Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного [23, с.48].
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, надеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни [18, с.58].
Уточнение
смыслового содержания слов к 6 – 7 годам
ещё только на- бирает силу. Это связано
с усвоением новых знаний о мире и с зарождением
эстетического отношения к слову и речи
в целом.
1.2 Проблема ознакомления с трудом взрослых в теории и практике трудового воспитания.
Понятие о предмете и его преобразовании в процессе труда может быть исходным для развертывания, построения содержания ознакомления детей дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых.
Каким же образом
1. Предмет как средство удовлетворения потребностей. Этот раздел включает освоение назначения предметов, особенностей их использования и способов употребления.
Освоение этого содержания
2. Предмет как результат труда. В этом разделе нужно показать ребенку, что предметы делают, из чего делают и как делают. В соответствии с этим в данном разделе можно выделить несколько линий.
а) Как делают предметы.
Ознакомление с тем, как
б) Ознакомление с материалами. Детям необходимо раскрыть, что существуют различные материалы, из которых люди делают предметы.
Овладение детьми знаниями о
предмете как средстве
3. Результат труда в
сфере потребления и
обмена. Это со-
держание также имеет несколько линий.
а) Обмен продуктами труда в обществе. Предметы, продукты труда поступают в магазины, где каждый может купить всё, что ему нужно. Магазины продают разные товары, для удовлетворения разных потребностей людей. Эти товары сделали люди для всех людей.
б) Обмен трудом в обществе. Забота общества о людях, производящих предметы: работа транспорта, парикмахерских, ателье, магазинов, почт и школ, поликлиник, детских садов и т. д. Стиль отношений к людям в этой сфере труда: забота и внимание, стремление выполнить дело быстро, хорошо, чтобы людям было удобно, приятно. Отношение общества к труду в сфере обслуживания: стремление оснастить техникой, поощрять и награждать за успехи в этом труде.
4. Город и село как места,
где организуется и
реализуется
производство и обмен.
Освоение детьми предложенной
программы обеспечит
Овладение детьми выше
В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных
учреждениях реализуются обязательная
"Программа воспитания и обучения в
детском саду" (под ред. М.А. Васильевой)
и порциальные программы — такие, как
программа "Радуга", "Развитие",
"Детство", "Паутинка", "Страна
чудес".
В программах
при всех их достоинствах вопросам ознакомления
детей с трудом взрослых, их профессиями
в большинстве из них уделяется косвенное
внимание. Более конкретная постановка
задач в данном воспитательно-образовательном
направлении отмечается в программе "Детство"
и программе М.А. Васильевой.
Трудовое воспитание в
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. [15, с.17]
Начиная с первой младшей
Во второй младшей группе
С четырех лет изменяется
В старшей группе программа предлагает:
- расширять
представления детей о труде
взрослых, учит видеть результаты
труда, его общественную
- учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- объяснить,
что для облегчения труда
- познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства;
- объяснять
детям, что труд взрослых
В подготовительной группе
- познакомить
детей с людьми новых
- рассказывать о том, что человек должен творчески относиться к любому делу;
- знакомить
с профессиями, связанными со
спецификой местных условий.
Программа Васильевой
Важно отметить что:
Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.
Более полно данное направление представлено в программе "Детство".
В игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.
Уже младшем возрасте дети получают свои первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр), из разных материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка, поделка лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными инструментами (ножницы, иголки и пр.). Приобретают свои первые познавательные, речевые, трудовые умения.[16,с.40]
В среднем дошкольном возрасте
программа «Детство»
В старшем дошкольном возрасте
особое значение для
Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста