Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Чтение (или запись) стихотворения Е.Евтушенко «Застенчивые парни».
Приложение 7
Заседание школы самовоспитания
Тема «О милосердии»
никогда не бывает одинокой»
Р.Роллан
-это готовность помочь кому-либо;
-готовность простить человека;
-желание добра другому;
-участие в чьей-либо судьбе;
-человечность, бескорыстие и др.
да, милосердие – это самое важное качество настоящего человека.
-Всегда ли надо быть добрым?
-Нужно ли человеку доброе сердце?
-Что значит милосердный поступок?
-Каким должно быть милосердие?
-Как вы понимаете выражение «тихая милостыня?»
-А
что значит
-Назовите
известные вам
1.Надо быть добрым к всем.
2.Зло рождает зло.
3.Надо
уметь творить благо для
4.Быть благодарным, всегда помогать, кому бывает трудно.
5.Не обижать близких людей своим равнодушием.
6.Уважать привычки и вкусы чужых для вас людей.
ДЕЛОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА –
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Тема: Сочетание педагогических воздействий, семейного влияния и влияния среды на развитие личности.
Цель: показать влияние семейного, педагогического и средового воспитания на развитие личности:
-
развивать умения
- отбора материала;
-
выступать в публичной
-
обратить внимание студентов
на необходимость
-
подтвердить значимость работы
школы с семьей и
-
вызывать чувство
Оборудование: видеофильм с записью песни «Я выбираю семью», выставка книг Я.А. Коменского «Материнская школа», А.С. Макаренко «Книга для родителей», В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», Я.Корчак «Как любить ребенка», аншлаги с пословицами, таблицы, схемы, эпиграф «Во всем мне хочется дойти до самой сути».
Форма: Научно-практическая конференция – деловая игра технологическая.
1.Подготовка к ДТИ
II.Отработка процедуры моделирования игры:
1.Определить название и содержание игры, выделить педагогическую проблему, которые будут решать участники игры, уточнить объем теоретической информации и практических умений.
2.Формулировка целей.
3.Сценарий игры.
4.Общие правила и функции игроков и ведущего.
III.Собственно само собрание:
IV.Подведение итогов, анализ, оценка.
1.Вступительное слово учителя.
1.Звучит песня «Я выбираю семью».
Послушав эту песню вы поняли, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Да, сегодня мы будем говорить о сочетании педагогических воздействий, семейного влияния и влияния среды на развитие личности. Эпиграфом к теме я взяла слова «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Мне бы хотелось, чтобы вы поглубже проникли в эту тему, увидели важность и значимость работы с родителями, почувствовали необходимость знания семьи и детей.
Урок проведем в форме конференции. Распределение по секциям. Соблюдение регламента: выступление секций до 10 минут. Дополнения- до 3-х минут. Работает группа социологических исследователей, библиографы, психологи.
Пленарное
собрание открывает Елькина Т. «Семья
как специфическая
Ведущие общества в немалой степени зависит от воспитания подрастающих поколений. Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям. Перефразируя известные слова К.Д. Ушинского о педагогике можно сказать: если родители хотят воспитывать ребенка во всех отношениях, они должны узнать его во всех отношениях. В настоящее время, несмотря на сложность экономической ситуации в стране, подавляющее большинство детей до трех лет воспитываются дома. Казалось бы, это должно было привести к качественному улучшению физического и психического здоровья детей, однако работники дошкольных учреждений фиксируют низкий уровень умственного, физического развития, слабую сформированность у многих детей из них доступных возрасту элементарных гигиенических правил.
Объяснение этого кроется в таких факторах как: снижение возраста вступающих в первый брак, брак «вдогонку» (мотив – беременность), разводы в первой фазе развития семьи, увеличение долей конфликтующих семей и как следствие, снижение материнской и отцовской ответственности за ребенка и его будущее.
Давайте посмотрим, как влияет атмосфера семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.
Сообщения 1 гр. «Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности».
Народная педагогика близка к природе и человеку. Видимо, исходя из этого, К.Д. Ушинский называл народными педагогами деда, бабушку, людей старшего поколения, умудренных жизненным опытом.
Смысл воспитания? В конечном счете это укрепление преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа. А семейная традиция – это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее корни. Это основополагающий принцип народного воспитания.
Ваше отношение к народной педагогике? Кто хочет рассказать о традициях своей семьи? Что ценного? Чем дорожит ваша семья?
(Примеры студентов).
Комиссия по делам несовершеннолетних:
716 – неблагополучных семей на учете социальных педагогов;
из них 250 под опекой;
В апреле по октябрь проводилась акция «подросток», где было выявлено: 247 неблагополучных семей, из них 189 по линии образования (т.е. дошкольники и учащиеся школ).
За 9 месяцев по комиссии осуждено 309 человек (в прошлом году – 227). Из них имеют 2-х родителей – 152; с матерью – 81; с отцом – 9; под опекой – 13; 57 проживают в разводе (в основном с матерью); 3 – воспитанники детских домов.
В группу риска входят следующие факторы:
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений. И это возрастает по мере углубления факторов риска.
К
сожалению, ученые констатируют, что
современные молодые родители не
умеют воспитывать своих
Во-первых, однодетность или многодетность семьи во многих поколениях, особенно на протяжении последних 50 лет. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за своими братьями и сестрами. Будущие родители получали бы практические навыки, которые затем можно было бы использовать с появлением собственных детей.
Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитать ребенка надо, пока он еще маленький и лежит поперек, а не вдоль лавки.
В ряду причин, осложняющих семейное воспитание, социальные и экономические трудности; низкая заработная плата, полная или частичная безработица. Все это не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге – для семейного воспитания.
Учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия нам детей. В последнее время усилилось влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских боевиков, которые подчинили себе власть силы, богатства и денег. На задний план у детей отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви.
Итак, мы увидели, каково влияние атмосферы семейной жизни и на что нужно уделить внимание учителю - классному руководителю, и мы убедились, что все семьи и самые важные процессы начального воспитания происходят в семье – и все начинается с раннего детства.
2.А сейчас хотелось бы предоставить слово нашим социальным исследователям. Результаты многих исследователей свидетельствуют, что на протяжении почти всего двадцатого столетия в нашей стране резко недоставало мужчин. Их отнимают войны и продолжают отнимать, они гибнут в криминальных ситуациях, катастрофах. В результате потери кормильца главой семьи нередко становится женщина, одна она остается воспитательницей своего ребенка.
Убеждение, что женщина в семье все может сделать сама, всасывается с молоком матери, а затем это укоренившееся мнение возвращается на витке других поколений, хотя демографические причины постоянно меняются. Так ли это? Каковы результаты ваших исследований? (рассказ исследователей).
А существует ли классификация семей? И по каким признакам они классифицируются? (сообщение исследователей).