Формирование положительного отношения в неучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования -- повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.
Задачи исследования:
1) рассмотреть многообразие неурочных форм организации обучения;
2) разработать технологию опытно-экспериментальной работы по внедрению организации системы неурочной учебной деятельности в рамках обучения музыке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..7
1.1. Анализ организации неурочной учебной деятельности учащих-ся...7
1.2. Взаимосвязь неучебной деятельности с другими формами организации обучения……………………………………………………………….12
1.3. Неурочные формы в процессе обучения музыке……………………13
ГЛАВА 2. ПРМЕНЕНИЕ НЕУЧЕБНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫ-КЕ….…………………………………………….....19
2.1. Программа занятий…………………………………………………….19
2.2. Результаты исследования……………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…..27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Формирование положительного отношения в неучебной деятельности.doc

— 267.00 Кб (Скачать)


41

 

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

на тему:

«Формирование положительного отношения

в неучебной деятельности»

 

 

 

Подготовил: Габоев К.

                          студент 1 курса

                         группы Сз-Ф1

 

 

 

 

Владикавказ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..7

1.1. Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся...7

1.2. Взаимосвязь неучебной деятельности с другими формами организации обучения……………………………………………………………….12

1.3. Неурочные формы в процессе обучения музыке……………………13

ГЛАВА 2. ПРМЕНЕНИЕ НЕУЧЕБНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ….…………………………………………….....19

2.1. Программа занятий…………………………………………………….19

2.2. Результаты исследования……………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…..27

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Данная курсовая работа представляет собой исследование процессов формирования положительного отношения в неучебной деятельности.

Современная школа - базовое звено образования, в котором в первую очередь осуществляются процессы реформирования. Современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса.

На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.

Решение данных проблем возможно в системе неурочной учебной деятельности учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.

Многообразие форм обучения неурочных форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика, что обусловливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.

Развитие системы неурочной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обусловливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.

Проведенный анализ состояния организации неурочных форм учебной деятельности учащихся выявил неполноту исследования подобной организационной формы учебной деятельности. Это позволяет утверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих объективных возможностей в полной мере, по следующим причинам:

-органы образования, образовательные учреждения не используют возможности неурочных форм для повышения эффективности обучения и воспитания детей;

-большинство педагогов не готово к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такой деятельности;

-программно-методическое обеспечение поисково-исследовательской работы с учащимися разработано недостаточно;

-выявление и развитие «творческого» ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детям.

Актуальность проблемы определяется необходимостью разрешения указанных противоречий, а также необходимостью целостного теоретического осмысления сущности, структуры и особенностей системы неурочной формы организации учебной деятельности учащихся, позволяющей расширить диапазон базового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности;

С учетом названных противоречий проблема исследования заключатся в изучении процесса совершенствования организации системы неурочной формы организации учебной деятельности в условиях изменения современной общеобразовательной школы.

Объект исследования - неурочные формы организации учебной деятельность в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - организация системы применения неурочных форм учебной деятельности в образовательном пространстве современной школы и педагогические условия ее совершенствования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование организации системы неурочных форм организации учебного процесса позволяет более эффективно организовать процесс обучения.

Цель исследования -- повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.

Задачи исследования:

1) рассмотреть многообразие неурочных форм организации обучения;

2) разработать технологию опытно-экспериментальной работы по внедрению организации системы неурочной учебной деятельности в рамках обучения музыке.

Экспериментальная база исследования. Местом проведения опытно-экспериментальной работы стала СОШ № 11 г. Владикавказ. Исследованиями были охвачены ученики 5-6 классов.

Структура работы. Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений. В первой главе приводятся теоретические аспекты изучения неурочных форм организации обучения. Вторая глава содержит сведения о практическом внедрении современных неурочных форм обучения в процессе преподавания музыки в общеобразовательной школе, а также результаты психологического исследования.

 


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся

 

Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения [1].

Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся [2]. Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо [3].

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. В методиках преподавания различных предметов на протяжении многих десятилетий исторически установились многообразные формы учебной работы. В дополнение к основной форме преподавания предметов учебного плана - уроку - в практике школ складывались другие формы учебной работы с учащимися, реализуемые в системе неурочной учебной деятельности.

Создание в современной школе самостоятельной структуры, реализующей все многообразие неурочной учебной деятельности, обеспечивает сближение основного и неурочного образования. Сегодня неурочные формы организации обучения - это важная часть образовательного процесса современной школы.

Включение неурочных форм в образовательный процесс современной школы содержательно учитывает преобразования, произошедшие в нем, связанные с изменением парадигмы школьного образования Полнота образования в условиях современного социума не может быть обеспечена лишь одной из форм обучения, поэтому концепция взаимодополняемости как расширение образовательных ресурсов может обеспечить полноценное развитие базовых способностей растущего человека [4].

Возникшие вначале как необязательные внеклассные и внешкольные занятия и экскурсии постепенно стали включаться в качестве непременных компонентов учебно-воспитательного процесса при определенном тяготении их к уроку как центру.

Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская говорят о «системе форм преподавания», подчеркивая, что «преподавание... успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве... понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы» [5]. По мнению этих исследователей, форма преподавания - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, в природе и т.п.). Авторы считают, что в методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой - уроком, помогая развивать предметные понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.

Попытки систематизировать различные формы обучения, реализуемые в образовательном процессе школы, предпринимались многими исследователями в области педагогики. Основные принципы классификации различных форм обучения в советской школе устанавливаются в 60-е годы двадцатого столетия. Наиболее полно они нашли свое отражение в классификации, предложенной Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской в учебнике для студентов «Общая методика преподавания биологии», вышедшем в 1983 году.

Г.М. Муртазин, характеризуя систему внеурочной работы, перечисляет такие ее формы как внеклассные занятия (индивидуальная работа в кабинете, кружки, вечера, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии и другие. Вместе с тем, он отмечает, что кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по интересам. [6].

Подобные же классификации были приняты до настоящего времени и другими исследователями. Согласно классификации В.Г. Крысько выделяется три основные вида современных форм обучения:

-учебно-плановые (имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений);

-внеплановые (позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор);

-вспомогательные (обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников) [7].

Рассмотренная выше классификация более содержательно учитывает изменения, произошедшие в образовательном процессе современной школы, связанные с индивидуализацией процесса обучения, приоритетами развивающих технологий обучения и другими инновациями.

 

 

1.2 Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами

организации обучения

 

В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, проведение конкурсов самодеятельности и постановку спектаклей часто называют неучебной деятельностью школьников. Однако многие такие мероприятия решают и учебные задачи, что относит их к внеурочной деятельности школьников.

Попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев различные виды деятельности школьников и их взаимосвязь.

Виды деятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам:

- по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);

- по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

- по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность). [8]

<

Информация о работе Формирование положительного отношения в неучебной деятельности