяченко говорила о
сосуществовании в развитии
противоречий
в представлениях ребенка о действительности.
С помощью его дети творчески
овладевают схемами и смыслами человеческих
действий,
либо строят целостный образ какого-то
события или явления, отталкиваясь
от отдельных впечатлений
Единство аффективного и
Одним из средств организации
взаимодействия взрослого и
другие эмоциональные проявления в соответствии с требованиями окружающих, подчиняя аффект интеллекту (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия). (17)
Р. О. Якобсон выделяет эмотивную функцию речи как непосредственную эмоциональную реакцию на ситуацию. Эмотивная функция коммуникативного акта как передача информации о внутреннем состоянии источника рассматривается В. И. Галуновым. Она обеспечивается словесным выражением (мне весело, плохо себя чувствую), в неречевых звуках (смех, плач и т.п.), в варьировании речевых параметров (изменение громкости, характеристик основного тона, ритмики, тембра, структуры высказываения). К проблеме выразительности речи обращались многие исследователи: С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова. По их мнению, выразительные средства речи складываются из элементов: выбора слова (лексика), сочетаемости слов в предложении (фразеология и контекст), структуры речи (композиция, порядок слов), интонационной выразительности (ритм, темп, пауза, повышение и понижение голоса). От выразительности речи во многом зависит воздействие на слушателя. Роль эмоций в развертывании речевого общения рассматривается исследователями с точки зрения значимости эмоциональной насыщенности речевого высказывания. Более точному выражению мысли, успешному протеканию общения, овладению различными способами межличностного взаимодействия, дифференцированию ситуации и способствует эмотивная функция речи, находящаяся в тесной взаимосвязи с процессами речевого развития. (1)
Эти представления о значении
и смысле в речевой
представлений ребенка об эмоциональных явлениях.
Речь способствует не только передаче
некой мысли, но и включает эмоциональные
характеристики человека, формирует наше
чувство, выражая его. А. А. Леонтьев отмечал,
что реальный процесс, происходящий в
общении – это установление соответствия
между
конкретной ситуацией и структурой речевого высказывания. Речевой акт есть акт введения речи в более широкую систему деятельности в качестве необходимого и обусловленного компонента, включая процессы порождения речи, ее восприятия и усвоения в контексте речевого общения, которое рассматривается как целенаправленная, мотивированная человеческая активность.
Исходя из представлений о роли в формировании субъективного образа объективного мира, об универсальном значении; эмоций в жизни человека, неразрывности интеллектуальной и эмоциональной сфер его психики, Е. Ю. Мягкова полагает, что в индивидуальном сознании каждое слово несет определенную эмоциональную нагрузку слова.
Эти представления о значении
и смысле в речевой
2. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального).
2.1. Особенности освоения языка эмоций в дошкольном детстве.
Успешное освоение ребенком
Развитие сопереживания, сочувствия определяют разные формы общения, в которых как взрослый, так и ребенок, стремятся к эмоциональному благополучию. Доминирование высших социальных эмоций снижают важность появления в поведении ребенка импульсивно-аффективных реакций. В своем развитии и протекании социальные эмоции характеризуются определенной степенью произвольности.
Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)