Подготовка
курсовой работы убедила меня в большой
важности дальнейшей работы, направленной
на формирование умений монологической
речи. Именно
в умении коммуникативно - мотивированно,
логически последовательно и связно, достаточно
полно и правильно в языковом отношении
излагать свои мысли в устной форме и заключается
во многом смысл овладения иностранным
языком.
Для того чтобы заинтересовать учащихся,
пробудить их мотивацию к монологическому
высказыванию, упражнения по формированию
монологического высказывания должны
быть разнообразными, интересными, увлекательными.
В педагогической работе мною используются
различные упражнения по формированию
монологической речи. Необходимо, чтобы
ребята были не только слушателями, но
и сами принимали активное участие в работе
по развитию монологической речи.
Литература
- Алхазишвили А.А. Психология
обучения устной речи на иностранном языке.
- М., 1988.
- Артемов В.А. «Психология
обучения иностранным языкам». М., 1969.
- Бим И.Л. «Теория и
практика обучения иностранному языку
в средней школе» М., 1988.
- Жинкин Н.И. «Психологические
особенности спонтанной речи» М., 1990.
- Заремская С.И.,
Слободчиков А.А. «Развитие инициативной
речи учащихся», М., 1983.
- Зимняя И.А. «Психология
обучения иностранным языкам в школе»,
М., 1991.
- Ляховицкий М.В. «Методика
преподавания иностранных языков» М.,
1981.
-
Методика/ Под ред.А.А. Леонтьева.-
М., 1988.
- Миролюбов А.А., Рахманов
И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения
иностранным языкам в средней школе. -
М., 1987.
- Пассов
Е.И. Урок иностранного языка в средней
школе. - М., 1988.
- Пассов
Е.И. Основы коммуникативной методики
обучения иноязычному общению. - М., 1989.
- Рогова
Г.В. «Методика обучения английскому»,
Л., 1995.
- Рогова
Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения
английскому языку на начальном этапе
в средней школе. - М., 1988.
- Скалкин
В.Л. Английский язык для общения. - М., 1995.
- Скалкин
В.Л. Обучение монологическому высказыванию:
Пособие для учителей. - Киев, 1983.
Приложение
1
Упражнения
и методические приемы для обучения монологической
речи
Обучение
монологической речи на базе текста
- Определите
тематическую принадлежность текста
- Скажите,
кому адресован текст
- Определите
характер текста(описание, повествование,
сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание,
изложение или монтаж разных структурных
типов текста: диалог с читателем и др.)
- Определите
стиль текста (общественно-политический,
научный, научно-популярный, художественный,
документальный, разговорный, инструктивный
и их варианты).
- Просмотрите
текст (используйте приемы просмотрового
чтения) и определите, чем интересен
текст для составления монологического
высказывания по изучаемой теме, по определенному
плану, с определенной направленностью,
ориентацией на определенного собеседника
или определенную аудиторию.
- Прочтите
текст и найдите предложение, в котором
сформулирована тема.
- Ответьте
на вопросы к тексту.
- Разбейте
текст на смысловые части и озаглавьте
их.
- Расположите
пункты плана, данного на доске, в соответствии
с логикой изложения материала в тексте.
- Сформулируйте
главную мысль текста.
- Сформулируйте
и запишите тему, основные мысли (мысль
каждой смысловой части) и главную мысль
(основной смысл) данного текста.
- Просмотрите
текст и назовите слова, которые употребляются
для обобщения сказанного или указывают
на заключение, выводы.
- Выпишите
из текста слова, которые указывают на
переход от одной законченной мысли к
другой.
- Найдите
в тексте слова и выражения, которые указывают
на авторское отношение к сообщаемым фактам
и событиям.
- Просмотрите
текст и выберите ключевые слова для передачи
его основного содержания.
- Выпишите
из текста предложения, которые передают
основное содержание текста.
- Составьте
тезисы, передающие основные мысли (основной
смысл) текста.
- Расположите
данные на доске предложения из текста
в нужной последовательности и употребите
необходимые связующие средства.
- Просмотрите
план и подберите материал из текста, раскрывающий
пункты плана.
- Просмотрите
приведенные утверждения и подберите
иллюстрирующие их предложения из текста.
- Выберите
из текста ключевые слова к каждому пункту
плана.
- Соотнесите
группу слов с пунктами плана.
- Подберите
к каждому пункту плана предложения с
ключевыми словами.
- Сформулируйте
пункты плана, которые можно было бы еще
включить в план.
- Скажите,
какие важные мысли не отражены в тезисах
к тексту.
- Скажите,
какая информация, необходимая для вашего
высказывания, есть в тексте, а какую необходимо
найти.
- Соотнесите
план целевого монологического высказывания
с возможностями данного текста.
- Отметьте
известную вам и новую информацию в
тексте.
- Просмотрите
список предложений и фраз, оформляющих
монологическую речь (вводные фразы, средства
обращения к адресату, средства связности
и т.д.) и подберите подходящие к каждому
пункту плана или тезису высказывания.
- Расширьте
данное на доске высказывание, используя
текст.
- Разверните
данный на доске тезис (пункт плана), найдите
для этого соответствующий содержательный
и речевой материал в тексте.
- Просмотрите
два первых абзаца текста и кратко расскажите
о … .
- Скажите,
что вы знаете о … , используя план,
данный на доске.
- Расскажите
только о том, что подтверждает следующую
мысль.
- Составьте
план к рассказу о … , используя материал
двух прочитанных текстов. Подумайте,
где уместно ввести сведения о … , чтобы
не нарушить логику изложения.
- Расскажите
о …, используя при этом рабочие материалы
(наброски будущего высказывания, план,
а также слова, словосочетания и целые
предложения, отражающие ход развития
мысли, служащие для связи, как отдельных
предложений, так и целых смысловых частей).
- Расскажите
о поведении персонажа и выразите свое
отношение к приводимым в тексте фактам
и событиям.
- Скажите,
как бы поступил персонаж А, если бы персонаж
Б поступил бы следующим образом: ….
- Составьте
рассказ по картинке . (Картинка связана
с темой текста).
- Составьте
письменный пересказ текста. Выберите
для этого 7-8 предложений, передающих основное
содержание текста. Добавьте к ним фразы
речевого оформления монологического
высказывания.
- Составьте
сжатый пересказ основного содержания
текста своими словами.
- Передайте
содержание текста. Используйте для этого
замены слов и перефразирование.
- Истолкуйте
выводы, изложенные в тексте, своими словами,
приводя доказательства из текста и добавляя
свои.
- перескажите
изложенную в тексте информацию, добавляя
известную вам ранее.
- Составьте
избирательный пересказ текста, отражая
одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
- Составьте
пословный, портретный пересказ текста,
адресуя его определенной группе лиц и
оформляя средствами монологической речи.
- Составьте
план монологического высказывания по
определенной теме (проблеме), подберите
к нему информацию из текста. Недостающую
информацию подберите из дополнительных
текстов.
- Дополните
дополнение материала одного и того же
текста необходимыми речевыми средствами
монологического характера для сообщения
его содержания разным лицам с учетом
их интересов к подробной информации,
осведомленности в данной проблеме, возраста,
опыта, характера, профессии.
- Подготовьте
развернутое монологическое высказывание
с использованием текстовых материалов
для определенной ситуации общения.
- Используя
тексты и справочно-информационные материалы,
подготовьте целевые тематические (проблемные)
сообщения для организации учебно-речевого
общения, дискуссии, пресс-конференции, “круглого
стола”).
- Послушайте
предложение и повторите его вслух.
- Покажите
предмет и назовите его.
- Прослушайте
предложения и дополните их собственным
подходящим по смыслу предложением.
- Прочтите
предложение и продолжите выраженную
в нем мысль.
- Назовите
свои действия.
- Назовите
действия других.
- Рассмотрите
картинки и согласитесь со следующими
утверждениями или отвергните их.
- Прослушайте
утверждения и отвергните неверные.
- прослушайте
утверждения и скажите, прав ли преподаватель.
- Возразите
преподавателю.
- Выслушайте
просьбу товарища, выполните указанное
действие и назовите его.
- Выполните
просьбы учителя, соблюдая их последовательность;
назовите свои действия.
- Расширьте
предложения, данные на карточках.
- Опишите
картинки.
- Скажите,
что полученное сообщение не соответствует
действительности и объясните почему.
- Сравните
два утверждения и докажите преимущества
одного из них.
- Скажите,
что вы сделали то же.
- Скажите,
что вы не согласны с мнением преподавателя.
- Приведите
контраргументы.
- Скажите,
что вы хотите что-то сообщить (добавить,
выразить свое мнение, возразить, обратить
внимание).
- Скажите,
что вы поддерживаете собеседника.
- скажите,
что вы пришли к определенному выводу
( заключению).
- скажите,
что, по вашему мнению, следует сделать,
чтобы … .
- Скажите,
что собеседнику следует (не следует) делать.
- Поблагодарите
друзей за внимание ( помощь, доброжелательность,
гостеприимство).
- Обратитесь
к разным собеседникам с просьбой.
- Скажите,
что вы надеетесь, что вас понимают.
- Скажите,
что вы разделяете высказанную точку зрения.
- Спросите,
понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию,
выводы).
- Спросите,
согласны ли ваши товарищи с вами.
- Попросите
товарищей учесть, что … .
- Попросите
проанализировать факты.
- Предположите
свое решение.
- Пригласите
собеседника к размышлению (рассуждению,
дискуссии).
- Сошлитесь
на авторитеты, источник.
- Сделайте
вывод (заключение).
- Дайте
оценку поступка персонажа (своего товарища).
- Ответьте
на реакцию собеседников.
- Задайте
риторический вопрос, соответствующий
ситуации.
- Сошлитесь
на собственную информированность, осведомленность.
- Сошлитесь
на осведомленность слушателей.
- Перефразируйте,
прокомментируйте, истолкуйте свое утверждение.
- Обратитесь
с вопросом к собеседнику.
- Отреагируйте
на реплику или жест собеседника.
- Скажите,
что вы предпочитаете что-либо сделать
( в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).
II Уровень сверхфразового
единства.
- Расскажите
о …, используя данную на доске логико
- синтаксическую схему.
- Расположите
предложения на карточках в логической
последовательности.
- Добавьте
к написанному на доске предложению несколько
других, подходящих по смыслу. Выберите
их из приведенных на доске.
- Расскажите
о… , используя выражения, данные на доске.
- По указанным
на карточках ключевым словам расскажите
о … .
- Сократите
высказывания данные на карточках, передайте
их содержание в 2-3 фразах.
- Составьте
ситуацию по цепочке путем добавления
каждым учащимся одного или нескольких
предложений.
- Расширьте
высказывание, используя картинку.
- Расскажите
о …, используя картинку- схему (картинку
с неразвернутой ситуацией).
- Опишите
свою комнату (комнату своего друга).
- Составьте
ситуацию, используя данную пословицу,
поговорку.
- Расскажите
о …, докажите правильность своих суждений.
- На основе
тезиса, утверждения и ключевых слов составьте
высказывание к определенной ситуации
общения.
- На основе
описания ситуации и ключевых слов составьте
высказывание.
- Докажите
правильность следующего утверждения.
- Прослушайте
рассказ и дайте свою концовку.
- Составьте
высказывание по определенной теме (проблеме)
для последующего использовании в дискуссии.
- Составьте
небольшое сообщение о каком-либо событии.
- Опишите
картинку.
- Расскажите
в повествовательной форме эпизод из вашей
жизни в качестве иллюстрации к теме
разговора.
- Разверните
реплики в диалоге дог сверхфразового
единства (монолога в диалоге).
- Приведите
ваши аргументы или контраргументы по
теме высказывания.
- Посмотрите
предлагаемые текстовые материалы и дайте
развернутый ответ на поставленный вопрос.
- Дайте
развернутые ответы на поставленные вопросы,
используя факты, аргументы.
- Составьте
высказывание на основе ситуации, тезиса,
ключевых слов, коммуникативной задачи
с учетом характера предполагаемого собеседника.
- Составьте
типовые монологические высказывания
для ситуации по теме.
III Уровень текста.
- В соответствии
с планом развернутого монологического
высказывания и ситуации общения постройте
в необходимой последовательности сверхфразовое
единство.
- В соответствии
с планом развернутого монологического
высказывания и ситуации общения используйте
фрагменты предлагаемого текста, дополните
их речевыми средствами, выражающими коммуникативную
направленность на предполагаемого собеседника.
- В соответствии
с планом расположите краткие монологические
высказывания в логически содержательной
последовательности, заполняя их стыки
необходимыми предложениями и средствами
текстуальной связности.
- Выступите
с кратким сообщением о…, используя логико-синтаксическую
схему, данную на доске.
- Расскажите
о …, используя приведенный на доске план.
- Расскажите
о …, используя следующие ключевые слова.
- Передайте
сюжет диа-, эпи-, или кинофильма от имени
одного из персонажей.
- Кратко
изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма.
- Опишите
серию картинок по схеме.
- Составьте
свой вариант рассказа по картинке, схеме
(используется картинка с неразвернутой
ситуацией).
- Представьте
себе ситуацию, связанную с приездом в
чужой город, и расскажите о ….
- Прокомментируйте
следующие пословицы.
- Составьте
небольшие рассказы, используя следующие
поговорки.
- Разверните
данный тезис в связное высказывание.
Докажите правильность своей позиции.
- Составьте
монологическое высказывание по теме
с учетом определенной ситуации и характера
собеседников.
- Разверните
диалогические реплики в монологические
высказывания.
- Подготовьте
развернутые монологические высказывания
к дискуссии по теме.
- Подготовьте
развернутое монологическое высказывание
к пресс-конференции.
- Подготовьте
развернутое монологическое высказывание
к деловой игре по теме.
- Подготовьте
выступление по теме к “круглому столу”.
- Ответьте
на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции
(экскурсии), и аргументируйте ответы.
- Расскажите
о городе (о человеке) по плану с учетом
ситуации и характера собеседников.
- Модифицируйте
и адаптируйте в соответствии с конкретными
условиями общения текстовой материал
для устной темы, дополните его походящими
средствами связности и адресованности
собеседнику.
- Составьте
устное (письменное ) сочинение по теме.
- Составьте
высказывание в форме рассуждения по теме
к типовой ситуации общения.
- Составьте
описание для использования в заданной
ситуации общения.
- Подготовьте
сообщение о событиях к ситуации общения.