Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

 

     

     Приложение 4 

     Задания по некоторым темам курса «Педагогика»,

     направленные  на формирование аналитических, прогностических, творческих, рефлексивных, развивающих, коммуникативных умений

     Работая над темой «Общая характеристика педагогической профессии» включаем особенности, творческий характер педагогической профессии, спектр педагогических специальностей. Также обсуждаем адекватные и неадекватные представления о педагогической профессии, позитивные и негативные мотивы выбора педагогической профессии. Завершением этой работы становится сочинения «Мои мотивы выбора профессии учителя», «Мой идеал учителя».

     По  теме «Принципы воспитания» выполняем  групповую работу: составить свою систему принципов и защитить ее. Проводим анализ педагогических ситуаций, в которых реализуются идеальные принципы воспитания или наоборот, нарушены.

     По  теме «Методы воспитания» определение, классификации методов, особенности, требования к ним дополняется  описанием типичных ошибок учителя  в реализации методов и путей их предупреждения, выявления, исправления.

     В качестве творческого задания во время изучения курса педагогики можно подбирать афоризмы, мысли, высказывания, ошибочные представления, парадоксы (Приложение 2).

     Полученные  знания закрепляются на педагогической практике. Студентам предлагаются задания:

     - при посещении уроков сокурсников  выявить допущенные ошибки и  предложить пути их предупреждения;

     - проанализировать свой урок и  найти ошибки, исправить их на  последующих уроках;

     - определить влияние собственных педагогических ошибок на результаты педагогического процесса, посещая уроки;

     -  выявить стереотипы восприятия  учеников разными учителями.

     Эти задания обеспечивают практическую направленность теоретических знаний; проблематизируют содержание педагогических дисциплин; способствуя развитию профессионального мышления будущего педагога; учат студентов рефлексии собственной профессиональной деятельности.

 

      Приложение 5 

     Мастерская  о взаимоотношениях учителя и  ученика.

     «Настоящий  учитель и ученик».

     I.Организация пространства, создание комфортной обстановки для всех участников.

     II. Сообщение темы.

     III. Работа по теме:

     1.Запись на доске: «Настоящий учитель».

     2.Работа с эпиграфами – из записанных на доске фраз о роли учителя, его призвании выбрать понравившуюся и записать ее в тетрадь. Это высказывание будет эпиграфом к теме.

     1.«В  воспитании все должно основываться  на личности воспитателя, потому  что воспитательная сила изливается  только из живого источника  человеческой личности» (К.Д.Ушинский).

     2.«У  нас понятие учитель подобно лампаде во тьме. Поэтому учитель может быть назван маяком ответственности» (Е.Рерих).

     3.«Учитель  и ученик растут вместе: обучение  – наполовину учение». (Ли узи).

     4.«Только  истинно ученые продолжают учиться;  остальные предпочитают учить» (б.Шоу).

     5 «Учитель тот, кто убивает страх.  Учитель тот, кто утверждает  радость» (Философские чтения).

     3.Выделить ключевые слова и устно объяснить свой выбор.

     4.Создается ассоциативный ряд к слову «учитель» путем привлечения слов и словосочетаний из эпиграфов и ассоциаций. Записываем на доске: наставник, помощник, воспитатель, преподаватель, друг…

     5.смотрим в толковом словаре С.И.Ожегова значение слова «учитель» (1-лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель; 2-глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь).

     В соответствии с этим значениями различаются  формы множественного «учителя»  в первом значении (учителя нашей  школы; синоним «преподаватели») и  «учители» во втором значении (великие  учители жизни). Именно  во втором значении понятие «учитель» обретает подлинный смысл, именно о таком учителе говорим: «Учитель с большой буквы».

     6.Впрос: «Когда учитель становится Учителем?

     IV.Чтение и анализ художественных текстов.

     1.Познакомиться  с рассказом Ю.Нагибина «Зимний  дуб» и определить проблематику  произведения.

     а) об обучении (как учить? Чему учить? Каким должен быть учитель?)

     б) о взаимоотношениях учителя и  ученика.

     В) чтение рассказа А.Платонова «Песчаная  учительница».

     2.Сравнить  педагогическую философию главных  героинь – Анны Васильевны  и Марии Никифоровны.

     Задание: проследить этапы профессионального  педагогического становления каждой героини.

     3.Оформить  результаты своей работы в  виде опорного конспекта или  плана.

     4.Защита  опорных конспектов, планов.

     1 гр. – А.Платонов.

     а) Детство и период ученичества («Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь», на мир глядят блестящими глазами»).

     б) Начало работы в Хошутинове («Тоскливое, медленное чувство охватило путешественницу»).

     в) Тяжелый путь к осознанию предмета и цели обучения – преподавание жизненно важной науки («Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать», «догадалась: в школе надо сделать главным предметом…обучение превращать пустыню в живую землю», «написала заявление…Собрала надписи крестьян и поехала в округ»).

     г) Преобразование в школе и в  селе («Школа Марии Никифоровны всегда была понята не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы  про мудрость жить в песчаной пустыне»).

     д) Понимание цели собственной жизни  – трудиться на благо людей,, помогать и учить их («Пустыня – будущий мир …люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево»).

     2 гр. – Ю.Нагибин.

     а) До встречи с дубом – самоуверенность, непонимание учеников («радость мысли  о жизни, о себе», «ровным, спокойным  голосом начала», «любила быть строгой», «с трудом скрывая раздражение»).

     б) В зимнем лесу («заинтересовалась», «понравилось», «робко шагнула», «с радостным  интересом всматривалась»).

     в) После встречи с дубом –  понимание того, что сама она не знает жизни и учит ребят предмету, а не «живому знанию» («с болью думала», «всей теплотой сердца вдруг поняла», «тихо двинулась по извилистой тропинке»).

     4.Найти  точки пересечения героинь и  ответить на вопросы:

     -Как  учить?

     -Чему  учить? 

     -Каким  должен быть учитель?

     Дополнить ассоциативный ряд.

     5.Определяется  проблема взаимоотношений учителя  и ученика. Для этого этапа  работы намеренно не подобраны  тексты, т.к. каждый из участников  является учеником и сможет  высказывать свое мнение.

     Запись  на доске: «Настоящий ученик».

     Придумать эпиграф к этой теме – записать понравившиеся.

     Задание: В течение 5 минут написать по теме сочинение «Настоящий ученик».

     6.Итог  занятия

     Ответить  на главный вопрос: «Когда учитель  становится Учителем?».

     Вывод: «Учитель становится настоящим Учителем, когда встречает своего настоящего ученика». (Героини рассказов меняют свой взгляд на жизнь после «встречи» со своими учениками, когда начинают понимать и любить их по-настоящему).

 

      Приложение 6 

     Заседание школы самовоспитания

     Тема  «Будь человеком»

     На  доске слова Р.Гамзатова:

     Он мудрецом не слыл,

     Он  храбрецом не слыл,

     Но  поклонись ему:

     Он  человеком был.

     I.Вступительное слово учителя:

     «Человек  создан для счастья, как птица  для полета» - писал Короленко. Умный  и добрый Владимир Галактионович  верил в право людей на счастье. И тут же на память приходят другие слова, горестные стихи Батюшкова:

     Рабом родится человек,

     Рабом в могилу ляжет

     И смерть ему едва ли скажет,

     Зачем он шел долиной чудной слез,

     Страдал, рыдал, терпел, исчез.

     Оба писателя думали о смысле человеческой жизни, но как по-разному думали, как горько оптимизм одного охлаждается мрачной безысходностью другого.

     Когда мы задумываемся о своей жизни, когда  мы выбираем путь, мы, по сути, думаем об одном: зачем я? Для счастья творчества или унылой повседневности?

     II.Высказывания студентов.

     1.Какой я? Хороший или плохой?

     Быть  может, гениальный, но в чем же мой  талант?

     Сколько меня – двое? Пятеро? Я – хороший, я – плохой, я – шальной, ненужный, никчемный. 

     2.Вы критично относитесь к себе:

     У вас нет четкого разграничения: детство-юность. Есть школа. Она – когда ты и в третьем, и в десятом классе. И в третьем: «Не гляди по сторонам. Сядь прямо!» и в десятом: «о чем ты мечтаешь? Повтори, что я сказала».

     Мы  много берем от жизни, школы родителей. А вот как быть с отдачей? А  ведь это время пришло …

     3.Вы пытаетесь разобраться в сложном и трудном:

     Иногда  я замечаю, что одни грубят на каждом шагу, другие жадничают, а третьи «ушли  в себя». Что это? Как же трудно найти себя, поверить в себя, убедиться, что и ты человек, и что у  тебя все получится.

     4.Вы спрашиваете?

     Почему  он работает врачом, директором, продавцом  … работает бок о бок с людьми, а всегда выглядит «сентябрём», на лице написаны разочарование, неуверенность, скука? Почему у него всего вдоволь  дома, а он не дает и щепотки соли? Почему не все, кто отлично учился, поступили в институты? Почему мы очерствели?

     5.Вы мечтаете:

     -Как  вы смотрите в будущую жизнь?

     -Так  что же формирует человека?

     III.Диспут.

     1.Среда?  Условие? Воспитание?

     2.А.Горький  сказал: «Человек может быть таким,  каким хочет быть». Вы согласны с этим?

     3.Какими  же качествами надо обладать, чтобы можно было смело назвать  себя человеком?

     (Смелым, правдивым, любить людей, решительным,  умеющим понять другого).

 

      IV.Заключение

     Да, можно продолжить этот перечень. Давайте  обратимся к нашей действительности. В кинотеатре показывают документальный фильм – ленты военных лет. На экране наши солдаты поднимаются в атаку, горят деревни. Группа пленных. Занимая весь экран на зрителей шли обнаженные женщины. И тут в зале раздался смех, затем хлесткий удар и глухое падение. Парень, претендующий на звание человека, позволил себе рассмеяться при этих кадрах. И тогда пожилой мужчина учинил скорый и решительный суд. Судил от имени живых и мертвых.

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога