Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

Задачи:

1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6

1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6

1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10

1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15

2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18

2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18

2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20

2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21

2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

       Необходимо обучать детей доброте  через  сопереживание  всему   живому. Быть добрыми - значит, уметь  сопереживать,  т.е.  уметь  понимать  другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь.  Сопереживанию  нужно  учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. [16].

       Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды  деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». [2].

       Дети, выросшие в семьях, где царила  грубость, а то и  жестокость,  не

сразу проникаются сочувствием к своим  маленьким  питомцам.  Но  внимательная забота о них самого ребенка и  сочувствие  других  обязательно  приводили  к тому, что в сердце  ребенка  просыпались  тепло  и  жалость  к  беззащитному существу.

       Общение с природой и забота о ней необходимы  для воспитания  добрых чувств, обязательных для каждого человека.

       Домашние животные - большая помощь  в воспитании личных  положительных  качеств ребенка, но лишь при  условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта,  ответственность,  чувство долга и т.п.

       Мы отвечаем за живое - и  за животное и за растение - перед  природой,

перед обществом, перед собственной совестью. [3].

   Вывод: 

  При  ознакомление детей с природой воспитатель должен формировать нравственную позицию ребёнка в детском саду в процессе общения с природой. Ведь именно от этого буде зависеть дальнейшие отношение детей к нашему окружающему миру.   
 
 

                             1.3 Задачи и методы нравственного воспитания

 

       Нравственное воспитание носит исторический характер,  и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом  этапе своего развития  общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.

  Каждый  раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Всё начинается с детства» не только журнальная, но и публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование. [13].

    В первую группу задач нравственного  воспитания входят задачи формирования  его механизма: представлений  нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

 Каждый  компонент имеет свои особенности  формирования, но необходимо помнить,  что это единый механизм и  поэтому при формировании одного  компонента обязательно предполагается  влияние на другие компоненты.

    Вторая группа задач нравственного  воспитания отражает потребности  общества в людях, обладающих  конкретными, сегодня востребуемыми   качествами.

    Если первая группа задач носит  постоянный, неизменяемый характер, то вторая подвижна. На её содержание оказывает влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания,  и конкретные условия жизни. [27].

    В советский период  задачи  нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы  в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношение; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие умение и желание трудится; коллективизм.

   На современном этапе развития  нашего общества существенных  преобразований в формулировки  смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значения, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственное качество современного человека, практически не решается  задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое  и интернациональное  воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. [13].  

    Для достижения поставленных  задач необходимы определённые  методы воспитания. В педагогике  существует несколько подходов  к классификации методов воспитания (Ю.К Бабанский, Б.Т. Лихачев,  И.П. Подласый – в общей и  школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова -  в дошкольной педагогике). Для классификаций методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, Б.Т. Лихачев исходит из логики целостности  педагогического процесса, а так же логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов:  методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива,  коллективная игра, соревнования единые требования); методы доверительного взаимодействия ( метод уважения, педагогическое требование убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия ( разъяснение,  снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку). [27].

       В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения ( метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы,  чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой и ко второй группе авторов относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

    Классификация, предложенная В.И. Логиновой, выстроена на том же основание, что и  у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания,  - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и ощущений (пример, поощрение, наказание ).

   Вероятно, можно избрать и другие основания для классификаций методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразной будет та которая соответствует его механизму. [13].                                       

        Вывод:

       Нравственное воспитание носит исторический характер,  и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом  этапе своего развития  общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.  
 
 
 
 
 
 
 

 2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой

 

       2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой 

      В настоящие время дошкольным учреждениям  предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы  формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. [7].

   В программе «Балбобек» предполагается формировать представления об охраняемых растениях и животных. Давать и закреплять  знания о влиянии человека на окружающую среду, о вредном влиянии загрязнения природы на здоровье людей, растения и животные, способствовать пониманию многосторонней ценности природы как источника материальных, духовных сил общества. Учить детей сознательному соблюдению норм поведения в природе: не наносить вреда или ущерба растениям, животным, не загрязнять или разрушать природную среду. [20].

   Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева создана  на основе авторской концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» вместе с обеспечением – это программно-методическая система всестороннего (но с экологическим уклоном) воспитания дошкольника. Она развивает у ребенка мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы), сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания экологических взаимосвязей, готовность сделать все для сохранения жизни живых существ, экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства, понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают понимание им конкретных ситуаций в поведении животных и состоянии растений, способствуют правильной их оценке и адекватному на них реагированию. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, а также на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической и нравственной воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического и нравственного воспитания детей. [19].

    В ГОСО РК  1.002.2004. имеется перечень задач, по формированию нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой: 

  1. формировать знания об участие человека в сохранении природы и её богатства;
  2. формировать у детей осознанное отношение к природе путем приобретения начального опыта, понимания взаимосвязанности между человеком и природой;
  3. воспитывать чуткое заботливое отношение к растениям и животным;
  4. воспитывать правильное поведение на улице и в общественных транспортах;
  5. воспитывать правела поведения ребёнка в обществе;
  6. воспитывать у детей правильное обращение с предметами;
  7. воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, чувство благодарности к человеку, который трудится во благо детей. [7].

    Вывод:

        Анализ программ показал, что, в данных программах воспитание детей в природе непосредственно связано с нравственным воспитанием детей. Этому свидетельствуют задачи, поставленные в данных программах, таки как: формирование знаний об участие человека в сохранении природы и её богатства; формирование у детей осознанного отношение к природе путем приобретения начального опыта, понимания взаимосвязанности между человеком и природой; воспитание чуткого заботливого отношение детей к растениям и животным и т.д.

     

         2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания   

   Педагогическая диагностика – это измерение и оценка результатов педагогической деятельности – основа продуктивного и  творческого труда воспитателя. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. [9].

      Результативность процесса экологического  и нравственного воспитания детей,  так же определяется с помощью  педагогической диагностики.

     Педагогическая диагностика направлена  на решение целого ряда взаимосвязанных  задач:

      1.   выявить, в какой степени ребёнок освоил программу нравственных знаний;

      2. выявить, как ребёнок овладел  познавательными и речевым умениями,  которые соответствуют содержанию  новых знаний;

Информация о работе Формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой