Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.
Для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:
Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.
1) Расширение объёма словаря.
2) Уточнение значения слова.
3) Развитие структуры значения слова.
4)
Формирование семантических
5)
Расширение связей между
Основными источниками развития словаря
явля-
ются:
-
наблюдения над окружающей
У старшего дошкольника
Роль
словарной работы в обучении родному
языку старших дошкольников была
раскрыта М. М. Кониной. Вычленяя обогащение,
закрепление и активизацию
Ребенок старшего дошкольного
возраста активно владеет
Углубленно работая над развитием словаря детей подготовительной группы и формированием грамматического строя речи, решает следующие задачи [5, с.35]:
-
точно и правильно
-
замечать грамматические
-
самостоятельно осуществлять
В
старшем дошкольном возрасте продолжается
совершенствование всех сторон речи
ребенка. Все чище становится произношение,
более развернутыми фразы, точнее высказывания.
Ребенок не только выделяет существенные
признаки в предметах и явлениях,
но и начинает устанавливать причинно-
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь [18, с.38].
В старшем дошкольном возрасте
работа над смысловой стороной
слова является ведущей
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) - существительные (вход - выход), прилагательные (хороший - плохой), наречия (быстро - медленно), глаголы (говорит - молчит). [23, с.18].
Работа по сопоставлению слов-
Также учим подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? - Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? - Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие но смыслу слова - синонимы (ходить - идти, шагать, топать, вышагивать и др.) [23, с.18].
В старших и подготовительной к школе группах детей приучают диф -ференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло - сладкий, кислый - кислый, кислующий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознаком- лению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.
Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, ро- димая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему вы- ражения из народно - разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно уево- ить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т . п.). Поэтому воспита- тель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастера на все руки, уши вянут, во- дой не разольешь, держать себя в руках и т. п. Педагогам необходимо систе- матически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка. [18, с.99]
Обогащение лексики
На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п.
В словарь детей седьмого года жизни включаются названия широкого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводах, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения, и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде в нашем обществе и вводится соответствующий словарь: труд — почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех; Почетная грамота; доска Почета; премия, медаль, орден и т. д. [18, с.89-90]
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают оценочной лексикой. Однако для большинства из них (около 73 %) характерно непонимание значения слов: вместо объяснения одни дети дают описание явления и объекта, а другие ориентируются на звуковую форму слова. Но даже те слова, которым дошкольники дают правильное толкование, редко встречаются в их активной речи [20, c.42].
Достаточно богатый и
Это обусловливает и работу
воспитателя по формированию
умения детей строить
Преобладают в словаре
В количественном и
У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста