Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой
Задачи:
1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6
1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6
1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10
1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15
2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18
2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18
2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20
2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21
2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………37
Поступочный компонент
направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе. Эта активность может быть направлена как на сами природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними. [3].
Таким образом, собственно психологическая типологии субъективного
отношения базируется на двух основаниях: каково качественное содержание данного отношения модальность и как оно проявляется при взаимодействии человека с природой интенсивность.
Важнейшим условием воспитания
у детей гуманного отношения
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своим, принадлежащим себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения, к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появления и утверждения в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. [13].
Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять намного раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде себе подобных.[2].
Как известно, дошкольный возраст
отличается повышенной
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.[27]
Вывод:
Проанализировав
сущность понятий «экологическое воспитание»
и «нравственное воспитание» можно сказать,
что нравственное воспитание непосредственно
связано с экологическим воспитанием.
Ведь через экологическое воспитание
ребёнок учится тому, как правильно нужно
обращаться с животными, растениями, воспитывать
у них любовь к окружающему его миру
1.2. Роль природы
в нравственном воспитании
детей дошкольного возраста.
Умение видеть природу, правильно
относится к ней - первое
условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей. [19].
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему. [6].
Покажите ребенку особенности
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи о том как необходимо ухаживать за ними и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»
окружающих домашних животных «ухаживать» за ними, «любить» их. Не следует переоценивать «заразности» животных. [12].
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и
формирование нравственного воспитания, она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека которое в последствие формирует отношение детей к природе. [16].
Любовь к родной природе
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,
целесообразности, единству, которые царят в ней».
Нравственные чувства тесно
эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Наиболее эффективная
-непосредственное восприятие
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и
экскурсий.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке. [25].
В настоящее время, когда с
такой осторожностью
охране окружающей среды, нравственное воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе нравственного воспитания. [26]
Многое в связи с этим зависит
от воспитателя, от его знаний,
увлеченности.
В работе по нравственному воспитанию средствами природы с детьми
дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
У детей дошкольного возраста наблюдается большое стремление к
самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями. [23].
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную
роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая
его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств. [27].
Только организовав
ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в
том, чтобы направить
правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они
наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,
эстетический).
«Охотиться» можно и с
В работе по нравственному воспитанию важно знать и учитывать не
только направленность интересов, но и особенности этого восприятия
(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. [17].
Дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но
если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. [6].
В.А.Сухомлинский говорил: «
Да, доброта по сей день
мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.[27].