Дидактическая игра как метод формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Надежда Алексеева, 07 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи является проблемой специального обучения. В активном словаре детей недостаточно сформированы операции поиска слов, это приводит к неправильному выбору семантических признаков слова, к появлению стойких лексических ошибок, дифференциаций лексических значений и экспрессивно – стилистических неполноценностей речевой продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------1
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА---------------------------------------------------------3
1.1. Основные понятия изучаемой проблемы-------------------------------------3
1.2. Лингвистические основы словарной работы---------------------------------5
1.3. Особенности развития словаря детей в научно –методической литературе --------------------------------------------------------------------------10
1.4. Особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи --16
1.5. Дидактические игры как метод развития лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ---------------------------------------24
1.6. Анализ научно – методической литературы как развитие активного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи--31
ГЛАВА 2
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ------35

2.1. Изучение возможности использования дидактических игр в развитии лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи ---------------------------------------------------------------------------------35
2.2. Организация и проведение коррекционной работы по развитию лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр ----------------------------------------38 2.3 Анализ и оценка полученных результатов ---------------------------------44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------46
ЛИТЕРАТУРА---------------------------------------------------------------------48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ  

      Речевое развитие дошкольников с общим  недоразвитием  речи является проблемой специального обучения. В активном словаре детей  недостаточно  сформированы операции поиска слов, это приводит к неправильному  выбору семантических признаков  слова, к появлению стойких лексических ошибок, дифференциаций лексических значений и экспрессивно – стилистических неполноценностей речевой продукции. 

      Вопросу развития лексики у детей с  речевыми нарушениями посвящены  многочисленные исследования  в  области специальной психологии и педагогики.

      Исследователи данной проблемы  Г.В.Бабина, В.К. Воробьева, Г. С. Гуменская , Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др. выделяют в структуре речевого дефекта, именуемого общим недоразвитием  речи, трудности овладения лексико-семантическими закономерностями языка и нарушением лексической стороны речи. Проблема формирования словарного запаса у дошкольников с ОНР в процессе занятий с дидактическими играми на современном этапе не только не утратила своей актуальности, получила новый импульс, обусловленный  расширением представлений о лексике, семантике, изменении психических процессов , стоящих в понимании слова. 

      Теоретико–методологическую  базу исследования составили три  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике .Вторая группа - учебная литература ( учебники, учебные пособия, справочная и  энциклопедическая  литература). К  третьей  отнесены научные статьи  периодические журналы  по исследуемой проблематике.

      Объектом работы является формирование словаря детей 5-6 лет с общим нарушение  речи.

      Предмет исследования дидактическая игра как  метод формирования активного словаря  детей 5-6 лет с общим нарушением речи .

      Цель  работы – обосновать актуальность использования  дидактических игр – метода формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи .

Поставленная  цель определяет задачи . :

1. аналитический  обзор научно - методической литературы  и практического    опыта  по проблеме формирования словаря детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями .

2.   анализ основных понятий по  изучаемой проблеме.

3.   подбор диагностических методик,  разработка критериального аппарата  и определение уровней сформированности  активного словаря  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

4. организация  и проведение коррекционной работы  по формированию активного словаря   у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи , определение ее эффективности.

5.  составление рекомендаций для педагогов ДОУ и родителей по проблеме  формирования активного словаря у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи . 

        Гипотеза исследования : если с  детьми  старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи ежедневно,  в разные режимные моменты проводить специально подобранные дидактические игры, используя при этом коррекционные приемы :

- контроль  за речью детей ,

- сопряженная  речь ,

- побудительные  вопросы,

-проблемные  ситуации,

это позволит расширить:

активный  словарь за счет увеличения количества существительных, прилагательных, глаголов

- понимание  ребенком значений слов ,

что сделает  речь детей полноценной. 

 В  работе использованы следующие  методы :

-анализ  психолого – педагогической литературы .

-обобщение передового опыта ученых и педагогов.

- метод  имперической оценки,

- педагогический  эксперимент .

-обработка  результатов опытно- практической  работы.

       

Сроки эксперимента  : сентябрь 2008- апрель 2009 года.

      База  эксперимента : старшая  логопедическая группа  МДОУ № 169 г. Красноярска. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРЕТИЧНСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКЕ  ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ. 

    1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.

        

      СЛОВО, - а, мн. слова, слов, слова. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий,состояний, признаков, связей, отношений,, оценок. . /С.И Ожегов.  Словарь/

      СЛОВО  -  важнейшая единица языка, которая  служит для наименования предметов: гараж, сад; явлений: снегопад, агрессия; действий: уходить, заиграть; признаков: древний, гречневый; чисел: сто, двадцать один, для выражения понятий: дружелюбие, бесконечность и др. /С.И Ожегов \Энциклопедия русского языка М Дрофа 1997г./

      СЛОВООБРАЗОВАНИЕ/С.И  Ожегов Словарь/

1. Раздел языкознания,  изучающий состав (строение) слов, способы их образования. 2. Образование новых слов разными способами по словообразовательным моделям, характерным для того или иного языка. -  ЛЕКСИКА (гр. lexikos словесный, словарный)/ С.И Ожегов. Словарь/

-  словарный  состав, совокупность слов языка (русская лексика), говора (лексика говоров Поволжья), а также группы, объединённой по какому-либо признаку (военная лексика, заимствованная лексика, лексика Н. С. Лескова).

      ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

~ вид лингвистического  анализа, объектом которого является слово со стороны значения, употребления, происхождения и взаимоотношений с другими словами языка.

      ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА/Большой словарь  русского языка. «Дрофа»М 1999г/

- смысловое содержание  слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: русый - «светло-коричневый (о волосах)»; стежок - «в шитье, вышивании: расстояние между двумя проколами иглы».

Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно  определить свойства, общие для ряда предметов (действий и пр.), а также  устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие и пр.): редколесье - «редкий, не сплошной лес», общее лес, а различительное - редкий, не сплошной. Лексическое значение, таким образом, состоит из многих составляющих (компонентов).

      МОРФЕМА (гр. morphe — форма)

-   значимая  часть слова, далее неделимая.  Различают морфему корневую, или  корень (домик, белый)', морфемы служебные: приставку (прибежать), суффикс (домик), окончание (светли), соединительную гласную, или интерфикс (лед/о/ход).

      МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

- вид лингвистического  анализа, при котором в слове  разными способами выделяются  морфемы, или значимые части слова:

1) изменением  слова по родам, числам, падежам,  временам выделяются основа и окончание: подберёзовик , подберёзовик, подберёзовик.

2) подбором  родственных   слов   выделяется   корень:    берёза.

      МОРФОЛОГИЯ (гр. morphe — форма)

-  наука о частях речи, грамматических общностях слов, их грамматических категориях, совокупности всех словоформ склоняемых и спрягаемых слов.

      МОРФОЛОГИЯ  (греч.) - 1) принадлежащие языку системы форм изменяемых (склоняемых и спрягаемых) слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены

      АКТИВНЫЙ  СЛОВАРЬ - 1) часть словарного состава языка, которая включает относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи, причём в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями, понятиями и ситуациями.

      ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ - часть словарного состава языка, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями означаемых ими явлений (названия редких реалий, историзмы, термины, собственные имена), или лексических единиц, известных только части носителей языка (архаизмы, неологизмы), используемых лишь в отдельных функциональных разновидностях языка (книжная, разговорная и другая стилистически окрашенная лексика). В психолингвистике – совокупность лексических единиц. Которые понятны носителю языка, но не употребляются им в спонтанной речи. /Энциклопедия русского языка М Дрофа 1997г./ 

    1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

       

      Большинство отечественных психологов и лингвистов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность (Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев А.Л.Леонтьев, Н.И. Жинкин , И.А. Зимняя и др.

      По  мнению А.А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно с «классическими» видами деятельности, например с трудом или игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевою»

Такая трактовка  речи человека впервые была дана в  науке Л.С. Выготским (1934). 

Речевая деятельность определяется ведущим отечественным  специалистом по психолингвистике А.А. Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Она в форме отдельных речевых действий - обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. [ 17]

      Речь  (РД) определяется как одно из средств осуществления неречевой деятельности, речевой (языковой) процесс, процесс порождения (производства) и восприятия (понимания) речи, обеспечивающий все другие виды деятельности человека. Это относится ко всем формам речи: (1) устной (звуковой), (2) письменной (чтение и письмо) и (3) кинетической (т.е. мимико-жестикуляторной) речи.

Отличительными  признаками речевой деятельности (РД), по А.А. Леонтьеву, являются следующие:

• Предметность деятельности. Она определяется тем, что РД, по образному выражению А.Н. Леонтьева, протекает «с глазу на глаз с окружающим миром. Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних миру, властно врывающемуся в этот круг, который, вовсе не замыкается.

• Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие — промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

• Мотивированность РД. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.

• Иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию единиц.

И.А. Зимняя  рассматривает  речевую деятельность взаимодействием 

3 факторов: знанием единиц языка и правил их сочетания, навыками пользования этими единицами и правилами и комбинационным умением использовать имеющиеся знания для выражения новой мысли в новой ситуации Речевая деятельность  является основным и универсальным средством общения  между людьми в обществе и одновременно – основным средством коммуникации.

      Язык  включает слова с их значениями («  отношение» слова к обозначаемому  их объекту  реальной действительности) и синтаксис

Информация о работе Дидактическая игра как метод формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи