Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель исследования -- повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.
Задачи исследования:
1) рассмотреть многообразие неурочных форм организации обучения;
2) разработать технологию опытно-экспериментальной работы по внедрению организации системы неурочной учебной деятельности в рамках обучения музыке.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..7
1.1. Анализ организации неурочной учебной деятельности учащих-ся...7
1.2. Взаимосвязь неучебной деятельности с другими формами организации обучения……………………………………………………………….12
1.3. Неурочные формы в процессе обучения музыке……………………13
ГЛАВА 2. ПРМЕНЕНИЕ НЕУЧЕБНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫ-КЕ….…………………………………………….....19
2.1. Программа занятий…………………………………………………….19
2.2. Результаты исследования……………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…..27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..29
Каждый из нас знает - развитие речи в начальных классах - одно из главных направлений работы. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников. Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основе развития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменной речи. А это один из законов обучения русскому языку. Учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому важно в 1 классе развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уроки главным образом направлены на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, формирование четкой, грамотной речи через кукольную театральную деятельность, то есть через ведущую деятельность ребёнка - игру. Каждый учитель - режиссер. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему", надо на ее основе придумать свою". Предлагается система воспитания и обучения через введение в урок, внеклассные мероприятия - театрализации. Работа с театральными куклами не требует каких - либо специальных знаний в области театра, театрального искусства. Она доступна любому педагогу начальных классов. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету обучения. С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые предлагаются детям, реализуют одновременно три цели:
1. погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока;
2. развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память);
3. придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
С кукольным театром ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе. Театральные куклы приветствуют малышей, знакомят с правилами поведения в школе, рассказывают о волшебных словах. Они помощники в первом классе: помогают объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки театральной куклы. Их вовсе не смущает тот факт, что она говорит голосом учителя. Педагог приглядывается к ребятам, старается подметить у каждого, пусть даже маленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить.
Создается предпосылка для многостороннего развития личности ребенка. Развивается внимание, мышление, память, самостоятельность. Расширяются знания детей. Оттачивается их речь. Прививается любовь к литературе. Повышается общая культура ребят. Порождает атмосферу ликующего творчества. Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
2.2 Результаты исследования
В процессе реализации предложенной программы, проводилось психологическое исследование, в рамках которого проводилась комплексная диагностика познавательных способностей учащихся, обучающихся в вокальной группе и по традиционной урочной системе, в учебного года.
Выявлялся уровень развития интеллектуальных способностей в начале обучения в вокальной группе и вне ее, проведена контрольная диагностика в начале и в конце учебного года. Как показали результаты, в вокальной группе показатели интеллектуального развития значительно выше, чем в контрольном классе (см. Рис.2). Анализ структуры интеллекта также показал более высокий уровень овладения такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, обобщение.
Рисунок 1. Диагностика интеллектуальных способностей
Таким образом, посредством стандартизированных интеллектуальных тестов выявились группы детей с высоким и выше среднего уровнем мышления. На момент начала обучения количество учащихся с высоким и средним уровнем интеллекта в вокальной и контрольной группах было практически одинаковым (66% и 65%). В конце первого года обучения показатели уровня развития интеллекта значительно выше у детей, занимающихся в вокальной группе. Дети успешно овладели логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение.
В шестых и седьмых классах было проведено анкетирование учащихся по выявлению интересов к учебным предметам. По сравнению с предметами математики, русского языка, литературы, физической культуры ученики отдают предпочтение уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету (см. Рис.3).
Рисунок 2. Карта интереса к учебным предметам у учащихся 6 - 7-х классов
Анкетирование учащихся по карте интересов показало, что учащиеся проявляют значительный интерес к уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету
С целью выявления отношения учащихся к учителю было проведено анкетирование учащихся шестых - седьмых классов «Учитель глазами детей». Учащиеся высоко оценили гностические способности учителя, эмпатии и эмоциональность. Результаты анкетирования выявили демократический стиль общения учителя с учащимися, его высокий профессионализм, стремление к установлению доверительных конструктивных отношений (см. Рис.3)
Рисунок 3. Отношение учащихся к учителю. Оценка его профессионализма и стиля общения
Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогу в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися - демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.
Исследование знаний, умений и навыков учащихся, можно представить следующей таблицей. (Таблица 1)
Таблица 1. Динамика знаний, умений и навыков у детей, занимающихся в ансамбле (1-ый год обучени).
Ф.И. ученика | ЗУНы до занятий в ансамбле | ЗУНы после занятий в ансамбле | |||||||||||
| Владение нотной грамотой | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Стремление передавать характер песни | Умение правильно распределять дыхание | Умение исполнять легато, нон-легато | Наличие повышенного интереса к вокальному искусству | Владение нотной грамотой | Проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Стремление передавать характер песни | Умение правильно распределять дыхание | Умение исполнять легато, нон-легато | Наличие повышенного интереса к вокальному искуству | |
Алимова Динара | + | + |
| + | + | + | + | + |
| + | + | + | |
Ахметов Булат | + | + | + |
| + |
| + | + | + | + | + | + | |
Баталов Володя |
| + | + | + |
| + | + | + | + | + |
| + | |
Дементьева Лена | + | + |
| + | + |
| + | + |
| + | + | + | |
Егорова Катя |
| + | + |
| + | + | + | + | + | + | + | + | |
Миронов Степан | + | + |
| + | + |
| + | + | + | + | + | + | |
Ордабеков Бахтияр |
| + |
|
|
| + | + | + |
|
| + | + | |
Сакенов Ислам |
| + | + | + |
|
| + | + | + | + | + | + | |
Юхтовская Лена | + | + |
| + |
| + | + | + | + | + | + | + | |
Яковлев Миша |
| + | + |
|
| + | + | + | + |
| + | + |
Таким образом, можно отметить, что до начала занятий в ансамбле 50% участников не владели нотной грамотой, 100% участников проявляли навыки вокальной хоровой деятельности, 50% участников ансамбля стремились передавать характер песни, 60% умели правильно распределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладали 50 % участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляли 60% участников коллектива. К концу первого года обучения результаты выглядели следующим образом. Нотной грамотой овладели 100 % участников коллектива, 100% участников проявляют навыки вокальной хоровой деятельности, 70% детей стремятся передавать характер песни, 80% умеют правильно распределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладают 90 % участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляют все участники коллектива, т. е. 100%. Наглядно динамику ЗУНов представлена следующим графиком (см. Рис. 4)
Рис. 4. Динамика ЗУНов.
Анализ результатов работы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделать вывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциала детей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческую личность.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и в неучебной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Внеурочная деятельность по развитию творческих способностей ребенка, как и учебная, должна быть четко спланирована, должна использовать различные формы индивидуальной, групповой и массовой работы, активно привлекать родителей к участию в развитии творческих способной их детей.
Особо подчеркнем, что основное направление в развитии творческих способностей школьников связано с поиском и применением различных путей и средств достижения этой цели, среди которых можно выделить создание условий для выявления и развития у всех без исключения детей (так как нет детей неталантливых), с учетом индивидуальных особенностей ребенка; поощрение творческого поведения; создание атмосферы, способствующей развитию творческих способностей, создание проблемных ситуаций, в решении которых роль ученика становится активной; разработка методик и учебных планов, направленных на развитие творческих способностей школьников; планирование и координация учебной и внеурочной деятельности по развитию творческих способностей.
Представленная в данной главе программа неурочных занятий вокального кружка не только позволяет вести целенаправленную работу по привитию любви к вокальному искусству и научению правильно исполнять вокальные произведения, ее реализация также способствует интеллектуальному развитию учащихся, более успешному овладению ими логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение. кроме того, реализация данной программы способствует проявлению значительного интереса учащихся к урокам музыки.
ЗАКЛЮЧЕННИЕ
Целью данного исследования являлось повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.
Для достижения поставленной цели исследования, в ходе написания работы были реализованы следующие задачи:
1) рассмотрено многообразие неурочных форм организации обучения, выявлена взаимосвязь неурочных форм с учебными и неучебными формами организации обучения;
2) разработана программа занятий в ансамбле, направленная на пробуждение у школьников 5 - 6(7) классов интереса к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Не вызывает сомнений тот факт, что неурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Неурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы неурочной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.
В последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства. Однако, это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не «проживает» полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.
Время предъявляет совсем другие требования к процессу преподаваня музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке.
Информация о работе Формирование положительного отношения в неучебной деятельности