Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Задачи:

1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6

1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6

1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10

1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15

2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18

2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18

2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20

2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21

2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)
n="justify">     Практический компонент характеризует  уровень готовности и стремления  к практическому взаимодействию  с объектами природы.

      Поступочный  компонент  характеризует   уровень  активности   личности,

направленной  на изменение ее окружения в соответствии со своим  субъективным отношением к природе. Эта активность  может  быть  направлена  как  на  сами природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними. [3].

      Таким  образом,  собственно  психологическая  типологии  субъективного

отношения базируется на  двух  основаниях:  каково  качественное  содержание данного отношения модальность  и  как  оно  проявляется  при  взаимодействии человека с природой интенсивность.

     Важнейшим условием воспитания  у детей  гуманного  отношения   к  природе является осознание  ими себя  как  части  живой   природы.  Дошкольнику  легче  установить сходства, чем найти  отличия.  Именно  они  ведут   к  сравнению  с собой. [17].

      Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям  человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своим, принадлежащим себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения, к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появления и утверждения в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. [13].

     Конечно, процесс становления  личности и её нравственной  сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение  этим азам и необходимо осуществлять намного раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде себе подобных.[2].

   Как известно, дошкольный возраст  отличается повышенной восприимчивостью  к социальным воздействиям ребёнок,  придя в этот мир, впитывает  в себя всё человеческое: способы  общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения,  эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.                      

     Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира  растений и животных, мы, взрослые, способствуем  активному  развитию  у  детей  таких качеств,  как  доброта,  терпение,  трудолюбие  и  милосердие.  Эти   черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут  его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.[27]

    Вывод:

Проанализировав сущность понятий «экологическое воспитание»  и «нравственное воспитание» можно сказать, что нравственное воспитание непосредственно связано с экологическим воспитанием. Ведь  через экологическое воспитание ребёнок учится тому, как правильно нужно обращаться с животными, растениями, воспитывать у них любовь к окружающему его миру     

    1.2. Роль природы  в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. 

       Умение  видеть  природу, правильно  относится к ней  -  первое  условие  воспитания  мироощущения  единства с ней, первое условие  воспитания  через  природу.  Оно  достигается  лишь при  постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя  частью  целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться  во  взаимоотношениях с этим  целым.  Вот почему  гармония  педагогических  воздействий требует постоянного общения с природой. [6].

       Если семья живет в селе  или в небольшом городке,  то  общение с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если  ребенок  живет  в  большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же,  и  здесь есть небо и  солнце,  и  звезды.  Нужно  научить  ребенка  видеть  их.  Ведь смотреть - еще не значит  видеть.  Воспринимается  далеко  не  все  то,  что отпечатывается на  сетчатке  глаз,  а  лишь  то,  на  чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.  Детей  нужно  учить видеть. Это значит не только показать, но  и описать словесно.  Описать краски  и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их  окраску,  описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей  могут видеть небо из окна или с балкона, то другие  увидят  его,  выйдя  во  двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать  его  ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

       Редко встречаются города, где  нет реки, пруда или озера. Вода  не  так

разнообразна, как небо, но и она богата красками,  оттенками.  А  ведь  есть

города и селения, расположенные на берегах морей. [19].

       В доме всегда должны  быть  цветы,  за  которыми  ребенок   ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

       В самом промышленном городе  есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь  нужно  учить  детей  «видеть»  деревья,  цветы,  кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают  и распускаются почки или  начинают  желтеть  листья,  как  зацветают  цветы  и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении  дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал  за  его  увяданием  и зимним сном. Пусть он относится  к  любимому  дереву  как  к  дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему. [6].

       Покажите ребенку  особенности   поведения  воробьев,  галок,  голубей,

научите описывать  их  оперение,  глаза,  форму  тела  и  лапок,  расскажите

ребенку об их жизни, заботах,  о  строгих  правилах  стаи о том как необходимо ухаживать за ними и т.п.  Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно,  если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится  ближе,  когда  мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его  отношение к другим птицам, к нам самим.

       Само  собой  разумеется,  что   ребенок  должен   научиться   «видеть»

окружающих  домашних  животных «ухаживать» за ними, «любить» их.  Не   следует   переоценивать   «заразности» животных. [12].

       Природа  является  одним   из  факторов,  влияющих   на   развитие   и

формирование  нравственного воспитания, она неисчерпаемый  источник  впечатлений и эмоционального воздействия на человека которое в последствие формирует отношение детей к природе. [16].

       Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.  «Именно  в

это  время  необходимо  прививать  детям   любовь   к   красоте,   гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней».

      Нравственные чувства тесно связаны  с эстетическими. Любовь к Родине -  это   сложное   моральное   чувство,   которое   органически   соединено   с

эстетическими чувствами, вызываемыми общением с  природой.

       Наиболее эффективная последовательность  работы:

       -непосредственное восприятие природы,

       -организованное  наблюдение  над  природой  во   время   прогулок   и

экскурсий.

         -сочетание метода наблюдения  с методом  активных  действий  во  время работы на опытном  участке. [25].

       В настоящее время, когда с  такой осторожностью  поставлен   вопрос  об

охране  окружающей среды, нравственное воспитание средствами  природы должно знать подобающее место в системе нравственного воспитания. [26]

       Многое в связи с этим зависит  от воспитателя, от его знаний,  от  его

увлеченности.

       В работе по нравственному  воспитанию  средствами  природы  с  детьми

дошкольного возраста  воспитатель  должен  хорошо  знать  особенности  этого  возраста.

       У   детей   дошкольного   возраста   наблюдается   большое   стремление   к

самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все  открыть  сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее  направление  по отношению к природе  может  быть  различным:  одни  из  них  могут  разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб,  ухаживать  за голубями. [23].

       Воспитание - это организация деятельности  ребенка, в  которой  важную

роль  играет организация отношений. Что  же значит  организовать  деятельность ребенка?  Понятие  деятельности  -  сложное  понятие:  всякая   деятельность побуждается  потребностью,  имеет  мотив   (более   или   менее   осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

       Таким образом, организовывая  деятельность  ребенка,  т.е.  воспитывая

его, нужно  дать ему опору в соответствующей потребности, побудить  к  нужной мотивации и привлечь к определенной  цели.  Потребности,  мотивы  и  цели  - основа наших отношений и наших чувств. [27].

       Только организовав потребности,  мотивы  и  цели  деятельности  своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы  ставите  в  воспитании,  можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно  опять  же лишь в деятельности.

       Задача педагога состоит в  том, чтобы направить появившийся  интерес  в

правильное  русло, убедить ребят, что,  истребляя  природные  богатства,  они

наносят  урон  не  только  красоте  родного  края,  но  и  себе  (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с  кинокамерой.  Такой вид  «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный  мир ребенка,  разовьет  в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.[23].

       В работе по нравственному  воспитанию  важно  знать  и  учитывать  не

только  направленность  интересов,  но  и   особенности   этого   восприятия

(эстетического): воспринимая явление  окружающей  действительности,  человек руководствуется не только познавательными  и  моральными  критериями,  но  и эстетическими принципами. [17].

         Дошкольники, как правило, не могут  верно  оценивать  картину виденного  в  целом.  У  них   еще   отсутствует   способность   объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

       Способность заметить, выделить  красивое  развивается  постепенно.  Но

если  развитие происходит стихийно, без  целенаправленного  влияния  детского сада  и  семьи,  то  оно  может  задержаться.  Поэтому  воспитатель   должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников,  чтобы  они  на  всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. [6].

       В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый  ребенок не сваливается с неба.  Его надо воспитывать».

       Да, доброта по сей день становится  в ряд  с  такими  качествами,  как

мужество  и храбрость. А  ведь  для  доброты  требуется  немалое  мужество  и храбрость. Для доброго дела часто  нужно  наступить  «на  горло  собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем  «наступить  на  горло» чужой песне.[27].

Информация о работе Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой