Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики проведения формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, изучение методики обучения монологической речи на начальном этапе изучения немецкого языка, с учетом характерных черт монологического высказывания.
Предметом исследования является процесс формирования навыка монологической речи.
Объект исследования - монологическая речь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………2
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности
обучения монологической речи.
1.Сущность понятия монологическая речь... …………….4
2.Готовность младших школьников к обучению
говорению на иностранном языке……..……………………..10
3.Психолого-педагогический аспект обучения
монологической речи на начальном этапе ……….………….13
ГЛАВА 2. Методика формирования умений
монологической речи.
1.Обучение монологическому высказыванию…………...16
а) Монологическое высказывание как объект обучения
б) Этапы работы над монологическим высказыванием
в) Опоры, используемые при формировании
умений монологической речи.
2. Речевое умение, речевые упражнения
и обучение монологическому высказыванию………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………….42
Работа с образцом монологической речи
Работа
с письменным образцом монологической
речи (письмом, стенографическим текстом
устного сообщения)
Работа
с устным (звуковым) образцом монологической
речи (фоно- и видеозаписью).
Приложение 2.
Примерные задания по формированию монологического высказывания по пути сверху на тему “Mein Arbeitstag”
- Прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию.
- Составить план текста в виде вопросов или тезисов (как облегченный вариант: упорядочить предлагаемый план с нарушенной последовательностью в соответствии с содержанием текста).
- Составить программу, т.е. каждому пункту плана подобрать необходимый «строительный» материал. Каждый ученик подбирает свой материал, поэтому программа носит индивидуальный характер.
-Разнообразные пересказы исходного текста (например, текст «Распорядок дня Нины»): сначала близко к тексту (с минимальными преобразованиями, объективно, о лица его автора), затем от имени разных действующих лиц (мамы, брата), что ведет определенным преобразованиям, к внесению дополнений, оценки, наконец, от имени учащегося тоже с элементами оценки (для описания собственного распорядка дня).
- Моя знакомая работает в зоопарке. Она ухаживает за медвежонком. Вот что она рассказывает о его распорядке дня…
- Давайте представим себе распорядок дня «Человека рассеянного с улицы Бассейной». Как вы оцениваете его распорядок дня?
- Ребята, вы знаете, что сейчас в космосе работают космонавты... Что вы знаете об их распорядке дня? Как они проводят свой выходной день?
Таким образом, исходный текст полностью перерабатывается, тексты-монологи, представляющие собой редакцию на новую ситуацию, мотивированы, личностно-окрашены; их можно расценивать, следовательно, как собственную речь учащихся.
Примерные задания по формированию монологического высказывания по Пути снизу на тему “ Der Winter”.
Учащимся предлагаются задания, стимулирующие их короткие высказывания в связи с темой (ситуацией) типа:
- Ребята, я очень люблю зиму. А вы? Давайте выясним, кто как относится к этому времени года.
- Давайте выясним, кого в классе больше - тех, кто любит зиму, или тех, кто ее не любит.
Аналогичные задания распространяются на ситуации о зимнем спорте и забавах. В результате, создается общая картина отношения учащихся к зиме.
- Скажи, любишь ли ты зиму и что ты делаешь зимой.
- Любишь ли ты кататься на лыжах, с кем ты обычно катаешься на лыжах?
- Учитель показывает картину, на которой изображен толстяк, и спрашивает: «Как вы думаете: он катается на лыжах, коньках? Что он делает обычно?»В речь учащихся включаются элементы аргументации, оценки, характеризуются причинно-следственные отношения. Следующее задание типично для этого этапа:
- Объясни, почему ты любишь зиму. Может быть, все-таки что-то в ней тебе не нравится?
Оба подхода - «сверху» и «снизу» - используются как при подготовленной, так и при неподготовленной речи, т.е. либо с использованием опор, либо без них. Чем тщательнее проработаны опоры на стадии подготовленной речи, тем качественнее будет неподготовленный монолог.
При развития монологического
высказывания следует использовать игровые
приемы типа: «Придумайте загадку о художнике,
композиторе и т.д., включите в нее данные,
необходимые для отгадки, но не подсказывающие
ответ прямо»; «Постойте коллективный
рассказ о знаменитом человеке; Наташа
начнет рассказ, остальные продолжат его».