Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект  исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
     Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников  в процессе ознакомления с трудом взрослых.
     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования поставлены следующие задачи:
         1. Изучить теоретические вопросы  формирования словаря старших  дошкольников;
          2. Проанализировать состояние проблемы  ознакомление дошкольников с  трудом взрослых;
           3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.
              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Анализ результатов практического исследования.
        
Анализ, полученных результатов 
(таблица №1) на первую и вторую 
серию вопросов показал, что 
4 из 30 дошкольников не знают 
           
Мы подсчитали, какие профессии 
дошкольники называют чаще 
Дети и 
сейчас активно готовятся к 
Второе место занял - «продавец». Думаем это связанно не только с тем , что профессия входит в программу детского сада, но и с нашей современной рыночной жизнью.
На третьем месте оказались такие профессии как «воспитатель», «милиционер», «доктор», «пожарник», «повар», «парикмахер», «водитель».
Т.к. данные профессии рекомендованы для ознакомления в «Программе воспитания детского сада», а также дошкольники часто в жизни сталкиваются с людьми этих профессий, дети хорошо знакомы с ними: называют трудовые действия, трудовое оборудование, имеют представления об общественной направленности этого труда и результате труда.
На четвертом месте оказалась профессия «художник».
          
Круг профессий, названный 
          
66% детей при оценке значимости 
профессии, руководствуются 
        
Мы сравниваем средние 
         
Все дошкольники из д./с. № 
231 назвали профессии своих 
Сравниваем таблицы № 4 и №5. Мальчики чаще называли технические профессии такие как «водопроводчик», «электрик», «механик», «таксист», а также «каменщик», «маляр». Это говорит о большом интересе мальчиков к технике, к строительству. Девочки чаще профессии связанные с общением такие как «учитель», «воспитатель», «продавец», «доктор», «парикмахер».
Мальчики более точно и подробно могли рассказать о структуре работы отца нежели матери, в то время как у девочек знания о профессии родителей приблизительно одинаковые.
           
Итоги показали,  что сложнее 
всего дошкольникам было 
            
Итоги показали, что словарь некоторых 
дошкольников отстает в 
1. Отсутствие 
точной лексики в речи  некоторых 
детей побуждает использовать 
жесты, указательные 
2. Бедность 
словаря сказывалась и на 
3. У некоторых 
дошкольников наблюдалась  
4. Не все дети могли правильно назвать профессию смешивали значения слов «врач» и «скорая помощь», «милиция» и «милиционер», «пожарная» и «пожарник» и т. д.
5. Отсутствуют 
навыки в активном 
6. Подробные и полные ответы давали не все дети, требовались дополнительные вопросы.
7. Одни дети 
оперировали довольно богатым 
словарём, другие использовали серьёзные 
трудности в подборе слов. Это 
говорит о стихийном характере 
усвоения представлений и 
           
Результаты опытно-экспериментальной 
работы подтвердили необходимость серьезной 
работы с детьми старшего дошкольного 
возраста по формированию словаря в процессе 
ознакомления с трудом взрослых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Таким образом, в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к труду взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. В своих играх старшие дошкольники отображают действие людей той или иной профессии. Но у дошкольников ещё слабые представления об этом.
Диагностика детей показывает, что уровень знаний детей о современных профессиях невысок, некоторые дети совсем не имеют представлений о различных профессиях, о взаимоотношениях между людьми, другие имеют лишь поверхностные знания. Сюжетно-ролевые игры, отражающие профессии взрослых, – бедные, сюжет не развёрнут, ролевая речь недостаточно развита.
     Целенаправленное 
педагогическое воздействие, основывающееся 
на расширении кругозора детей в 
процессе ознакомления с трудом взрослых, 
обусловливает положительные 
Обогащается 
словарь в непрерывном 
Ребенок, не владеющий словарным запасом, испытывает большие трудности, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Скупость словаря делает речь бесцветной, однообразной, а нередко непонятной для слушателя.
Учителя отмечают, что дети, у которых богаче словарь а ,следовательно, и запас представлений, лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой, они активнее в умственной работе на уроке. Бедность словаря—характерная черта слабоуспевающего ребенка.
В программе начальной школы по русскому языку обращено внимание на то, что, развивая речь ребенка, особенно важно заботиться об обогащении его словаря.
Важность этой проблемы в последние годы подчеркивают исследователи речи детей школьного возраста.
Особый интерес представляет работа М. И. Омороковой «Активизация словаря школьника на уроках чтения», где рассматривается современное состояние словарной работы в начальной школе, раскрываются ее приемы и методы. М. И. Оморокова отмечает особенности словаря детей: неточное употребление слов, недостаточное их количество для обозначения временных и пространственных представлений, слаборазвитая глагольная синонимика, бедность терминов, обозначающих признаки предметов и действий.
Эти исследования, особенно анализ ошибок в речи детей, побуждают и, дошкольных работников, по-иному оценить словарную работу, под которой понимается планомерное, систематическое обогащение активного словаря детей незнакомыми или трудными для них словами; воспитание чуткости к смысловым и стилистическим оттенкам; повышение культуры речи. [12, 31]
Поэтому, знакомя детей с профессиями взрослых, мы педагоги имеем богатое поле деятельности для обогащения, активизации словаря дошкольника.
        
В основе ознакомления с 
В процессе ознакомления с трудом взрослых у дошкольников сюжетно-ролевая игра детей становится более содержательной, разнообразной.
В результате последовательного сообщения детям знаний о труде взрослых, взаимосвязанных с их собственной деятельностью, а также создания устойчивого интереса к трудовым явлениям, у детей происходят существенные изменения в характере и уровне представлений о социальном окружении: целенаправленной становится практическая деятельность детей, развиваются познавательные интересы, становится устойчивым стремление делать полезное и приятное для окружающих. [9, 78]
Так как труд всегда был основанием для создания благополучия человеческой жизни и культуры. Поэтому он должен быть и основанием воспитательной работы. Прежде всего в труде происходит подготовка гражданина.
        
В труде происходит 
        
Труд - важное средство 
Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье. [26, 347]
      
Систематическое, последовательное использование 
организованных форм работы по ознакомлению 
детей с трудом взрослых в сочетании с 
предоставлением им возможности использовать 
полученные сведения в специфических 
детских видах деятельности, позволяют 
формировать у старших дошкольников представления 
о современных профессиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ 
1.   
Борисова, З.Н. Новые подходы к 
проблеме готовности детей к 
обучению в школе / З.Н. Борисова 
// Проблемы формирования 
2. Бородач, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородач. - М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Веракса, Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте / Н.Е.Веракса // Вопросы психологии. – 1987. - №4. С. 135-139.
4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978.
Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста