Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой
Задачи:
1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6
1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6
1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10
1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15
2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18
2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18
2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20
2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21
2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………37
2.4 Конспекты
занятий по формированию
нравственной позиций
детей в процессе общения
с природой.
Конспект занятия по теме «Любите и берегите природу»
Для детей 6-7 лет
Программное содержание: побуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливое отношение к живой природе, восхищение её красотой , развивать умение чувствовать и понимать своего товарища.
Материал: картинки, на которых изображена
природа. [Прил.А].
Предварительная работа: чтение стихотворения М.Ю Лермонтова «Три пальмы».
Дети встают в круг, у воспитателя в руках клубок ниток.
Воспитатель. У меня волшебный клубок, и тот, кто его возьмёт, передаст своему товарищу и ласково назовет его по имени.( Даёт клубок рядом стоящему ребёнку и ласково называет его по имени. Ребёнок берёт клубок и также передаёт его рядом стоящему и тоже называет его ласково, и так далее, пока клубок снова не окажется у воспитателя.) С такими дружными и приветливыми детьми хочется заниматься. Послушайте загадки.
В шубе летом, а зимой
Весной одевается, осенью
Все вы правильно отгадали. Эти загадке о лесе.
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагая ответить на ряд вопросов: кто из вас был в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу? Зачем вы ходите в лес? С кем вы ходили в лес? Чем отличается лес от сада? Какие деревья вы видели в лесу? Как дышится в лесу? Кто живёт в лесу? Каких лесных животных и птиц вы знаете? Зачем людям лес? Что дает лес человеку? Что дает он животным и птицам? Как нужно вести себя в лесу? Почему нельзя ломать деревья? Необходимо ли беречь лес?
- Вы все очень хорошо отвечали.
Правильно людям лес даёт
По окончанию опроса детей
воспитатель показывает
- Дети, посмотрите, какая красивая картинка. Как вы думаете, какое время года здесь изображено? Почему можно сказать, что «Осень золотая»?
Давайте
я прочитаю вам стихотворение
А.С. Пушкина об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы.
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети сами могут прочитать стихи об осени.
- На нашей планете Земля живут вместе разные народы, растения и животные. Все мы дышим одним воздухом, пьём воду и очень зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ненужных, лишних. Если человек неправильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, земли, то ему самому становится жить плохо. Грязный воздух и вода, зараженная земля вызывает разные заболевания и даже гибель людей. Помните о том что вы всегда должны относится по-доброму, внимательно ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не привратилась в пустыню.
Затем воспитатель предлагает
детям ответить на вопросы:
Считаете ли вы животных
Дорогие мои! Любите и
Конспект занятия по теме насекомые «Насекомые»
Программное содержание: формировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые - это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья; расширять представление о способах их передвижения, их питании; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Материал: карточка с изображением божьей коровки. [Прил.В].
Дети сидят в кружке на «полянке» в комнате природы. По середине лежат карточки с насекомыми.
Воспитатель: Дети давайте посмотри сколько много у нас разны насекомых какие они красивые и интересны. Сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного из них, а вы подумайте про кого оно.
Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются с легка.
Справа точка, слава - точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный самолёт,
Прямо в небо он уйдёт.
Конечно это божья коровка.
Такое название дали
Как по внешнему виду узнать насекомое?
Оказывается, у каждого
Давайте рассмотрим на картине божью коровку. Действительно ли она является насекомым?
Какие части тела вы идете? (Голова, грудь, брюшко.)
Сколько ножек у жучка? (Шесть ножек.)
Сколько крылышек? (Два мягких прозрачных крылышек и два твёрдых – надкрылья.)
Когда и где можно увидеть божью коровку? (В апреле после зимней спячки на солнечных местах.)
Как зимуют божьи коровки? (Под сухими листочками, забиваясь в щели.)
Как передвигаются эти жучки? (При помощи ног божья коровка быстро бегает, а при помощи крыльев летает). Чем питается божья коровка? (Божья коровка питается ещё более мелкими насекомыми, которые из растений сосут соки, эти насекомые – тля). Посмотрите перед вами два комнатных растения, одно зеленое, а другое пожелтело, и на нем маленькие зелёные тли.
Тли сосут сок из растения, и если не помочь растению, они погибнут.
Да, тля – вредное насекомое. А кто поможет растениям?
Конечно, божья коровка. Она служит маленьким санитаром, поедая тлей, она спасает от гибели растения в садах и огородах. Надо беречь маленьких красивых жучков – божьих коровок!
Опрос детей, как можно беречь божьих коровок. (Не ловить, не давить, не трогать.)
Педагог читает экологическую сказку о маленьком жучке.
«Жил-был на свете мальчик Гриша. Каждое лето он приезжал к бабушке в деревню погостить. У бабушки был огромный огород, куда Гриша любил бегать играть. Однажды увидел он на яблоньке много жучков красненьких с черными точками на спинке. И так они ему понравились, что взял Гриша баночку и собрал в нее этих жучков.
Прибежал
к бабушке, хвастает: «Посмотри, бабуля,
какие у меня жучки в баночке
сидят!» Увидела бабушка и
Пришел Гриша в сад. Встретил его сад угрюмым молчанием: ни одна веточка не шелохнулась – болели деревья. Подбежал он к яблоньке, а она веточки опустила, как будто о помощи просит. Испугался Гриша, что совсем деревцо погибнет, принес жучков красненьких с черными точками и выпустил на яблоньку. Быстро расползлись жучки по стволу, веточкам, листочкам: проголодались, сидючи в банке. Началось сражение с тлями зелеными. Долго воевали жучки, но победили, спасли яблоньку. А потом разлетелись жучки по всему фруктовому саду – лечить остальные фруктовые деревья и ягодные кустарники.
К осени на яблоньке появились наливные яблочки, собрали бабушка с Гришей большой урожай фруктов. И понял Гриша, что очень хорошие лекари – красные жучки с черными точками, которых зовут в народе… (Вы, ребята догадались, как?) божьими коровками ».
Вот
как божьи коровки спасают
растения от вредителей. Не ловите, берегите
этих маленьких, красивых и полезных жучков!!!
Конспект занятия «Роль окраски в жизни животных»
Цель: показать роль окраски в жизни животных.
Материалы и оборудование: разноцветные бумажные «жучки», гусеницы, бабочки, червяки (в наиболее простом варианте это могут быть замещающие животных кружочки-символы), большая модель бабочки, у которой верхняя часть крыльев окрашена ярко, с крупными пятнами, а нижняя — однотонная, коричневатая (крылья должны раскрываться и складываться).
Предварительная работа. Изготовление
бумажных насекомых и дождевых
червяков вместе с детьми. Неоднократные
наблюдения за живыми
Ход занятия
Воспитатель обращается к
- Сегодня на тропинке можно обнаружить необычных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков. Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека.