Психика ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Для ответа на этот вопрос я воспользовался несколькими терминологическими словарями для определения понятия «психика».
Психика — это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Работа содержит 1 файл

Психика ребёнка.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

      Для ответа на этот вопрос я воспользовался несколькими терминологическими словарями  для определения понятия «психика».

      Психика — это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

      Психика -(от греч. "душевный"), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения действительности. Результат взаимодействия с окружающей средой. Психическая деятельность: сознание, ощущение, восприятие, память, чувства, воля, мышление и т.д.

      Я считаю, что психическая жизнь ребенка начинается еще до рождения. Не все виды психической деятельности возникают до рождения. Не идёт речь о памяти, воле, мышлении. Но наука доказала, что в так называемом пренатальном периоде чувствительность к прикосновению появляется у плода к концу девятой недели, к исходу 14-й недели вся кожная поверхность его тела реагирует на поступление тактильной информации, а к четвертому месяцу внутриутробной жизни организм плода начинает фиксировать состояние мышц. Ребенок слышит звуки и вздрагивает при резких и громких звуках. Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития.

      С момента рождения ребенка начинается новый этап развития его организма (неонатальный), особенностью которого является переход из относительно однородной среды материнского организма и приспособление к новой среде.

      Новорожденный большую часть суток спит, не всегда просыпается к моменту кормления, взгляд не фиксирует.Сон обеспечивает надежную защиту незрелой нервной системы от большого количества раздражителей внешней среды. У новорожденного ребенка связь с внешним миром обеспечивается безусловными рефлексами.

. Сразу после  рождения включаются рефлексы, обеспечивающие  работу важных систем (дыхания, кровообращения, пищеварения). Готов в основном к моменту рождения механизм сосания и ориентировочно-пищевой рефлекс: стоит только прикоснуться к губам, языку младенца, чтобы легко вызвать эти рефлексы.

Уже в первые дни отмечаются и защитные рефлексы, например раздражение кожи вызывает отдергивание, яркий свет - зажмуривание.

Безусловные рефлексы {защитный, ориентировочный, сосательный  и др.) играют существенную роль в  становлении первых контактов с  окружающей действительностью. Удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле и т. п.) необходимо не только для выживания, но и для дальнейшего физического и психического благополучия ребенка.

      На 2-3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению, смену пеленок, изменение положения, появляются повороты головы набок, сосательные движения. В первые же дни и недели жизни новорожденные проявляют избирательное отношение к зрительным стимулам. Уже в возрасте 5-7 дней новорожденный отдает явное предпочтение человеческому лицу, выбирая именно его из множества сложных фигур. О феномене избирательности слухового сосредоточения говорит то, что к исходу 3-й недели при кормлении ребенок начинает фиксировать взгляд матери - происходит то, что принято называть контактным взглядом, т. е. ребенок готов к общению. Изменение окружающей среды ребенок воспринимает через достаточно развитые контактные анализаторы: тактильный, вестибулярный, вкусовой. На любой раздражитель ребенок реагирует беспокойством. На первом месяце жизни крик ребенка приобретает эмоциональные оттенки, позволяющие определить источник раздражения. Появляется первая осознанная улыбка в ответ на зрительный или слуховой раздражитель.

    То  есть в первый месяц своей жизни ребёнок уже имеет внутриутробный опыт единства с матерью, эмоциональный опыт. Ему хорошо знакомы эмоции, которые мать испытывала во время беременности: грусть, радость, раздражение, удовольствие, гнев, безысходность, страх, счастье, бодрость, уверенность, волнение и т.д. Он также имеет сенсорный опыт: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение. Его психика существует и развивается. 
 
 
 

Это можно просто прочесть для себя, не писать: 

Хорошо выражены:

  1. пищевые - сосательный, хоботковый, Куссмация, Бабкина и др.;
  2. спинальные - защитный поворот головы набок в положении на животе;
  3. опоры - стоит на всей стопе при поддержке под мышки;
  4. автоматической ходьбы - переступает;
  5. ползанье - отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  6. хватательный - сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, висит на руках.
 
 

    С момента зачатия мать и дитя находятся  в состоянии симбиотического  единства и постоянно взаимодействуют  друг с другом. Организм матери создает  для плода благоприятные условия  существования, дающие ему ощущение комфорта и надежности. При нормально протекающей беременности внутриутробный опыт говорит ребенку о полной безопасности и безмятежном счастье. Это блаженное состояние переживается им эмоционально и подтверждается той информацией, которую ему дают органы чувств. Составляющими внутриутробного опыта плода являются его эмоциональный и сенсорный опыт, а также его мироощущение. 

    Эмоциональный опыт

    Еще до своего появления на свет ребенок  испытывает различные эмоциональные  переживания под воздействием переживаний матери. Ему хорошо знакомы эмоции, которые мать испытывала во время беременности: грусть, радость, раздражение, удовольствие, гнев, безысходность, страх, счастье, бодрость, уверенность, волнение и т.д. Все перемены, связанные с рождением и переходом в новую среду обитания, ребенок во многом переживает так же, как переживал бы в аналогичной ситуации взрослый человек. Таким образом, можно говорить о наличии эмоционального опыта новорожденного, а также о значении для него положительных и отрицательных эмоций. Для его успешного развития чрезвычайно важное значение имеют положительные эмоции, в то время как отрицательные эмоции могут вмешаться в процесс развития и нарушить его.

