Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой
Задачи:
1.Дать определение понятию экологическое и нравственное воспитание;
2.Выявить роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
3.Определить задачи и методы нравственного воспитания;
4.Сделать анализ типовой программы по нравственному воспитанию;
5.Подобрать задания для диагностики по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой;
6.Определить отношение детей к природе;
7.Разработать конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой…………………………………………………6
1.1Сущность понятий «экологическое воспитание» и «нравственное воспитание»……………………………………………………………………………..6
1.2Роль природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста….10
1.3Задачи и методы нравственного воспитания…………………………………15
2 Методологические основы формирования нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой……………………………………18
2.1 Анализ программного материала с целью выявления нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой………………………….18
2.2 Диагностика сформированости нравственного воспитания………………..20
2.3 Отношение детей к природе в дошкольном возрасте……………………….21
2.4 Конспекты занятий по формированию нравственной позиций детей в процессе общения с природой……………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………………37
Давайте вы попробуете найти
как можно больше разных бумажных насекомых, червяков и принести их
мне. При этом вам нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки и
какого цвета было их окружение.
(Дети
ищут насекомых и когда они
приносят приблизительно по
- Какие вы молодцы сколько много вы нашли различных животных. Давайте посмотрим, кого мы не смогли найти.
(Воспитатель
показывает тех животных
- Смотрите, кто это?
- Кузнечик.
- Как вы думаете, почему его было трудно найти?
- Потому что он такого же цвета как трава
( Если дети затрудняются ответить на вопрос воспитатель помогает им).
- Дети а каких животных вы заметили первыми: ярких, выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашены так же, как и все других.
- Ярких.
- А давайте теперь вы самостоятельно спрячьте бумажных насекомых, червяков, бабочек.
(Дети прячут бумажных животных).
- Давайте
посмотрим куда кого мы
- На листок.
- А удалось ли нам спрятать божью коровку.
- Нет.
- А как вы думаете почему?
- Она яркая.
(Если дети затрудняются, то воспитатель помогает детям).
- Правильно,
божья коровка яркие по
- Дети,
давайте подумаем чем же
- Прятаться, отпугивать птиц.
- Какие вы молодцы, а теперь мы пойдём поиграем, а на следующем занятии я расскажу вам что ни будь о наших друзьях.
Вывод:
С помощью представленных
В данной курсовой работе мы рассмотрели тему «Формирование нравственной позиций ребёнка в детском саду в процессе общения с природой». В ней мы провели анализ литературы по данной теме и попытались осуществить поставленные задачи.
Исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что нравственное воспитание непосредственно связано с экологическим воспитанием. Ведь через экологическое воспитание ребёнок учится тому, как правильно нужно обращаться с животными, растениями, воспитывать у них любовь к окружающему его миру.
В ознакомление детей с природой воспитатель должен формировать нравственную позицию ребёнка в детском саду в процессе общения с природой. Ведь именно от этого буде зависеть дальнейшие отношение детей к нашему окружающему миру.
Нравственное воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.
В данной курсовой работе был проведён анализ программ, который показал, что в данных программах воспитание детей в природе непосредственно связано с их нравственным воспитанием. Этому свидетельствуют задачи, поставленные в данных программах, таки как: формирование знаний об участие человека в сохранении природы и её богатства; формирование у детей осознанного отношение к природе путем приобретения начального опыта, понимания взаимосвязанности между человеком и природой; воспитание чуткого заботливого отношение детей к растениям и животным и т.д.
По приведённой в курсовой работе педагогической диагностики, по сформированности нравственного воспитания, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика – неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует тщательной подготовки и продуманности.
В ходе проведённой работы можно сказать, что у детей дошкольного возраста преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
С помощью представленных конспектов, у детей дошкольного возраста можно научить побуждать светлые, добрые чувства и заботливое отношение к живой природе, восхищение её красотой, развивать умение чувствовать и понимать своего товарища, а так же обогащению знаний о природе, благодаря заданиям представленным в конспектах.
В целом можно подвести итог, что формирование
нравственной позиций ребёнка в детском
саду в процессе общения с природой, очень
необходимо, так как мы являемся частью
природы и от того как мы будем относиться
к ней, будет зависеть наше отношение к
самим себе.
Список использованной
литературы
Просвещение, 1983. – 192с.
М.: Просвещение, 1987. - 223с.
старших дошкольников» // Дошкольное воспитание, 1995. С.17-19.
4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.:
Просвещение, 1993. – 320с.
5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления
с природой. – М.: Просвещение, 1978. - 256с.
6. Градобоева Т. «Создание
// Дошкольное воспитание - № 1, 1993. C.39-41.
7.Государственная программа развития
образования в Республике Казахстан на
8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений
Личности. - М.: «Школа здоровья», 1995. – 269c.
9. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции в
экологическом воспитании. - М.: 1995. – 354c.
10. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., Твоя Красная книга. - М.:
«Молодая гвардия», 1986. – 340с.
11. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского
сада/Под ред. Козловой С. А.- М.: Просвещение, 1985. - 256с.
12. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // Дошкольное воспитание,
1981.- №3. C.42-45.
13.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика. - М.: Академия, 2006.-
416с.
14. Лихачев Б.Т. «Экология личности» // Педагогика - №2, 1993 . C.7-9.
15.Н.А. Назарбаев.
Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.
C.-1-2.
16. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - М.: Просвещение,
1983. - 207с.
17. Николаева С. Н Создание условий для экологического воспитания детей. -
М.:«Новая школа», 1993. - 180с.
18. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.
Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: «Новая
школа», 1996.- 256с.
19. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры»//
Дошкольное воспитание. - 1994.- №7. C.4-6.
20. Николаева С. Н. «Программа «Юный эколог»»// Дошкольное воспитание.-
№9, 1994. C.10-13.
21. Программа «Балбобек» - Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахстанской академий образования им. И. Алтынсарына, 1999. - 180с.
22. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. Что такое экология? Методическое пособие
по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - Тамбов:
ИПКРО, 1993. - 164с.
23. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.:
Просвещение, 1983. - 120с.
24. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – Алма-Ата: Мектеп, 1988. – 228 с.
25. Чубко В.М., Рахимбекова В.Д. Ознакомление с окружающим миром, экология. Методическое пособие для воспитателей старших групп детского сада. – Алматы: ТОО «Алматыкітап», 2006. – 192c.
26. Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса
химии
в интеграции с предметами естественного
цикла. Автореферат диссертация
на защищение уч. степени док. пед. наук.
– Алматы, 2004. – 41с.
27. Ядешко В. И., Сахина В. А.Дошкольная педагогика. – М.:
Просвещение,1978. - 145с.