Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой
Задачи:
1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6
1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6
1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10
1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15
2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18
2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18
2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20
2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21
2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………37
Необходимо обучать детей
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». [2].
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не
сразу
проникаются сочувствием к
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь
в воспитании личных положительных
качеств ребенка, но лишь при
условии ответственного и
Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,
перед обществом, перед собственной совестью. [3].
Вывод:
При
ознакомление детей с природой воспитатель
должен формировать нравственную позицию
ребёнка в детском саду в процессе общения
с природой. Ведь именно от этого буде
зависеть дальнейшие отношение детей
к нашему окружающему миру.
1.3 Задачи и методы нравственного воспитания
Нравственное воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.
Каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Всё начинается с детства» не только журнальная, но и публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование. [13].
В первую группу задач
Каждый
компонент имеет свои
Вторая группа задач
Если первая группа задач
В советский период задачи
нравственного воспитания
На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировки смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значения, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственное качество современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. [13].
Для достижения поставленных
задач необходимы определённые
методы воспитания. В педагогике
существует несколько подходов
к классификации методов
В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения ( метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой и ко второй группе авторов относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиновой, выстроена на том же основание, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и ощущений (пример, поощрение, наказание ).
Вероятно, можно избрать и другие основания
для классификаций методов нравственного
воспитания, хотя наиболее целесообразной
будет та которая соответствует его механизму.
[13].
Вывод:
Нравственное воспитание носит исторический
характер, и его содержание меняется
от ряда обстоятельств и условий: запросов
общества экономических факторов, уровня
развития науки, возможностей возраста
воспитуемых. Следовательно, на каждом
этапе своего развития общество решает
разные задачи воспитания подрастающего
поколения, т.е. у него разные нравственные
идеалы человека.
2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой
2.1 Анализ программного
материала с целью выявления нравственной
позиций ребёнка в детском
саду в процессе общения
с природой
В настоящие время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. [7].
В программе «Балбобек» предполагается формировать представления об охраняемых растениях и животных. Давать и закреплять знания о влиянии человека на окружающую среду, о вредном влиянии загрязнения природы на здоровье людей, растения и животные, способствовать пониманию многосторонней ценности природы как источника материальных, духовных сил общества. Учить детей сознательному соблюдению норм поведения в природе: не наносить вреда или ущерба растениям, животным, не загрязнять или разрушать природную среду. [20].
Программа
«Юный эколог» С.Н.Николаева
В ГОСО РК 1.002.2004. имеется перечень
задач, по формированию нравственной позиций
ребёнка в детском саду в процессе общения
с природой:
Вывод:
Анализ программ показал, что, в данных программах воспитание детей в природе непосредственно связано с нравственным воспитанием детей. Этому свидетельствуют задачи, поставленные в данных программах, таки как: формирование знаний об участие человека в сохранении природы и её богатства; формирование у детей осознанного отношение к природе путем приобретения начального опыта, понимания взаимосвязанности между человеком и природой; воспитание чуткого заботливого отношение детей к растениям и животным и т.д.
2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания
Педагогическая диагностика – это измерение и оценка результатов педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. [9].
Результативность процесса
Педагогическая диагностика
1. выявить, в какой степени ребёнок освоил программу нравственных знаний;
2. выявить, как ребёнок овладел
познавательными и речевым