    Сенсорный опыт

    Осязание

    Кожа  — самый большой орган чувств человеческого тела. Осязание развивается у плода раньше других органов чувств и является для него одним из самых важных источников информации о внешнем мире. Исходя из опыта внутриутробной жизни, для ребенка являются знакомыми все вибрации тела матери (вибрации мышц, пульсация сосудов матки, голос, ритм шагов), а также ощущение ее тепла. Более того, он привык к постоянству температуры окружающей среды, создаваемому материнским организмом. Кроме вибраций и тепла на последних месяцах беременности плод, плотно облеченный тканями матки, привыкает к определенным телесным ощущениям: значительному давлению, характерной позе, обусловленной формой матки (свернувшись калачиком, тесно прижав подбородок к груди, скрестив на груди ручки и поджав ножки, согнутые в коленях), и ограниченному пространству. Все эти составляющие внутриутробного опыта создают у него ощущение комфорта и безопасности.

    Обоняние

    Плод  обладает чрезвычайно чувствительным обонянием, которое гораздо острее, чем обоняние взрослого человека. Самым главным запахом, который плод ощущает непрерывно, является запах амниотической жидкости, который окрашен индивидуальным запахом матери. Острота в ощущении запахов сохраняется у новорожденного и позволяет ему легко в них ориентироваться. Новорожденные реагируют на различные запахи, показывая свою заинтересованность поворотом головы, изменением частоты сердцебиений и уровнем двигательной активности.

    Вкус

    Обоняние  теснейшим образом связано с ощущением вкуса. Уже с 15-й недели беременности включаются вкусовые рецепторы плода, и он способен различать основные вкусовые ощущения и даже оттенки вкуса. Новорожденные реагируют мимикой на горькое, кислое и соленое, явно позитивно относясь к сладкому. Благодаря вкусовым рецепторам новорожденному прекрасно знаком вкус околоплодных вод, который внутриутробно непрерывно присутствовал у него во рту (воды заполняют рот плода, и он заглатывает их).

    Слух

    Плод  слышит звуки, проходящие через водную среду, благодаря костной проводимости, вибрационным ощущениям и органу слуха. Он слышит внутренние шумы, издаваемые организмом матери (стук сердца, шум легких и сосудов матки, работа кишечника, голос), и внешние звуки (голоса людей, окружающих его мать, музыку, которую она слушает во время беременности, природные шумы и т.д.), которые накладываются на внутренние шумы. Постоянный шумовой фон в матке составляет примерно 90—95 Дб.

    Зрение

    К моменту рождения орган зрения плода  полностью развит и способен выполнять свою функцию. В матке плод находится в полной темноте, и поэтому его зрачок значительно расширен. Новорожденный способен сфокусировать взгляд на расстояние 20—25 см (новорожденные близоруки). Кроме этого, особенность его взгляда заключается в практически полном отсутствии движения век. Новорожденные моргают реже, чем взрослые, благодаря чему они обладают удивительным немигающим взглядом.

    Особенности восприятие реальности

    Работа  органов чувств плода теснейшим  образом связана с его мировосприятием, восприятием собственного тела и собственного «я». Отправной точкой этого опыта служит представление плода о форме собственного тела. К концу беременности, благодаря внутриутробной позе, он ощущает себя как шар, а точнее, овоид, причем его руки и ноги являются частями этого шара. Для плода, находящегося в тесном объеме матки и чувствующего ее облегающее прикосновение, его тело и окружающее пространство матки представляют собой нечто единое и неделимое. Поскольку плод воспринимает себя как шар, то и окружающий его мир тоже является шарообразным. Особенностью состояния сознания плода, а впоследствии и новорожденного, является его обращенность вовнутрь, сочетающаяся с полным отождествлением себя с окружающим миром, и отсутствие четкой границы между образами внутренней и внешней реальности. Ощущение единства со всем окружающим миром обеспечивает плоду чувство комфорта и безопасности.

    Таким образом, плод ощущает собственное  тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и  шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности.

    Опыт  биологического рождения

    В процессе биологического рождения у  ребенка формируются перинатальные  матрицы, определяющие модель его поведения  и психоэмоциональные реакции. Основная схема действия перинатальных матриц, соответствующих психофизиологической норме, определяет поведение индивида как в каждодневных житейских ситуациях, так и в ситуациях жизненно важного выбора, и сводится к стадиям «принятие решения — реализация задуманного — удовлетворенность от сделанного». Эти стадии соответствуют стадиям родов как по спектру эмоциональных переживаний, так и по уровню содержания различных гормонов:

    • принятие решения, разработка проекта  и твердое намерение его осуществить  — БПМ II, сформированная в течение  периода раскрытия;

    • реализация задуманного, активные действия, многократные повторения и попытки, упорное движение в сторону намеченной цели — БПМ III, сформированная во время потужного периода;

    • удовлетворенность от сделанного, радость  и торжество в результате достижения цели, отраженные в мимике и движениях, полное благодушие и успокоенность — БПМ IV, сформированная в момент появления на свет.

    Каждая  из перинатальных матриц активизируется под воздействием внешних стимулов и проявляет себя до тех пор, пока этот стимул действует. Другими словами, когда у ребенка появляется необходимость произвести любое действие, например, перевернуться на живот, дотянуться до игрушки, поесть, поиграть и т.д., активизируется вторая перинатальная матрица и действует до тех пор, пока ребенок не найдет путь к реализации своих устремлений. Включаясь в активные действия по преодолению трудностей для достижения цели, мы активизируем третью перинатальную матрицу, а достигнув результата, мы испытываем чувство удовлетворения благодаря четвертой перинатальной матрице. Таким образом, базовые перинатальные матрицы ежедневно регулируют поведение, поочередно включаясь в работу под воздействием внешних стимулов. Именно в этом состоит их огромное значение для нормальной полноценной жизни индивида и для его взаимодействия с внешним миром.

Информация о работе Психика ребёнка