Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель исследования -- повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.
Задачи исследования:
1) рассмотреть многообразие неурочных форм организации обучения;
2) разработать технологию опытно-экспериментальной работы по внедрению организации системы неурочной учебной деятельности в рамках обучения музыке.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..7
1.1. Анализ организации неурочной учебной деятельности учащих-ся...7
1.2. Взаимосвязь неучебной деятельности с другими формами организации обучения……………………………………………………………….12
1.3. Неурочные формы в процессе обучения музыке……………………13
ГЛАВА 2. ПРМЕНЕНИЕ НЕУЧЕБНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫ-КЕ….…………………………………………….....19
2.1. Программа занятий…………………………………………………….19
2.2. Результаты исследования……………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…..27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..29
3) Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4) Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5) Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1) Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2) Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
3) Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации
4) В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
5) Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
6) Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
7) Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первая ступень обучения.
«Звучащий мой голос». Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Вторая ступень обучения.
«Могу красиво петь». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
Третья ступень обучения.
«Звучит, поет моя душа!» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «сольфеджио» допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.
Данная программа позволяет педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения приурочивать к тем или иным праздникам и датам. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка. (Приложение А)
Планируемый результат.
Первая ступень обучения:
1) наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
2) владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);
4) уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
5) стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
6) умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.
Вторая ступень обучения:
1) наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
2) увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
4) умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
5) усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
6) участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третья ступень обучения:
1) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
2) умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
3) участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
4) исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
5) услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
6) умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
7) умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации. (Приложение Б)
Преодоление трудностей в обучении, например, у учащихся начальных классов можно решить с использованием методов театральной педагогики. Всем известно – что четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.
Основная цель тогда является формирование гармоничной личности и помощь ребенку в раскрытии дремлющих способностей с использованием элементов театральной педагогики.
Если во внимание взять 1-2 классы то из наблюдений заметно, что детям больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Ведь одна из задач школы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь - показатель культуры человека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения и общения в школе.
Известно, что в 1 классе возникает проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у 48% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. У 8% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим недоразвитием, 44% с нарушением звукопроизношения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры во внеурочное время (в группе продленного дня), использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Новые знания на уроке преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и педагога совместных активных поисков. Так ход урока характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Основным принципом развивающей деятельности учителя является расширение взаимодействий учеников, работа в “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театральной деятельности во внеурочное время и использование элементов театральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Чем меньше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Информация о работе Формирование положительного отношения в неучебной деятельности