Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.
2.2 Анализ результатов практического исследования.
Анализ, полученных результатов
(таблица №1) на первую и вторую
серию вопросов показал, что
4 из 30 дошкольников не знают
Мы подсчитали, какие профессии
дошкольники называют чаще
Дети и
сейчас активно готовятся к
Второе место занял - «продавец». Думаем это связанно не только с тем , что профессия входит в программу детского сада, но и с нашей современной рыночной жизнью.
На третьем месте оказались такие профессии как «воспитатель», «милиционер», «доктор», «пожарник», «повар», «парикмахер», «водитель».
Т.к. данные профессии рекомендованы для ознакомления в «Программе воспитания детского сада», а также дошкольники часто в жизни сталкиваются с людьми этих профессий, дети хорошо знакомы с ними: называют трудовые действия, трудовое оборудование, имеют представления об общественной направленности этого труда и результате труда.
На четвертом месте оказалась профессия «художник».
Круг профессий, названный
66% детей при оценке значимости
профессии, руководствуются
Мы сравниваем средние
Все дошкольники из д./с. №
231 назвали профессии своих
Сравниваем таблицы № 4 и №5. Мальчики чаще называли технические профессии такие как «водопроводчик», «электрик», «механик», «таксист», а также «каменщик», «маляр». Это говорит о большом интересе мальчиков к технике, к строительству. Девочки чаще профессии связанные с общением такие как «учитель», «воспитатель», «продавец», «доктор», «парикмахер».
Мальчики более точно и подробно могли рассказать о структуре работы отца нежели матери, в то время как у девочек знания о профессии родителей приблизительно одинаковые.
Итоги показали, что сложнее
всего дошкольникам было
Итоги показали, что словарь некоторых
дошкольников отстает в
1. Отсутствие
точной лексики в речи некоторых
детей побуждает использовать
жесты, указательные
2. Бедность
словаря сказывалась и на
3. У некоторых
дошкольников наблюдалась
4. Не все дети могли правильно назвать профессию смешивали значения слов «врач» и «скорая помощь», «милиция» и «милиционер», «пожарная» и «пожарник» и т. д.
5. Отсутствуют
навыки в активном
6. Подробные и полные ответы давали не все дети, требовались дополнительные вопросы.
7. Одни дети
оперировали довольно богатым
словарём, другие использовали серьёзные
трудности в подборе слов. Это
говорит о стихийном характере
усвоения представлений и
Результаты опытно-экспериментальной
работы подтвердили необходимость серьезной
работы с детьми старшего дошкольного
возраста по формированию словаря в процессе
ознакомления с трудом взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к труду взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. В своих играх старшие дошкольники отображают действие людей той или иной профессии. Но у дошкольников ещё слабые представления об этом.
Диагностика детей показывает, что уровень знаний детей о современных профессиях невысок, некоторые дети совсем не имеют представлений о различных профессиях, о взаимоотношениях между людьми, другие имеют лишь поверхностные знания. Сюжетно-ролевые игры, отражающие профессии взрослых, – бедные, сюжет не развёрнут, ролевая речь недостаточно развита.
Целенаправленное
педагогическое воздействие, основывающееся
на расширении кругозора детей в
процессе ознакомления с трудом взрослых,
обусловливает положительные
Обогащается
словарь в непрерывном
Ребенок, не владеющий словарным запасом, испытывает большие трудности, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Скупость словаря делает речь бесцветной, однообразной, а нередко непонятной для слушателя.
Учителя отмечают, что дети, у которых богаче словарь а ,следовательно, и запас представлений, лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой, они активнее в умственной работе на уроке. Бедность словаря—характерная черта слабоуспевающего ребенка.
В программе начальной школы по русскому языку обращено внимание на то, что, развивая речь ребенка, особенно важно заботиться об обогащении его словаря.
Важность этой проблемы в последние годы подчеркивают исследователи речи детей школьного возраста.
Особый интерес представляет работа М. И. Омороковой «Активизация словаря школьника на уроках чтения», где рассматривается современное состояние словарной работы в начальной школе, раскрываются ее приемы и методы. М. И. Оморокова отмечает особенности словаря детей: неточное употребление слов, недостаточное их количество для обозначения временных и пространственных представлений, слаборазвитая глагольная синонимика, бедность терминов, обозначающих признаки предметов и действий.
Эти исследования, особенно анализ ошибок в речи детей, побуждают и, дошкольных работников, по-иному оценить словарную работу, под которой понимается планомерное, систематическое обогащение активного словаря детей незнакомыми или трудными для них словами; воспитание чуткости к смысловым и стилистическим оттенкам; повышение культуры речи. [12, 31]
Поэтому, знакомя детей с профессиями взрослых, мы педагоги имеем богатое поле деятельности для обогащения, активизации словаря дошкольника.
В основе ознакомления с
В процессе ознакомления с трудом взрослых у дошкольников сюжетно-ролевая игра детей становится более содержательной, разнообразной.
В результате последовательного сообщения детям знаний о труде взрослых, взаимосвязанных с их собственной деятельностью, а также создания устойчивого интереса к трудовым явлениям, у детей происходят существенные изменения в характере и уровне представлений о социальном окружении: целенаправленной становится практическая деятельность детей, развиваются познавательные интересы, становится устойчивым стремление делать полезное и приятное для окружающих. [9, 78]
Так как труд всегда был основанием для создания благополучия человеческой жизни и культуры. Поэтому он должен быть и основанием воспитательной работы. Прежде всего в труде происходит подготовка гражданина.
В труде происходит
Труд - важное средство
Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье. [26, 347]
Систематическое, последовательное использование
организованных форм работы по ознакомлению
детей с трудом взрослых в сочетании с
предоставлением им возможности использовать
полученные сведения в специфических
детских видах деятельности, позволяют
формировать у старших дошкольников представления
о современных профессиях.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Борисова, З.Н. Новые подходы к
проблеме готовности детей к
обучению в школе / З.Н. Борисова
// Проблемы формирования
2. Бородач, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородач. - М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Веракса, Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте / Н.Е.Веракса // Вопросы психологии. – 1987. - №4. С. 135-139.
4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978.
Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста