Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Задачи:

1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6

1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6

1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10

1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15

2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18

2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18

2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20

2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21

2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

     2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой. 

              Конспект занятия по теме «Любите и берегите природу»

                                         Для детей 6-7 лет

    Программное содержание: побуждать у детей светлые,  добрые чувства и заботливое отношение к живой природе, восхищение её красотой , развивать умение чувствовать и понимать своего товарища.

    Материал: картинки, на которых изображена природа. [Прил.А].             

    Предварительная работа: чтение стихотворения М.Ю Лермонтова «Три пальмы».

                                                   Ход занятия

 Дети  встают в круг, у воспитателя  в руках клубок ниток.

 Воспитатель. У меня волшебный клубок, и тот, кто его возьмёт, передаст своему товарищу и ласково назовет его по имени.( Даёт клубок рядом стоящему ребёнку и ласково называет его по имени. Ребёнок берёт клубок и также передаёт его рядом стоящему и тоже называет его ласково, и так далее, пока клубок снова не окажется у воспитателя.) С такими дружными и приветливыми детьми хочется заниматься. Послушайте загадки.

                       В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес.)

                       Весной одевается, осенью раздевается.(Лес.) 

     Все вы правильно отгадали. Эти  загадке о лесе.

     Воспитатель проводит с детьми  беседу, предлагая ответить на  ряд вопросов: кто из вас был  в лесу? Понравилось ли вам  в лесу? Почему вам понравилось  в лесу? Зачем вы ходите в  лес? С кем вы ходили в лес?  Чем отличается лес от сада? Какие деревья вы видели в лесу? Как дышится в лесу? Кто живёт в лесу? Каких лесных животных и птиц вы знаете? Зачем людям лес? Что дает лес человеку?  Что дает он животным и птицам? Как нужно вести себя в лесу? Почему нельзя ломать деревья? Необходимо ли беречь лес?

    - Вы все очень хорошо отвечали. Правильно людям лес даёт чистый  воздух, спасенье от зноя, дает  тень и прохладу, сохраняет влагу…  Животным и птицам даёт жилище  и корм. Если погибнет лес, то  погибнут всё живое от удушья  и зноя, от жажды и холода.        

        По окончанию опроса детей  воспитатель показывает картинку, на которой изображен осенний  лес.                                       

       - Дети, посмотрите, какая красивая  картинка. Как  вы думаете, какое время года здесь изображено? Почему можно сказать, что «Осень золотая»?

Давайте я прочитаю вам стихотворение  А.С. Пушкина об осени. 

Унылая  пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я  пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях  ветра шум и свежее дыхание,

И мглой  волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдаленные седой зимы угрозы.

Дети  сами могут прочитать стихи об осени.

- На  нашей планете Земля живут  вместе разные народы, растения и животные. Все  мы дышим одним воздухом, пьём  воду и очень зависим  друг от друга. В мире растений и животных нет ненужных, лишних. Если человек неправильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, земли, то ему самому становится жить плохо. Грязный воздух и вода, зараженная земля вызывает разные заболевания и даже гибель людей. Помните о том что вы всегда должны относится по-доброму, внимательно ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не привратилась в пустыню.

    Затем воспитатель предлагает  детям ответить на вопросы:  Считаете ли вы животных своими  друзьями? Поясните, почему. Похожа  ли жизнь растений и животных  на нашу с вами жизнь? Чем?  Как за вами ухаживает мама? А надо ли ухаживать за растениями, чтобы они росли, расцветали? Вам бывает больно когда вас случайно дёрнут за волосы, руку? А как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете ветку, рвёте листок, цветок? Если вы были бы волшебником, в кого бы вы хотели превратиться? Почему? Похожи ли растения на вас? Чем?

    Дорогие мои! Любите и берегите  нашу природу, такую могучую,  щедрую, но беззащитную.                    
 
 

                      Конспект занятия  по теме насекомые «Насекомые»

                                                  Для детей 5-6 лет

   Программное содержание: формировать  у детей элементарное понятие  о том, что насекомые - это  маленькие животные, у которых  есть голова, грудь, брюшко, шесть  ног, у многих есть крылья; расширять  представление о способах их  передвижения,  их питании; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

    Материал: карточка с изображением божьей коровки. [Прил.В].    

                                             Ход занятия 

 Дети  сидят в кружке на «полянке»  в комнате природы. По середине лежат карточки с насекомыми. 

Воспитатель: Дети давайте посмотри сколько много у нас разны насекомых какие они красивые и интересны. Сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного из них, а вы подумайте про кого оно.

Точка, точка,

Два крючочка –

Это лапки у жука.

Два блестящих  лепесточка

Раздвигаются  с легка.

Справа  точка, слава - точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую  на жука –

Улетай  за облака!

Словно  красный самолёт,

Прямо в  небо он уйдёт.

                                                                  (Ответы детей.) 
 

   Конечно это божья коровка.  Такое название дали маленькому  красному жучку с черными пятнышками  на спине. Назвали его так  потому, что при опасности на  сгибах ножек у этого жука  выступают капельки молочка –  оранжевой жидкости. Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки. Божья коровка – это  насекомое.

   Как по внешнему виду узнать  насекомое?

   Оказывается, у каждого насекомого  есть голова, грудь, брюшко. На  голове имеются глаза (часто  они занимают большую часть  головы) и усики. На нижней стороне груди три пары ног(6 ног). Все насекомые – шестиногие. Сверху к груди прикреплены пара крыльев или две пары крыльев. У жуков тонкие летательные крылья прикрыты твёрдыми надкрыльями.

    Давайте рассмотрим на картине  божью коровку. Действительно ли она является насекомым?

     Какие части тела вы идете?  (Голова, грудь, брюшко.) 

     Сколько ножек у жучка?  (Шесть  ножек.)

     Сколько крылышек? (Два мягких  прозрачных крылышек и два  твёрдых – надкрылья.)

      Когда и где можно увидеть божью коровку?  (В апреле после зимней спячки на солнечных местах.) 

      Как зимуют божьи коровки?  (Под сухими листочками,  забиваясь  в щели.)

      Как передвигаются эти жучки?   (При помощи ног божья коровка  быстро бегает, а при помощи  крыльев летает). Чем питается божья коровка? (Божья коровка питается ещё более мелкими насекомыми, которые из растений сосут соки, эти насекомые – тля).  Посмотрите перед вами два комнатных растения, одно зеленое, а другое пожелтело, и на нем маленькие зелёные тли.

Тли сосут  сок из растения, и если не помочь растению, они погибнут.

      Да, тля – вредное насекомое.  А кто поможет растениям?

      Конечно, божья коровка. Она служит маленьким  санитаром, поедая тлей, она спасает  от гибели растения в садах и огородах. Надо беречь маленьких красивых жучков – божьих коровок!

         Опрос детей, как можно беречь  божьих коровок. (Не ловить, не  давить, не трогать.)

      Педагог читает экологическую сказку о маленьком  жучке.

      «Жил-был  на свете мальчик Гриша. Каждое лето он приезжал к бабушке в деревню погостить. У бабушки был огромный огород, куда Гриша любил бегать играть. Однажды увидел он на яблоньке много жучков красненьких с черными точками на спинке. И так они ему понравились, что взял Гриша баночку и собрал в нее этих жучков.

      Прибежал  к бабушке, хвастает: «Посмотри, бабуля, какие у меня жучки в баночке  сидят!» Увидела бабушка и говорит  строгим голосом: «Выпусти жучков, Гриша: они сад охраняют от страшных зеленых  полчищ тли, которые соком растений питаются!» Не послушался мальчик бабушкиного совета и не выпустил жучков. Вскоре совсем про них забыл и убежал к друзьям играть. А тем временем напали тли на фруктовые деревья да кустарники, стали соки из листочков и веточек высасывать. Добрались и до яблоньки. Не хватает яблоньке сил расцвести, опадают ее бело-розовые цветы на землю, не успев превратиться в маленькие яблочки, пожелтели листочки.

      Пришел  Гриша в сад. Встретил его сад  угрюмым молчанием: ни одна веточка  не шелохнулась – болели деревья. Подбежал он к яблоньке, а она  веточки опустила, как будто о помощи просит. Испугался Гриша, что совсем деревцо погибнет, принес жучков красненьких с черными точками и выпустил на яблоньку. Быстро расползлись жучки по стволу, веточкам, листочкам: проголодались, сидючи в банке. Началось сражение с тлями зелеными. Долго воевали жучки, но победили, спасли яблоньку. А потом разлетелись жучки по всему фруктовому саду – лечить остальные фруктовые деревья и ягодные кустарники.

      К осени на яблоньке появились наливные яблочки, собрали бабушка с Гришей большой урожай фруктов. И понял Гриша, что очень хорошие лекари – красные жучки с черными точками, которых зовут в народе… (Вы, ребята догадались, как?) божьими коровками ».

      Вот как божьи коровки спасают  растения от вредителей. Не ловите, берегите этих маленьких, красивых и полезных жучков!!! 

                   Конспект занятия «Роль окраски в жизни животных»

                                             Для детей 4-5 лет  

      Цель: показать роль окраски в  жизни животных.

      Материалы и оборудование: разноцветные бумажные «жучки», гусеницы,  бабочки, червяки (в наиболее простом варианте  это могут быть  замещающие  животных кружочки-символы), большая модель бабочки, у которой верхняя часть крыльев окрашена ярко, с крупными  пятнами,  а нижняя  —  однотонная,  коричневатая (крылья должны раскрываться и складываться).

      Предварительная работа. Изготовление  бумажных насекомых и дождевых  червяков вместе с детьми. Неоднократные  наблюдения за живыми насекомыми,  червями  на прогулках, во  время которых  воспитатель  особое  внимание  обращает  на  их окраску, подчеркивает,  заметны  они  или  нет  на  окружающем  фоне.  Перед занятием в разных местах тропинки (среди листьев,  на  коре,  на  земле,  на асфальте) разместите бумажных  бабочек,  жуков, гусениц,  червяков.  Должны быть представлены две ситуации: насекомое незаметно на  окружающем  фоне  и насекомое сразу выделяется среди своего окружения.

      Ход занятия

     Воспитатель обращается к детям.

  - Сегодня   на  тропинке  можно  обнаружить  необычных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков.  Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека.

Информация о работе Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой