Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:58, контрольная работа
Для ответа на этот вопрос я воспользовался несколькими терминологическими словарями для определения понятия «психика».
Психика — это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Для
ответа на этот вопрос я воспользовался
несколькими терминологическими словарями
для определения понятия «
Психика — это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика -(от греч. "душевный"), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения действительности. Результат взаимодействия с окружающей средой. Психическая деятельность: сознание, ощущение, восприятие, память, чувства, воля, мышление и т.д.
Я считаю, что психическая жизнь ребенка начинается еще до рождения. Не все виды психической деятельности возникают до рождения. Не идёт речь о памяти, воле, мышлении. Но наука доказала, что в так называемом пренатальном периоде чувствительность к прикосновению появляется у плода к концу девятой недели, к исходу 14-й недели вся кожная поверхность его тела реагирует на поступление тактильной информации, а к четвертому месяцу внутриутробной жизни организм плода начинает фиксировать состояние мышц. Ребенок слышит звуки и вздрагивает при резких и громких звуках. Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития.
С момента рождения ребенка начинается новый этап развития его организма (неонатальный), особенностью которого является переход из относительно однородной среды материнского организма и приспособление к новой среде.
Новорожденный
большую часть суток спит, не всегда
просыпается к моменту
. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу важных систем (дыхания, кровообращения, пищеварения). Готов в основном к моменту рождения механизм сосания и ориентировочно-пищевой рефлекс: стоит только прикоснуться к губам, языку младенца, чтобы легко вызвать эти рефлексы.
Уже в первые дни отмечаются и защитные рефлексы, например раздражение кожи вызывает отдергивание, яркий свет - зажмуривание.
Безусловные рефлексы {защитный, ориентировочный, сосательный и др.) играют существенную роль в становлении первых контактов с окружающей действительностью. Удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле и т. п.) необходимо не только для выживания, но и для дальнейшего физического и психического благополучия ребенка.
На 2-3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению, смену пеленок, изменение положения, появляются повороты головы набок, сосательные движения. В первые же дни и недели жизни новорожденные проявляют избирательное отношение к зрительным стимулам. Уже в возрасте 5-7 дней новорожденный отдает явное предпочтение человеческому лицу, выбирая именно его из множества сложных фигур. О феномене избирательности слухового сосредоточения говорит то, что к исходу 3-й недели при кормлении ребенок начинает фиксировать взгляд матери - происходит то, что принято называть контактным взглядом, т. е. ребенок готов к общению. Изменение окружающей среды ребенок воспринимает через достаточно развитые контактные анализаторы: тактильный, вестибулярный, вкусовой. На любой раздражитель ребенок реагирует беспокойством. На первом месяце жизни крик ребенка приобретает эмоциональные оттенки, позволяющие определить источник раздражения. Появляется первая осознанная улыбка в ответ на зрительный или слуховой раздражитель.
То
есть в первый месяц своей жизни ребёнок
уже имеет внутриутробный опыт единства
с матерью, эмоциональный опыт. Ему хорошо
знакомы эмоции, которые мать испытывала
во время беременности: грусть, радость,
раздражение, удовольствие, гнев, безысходность,
страх, счастье, бодрость, уверенность,
волнение и т.д. Он также имеет сенсорный
опыт: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение.
Его психика существует и развивается.
Это можно просто
прочесть для себя, не писать:
Хорошо выражены:
С
момента зачатия мать и дитя находятся
в состоянии симбиотического
единства и постоянно взаимодействуют
друг с другом. Организм матери создает
для плода благоприятные
Эмоциональный опыт
Еще до своего появления на свет ребенок испытывает различные эмоциональные переживания под воздействием переживаний матери. Ему хорошо знакомы эмоции, которые мать испытывала во время беременности: грусть, радость, раздражение, удовольствие, гнев, безысходность, страх, счастье, бодрость, уверенность, волнение и т.д. Все перемены, связанные с рождением и переходом в новую среду обитания, ребенок во многом переживает так же, как переживал бы в аналогичной ситуации взрослый человек. Таким образом, можно говорить о наличии эмоционального опыта новорожденного, а также о значении для него положительных и отрицательных эмоций. Для его успешного развития чрезвычайно важное значение имеют положительные эмоции, в то время как отрицательные эмоции могут вмешаться в процесс развития и нарушить его.
Сенсорный опыт
Осязание
Кожа — самый большой орган чувств человеческого тела. Осязание развивается у плода раньше других органов чувств и является для него одним из самых важных источников информации о внешнем мире. Исходя из опыта внутриутробной жизни, для ребенка являются знакомыми все вибрации тела матери (вибрации мышц, пульсация сосудов матки, голос, ритм шагов), а также ощущение ее тепла. Более того, он привык к постоянству температуры окружающей среды, создаваемому материнским организмом. Кроме вибраций и тепла на последних месяцах беременности плод, плотно облеченный тканями матки, привыкает к определенным телесным ощущениям: значительному давлению, характерной позе, обусловленной формой матки (свернувшись калачиком, тесно прижав подбородок к груди, скрестив на груди ручки и поджав ножки, согнутые в коленях), и ограниченному пространству. Все эти составляющие внутриутробного опыта создают у него ощущение комфорта и безопасности.
Обоняние
Плод обладает чрезвычайно чувствительным обонянием, которое гораздо острее, чем обоняние взрослого человека. Самым главным запахом, который плод ощущает непрерывно, является запах амниотической жидкости, который окрашен индивидуальным запахом матери. Острота в ощущении запахов сохраняется у новорожденного и позволяет ему легко в них ориентироваться. Новорожденные реагируют на различные запахи, показывая свою заинтересованность поворотом головы, изменением частоты сердцебиений и уровнем двигательной активности.
Вкус
Обоняние теснейшим образом связано с ощущением вкуса. Уже с 15-й недели беременности включаются вкусовые рецепторы плода, и он способен различать основные вкусовые ощущения и даже оттенки вкуса. Новорожденные реагируют мимикой на горькое, кислое и соленое, явно позитивно относясь к сладкому. Благодаря вкусовым рецепторам новорожденному прекрасно знаком вкус околоплодных вод, который внутриутробно непрерывно присутствовал у него во рту (воды заполняют рот плода, и он заглатывает их).
Слух
Плод слышит звуки, проходящие через водную среду, благодаря костной проводимости, вибрационным ощущениям и органу слуха. Он слышит внутренние шумы, издаваемые организмом матери (стук сердца, шум легких и сосудов матки, работа кишечника, голос), и внешние звуки (голоса людей, окружающих его мать, музыку, которую она слушает во время беременности, природные шумы и т.д.), которые накладываются на внутренние шумы. Постоянный шумовой фон в матке составляет примерно 90—95 Дб.
Зрение
К моменту рождения орган зрения плода полностью развит и способен выполнять свою функцию. В матке плод находится в полной темноте, и поэтому его зрачок значительно расширен. Новорожденный способен сфокусировать взгляд на расстояние 20—25 см (новорожденные близоруки). Кроме этого, особенность его взгляда заключается в практически полном отсутствии движения век. Новорожденные моргают реже, чем взрослые, благодаря чему они обладают удивительным немигающим взглядом.
Особенности восприятие реальности
Работа
органов чувств плода теснейшим
образом связана с его
Таким образом, плод ощущает собственное тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности.
Опыт биологического рождения
В
процессе биологического рождения у
ребенка формируются
•
принятие решения, разработка проекта
и твердое намерение его
• реализация задуманного, активные действия, многократные повторения и попытки, упорное движение в сторону намеченной цели — БПМ III, сформированная во время потужного периода;
• удовлетворенность от сделанного, радость и торжество в результате достижения цели, отраженные в мимике и движениях, полное благодушие и успокоенность — БПМ IV, сформированная в момент появления на свет.
Каждая из перинатальных матриц активизируется под воздействием внешних стимулов и проявляет себя до тех пор, пока этот стимул действует. Другими словами, когда у ребенка появляется необходимость произвести любое действие, например, перевернуться на живот, дотянуться до игрушки, поесть, поиграть и т.д., активизируется вторая перинатальная матрица и действует до тех пор, пока ребенок не найдет путь к реализации своих устремлений. Включаясь в активные действия по преодолению трудностей для достижения цели, мы активизируем третью перинатальную матрицу, а достигнув результата, мы испытываем чувство удовлетворения благодаря четвертой перинатальной матрице. Таким образом, базовые перинатальные матрицы ежедневно регулируют поведение, поочередно включаясь в работу под воздействием внешних стимулов. Именно в этом состоит их огромное значение для нормальной полноценной жизни индивида и для его взаимодействия с внешним миром.