Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение…………………………………………
- подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.
- у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.
С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию нравственного потенциала подростка, а значит и осуществлению нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение теоретических источников в области психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков.
К группе позитивных факторов относятся:
- возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;
- ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;
- возрастание влияния микро- и мезосоциальной среды на нравственную социализацию личности;
- формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;
- рост активности населения в направлении выбора легитимных видов деятельности и отношений, в частности, через систему отечественного образования, гуманистическая направленность которого усилилась под влиянием деидеологизации общества (т.е. ликвидации идеологического пресса со стороны однопартийной государственной власти на образование и воспитание человека).
В реализации формирования нравственного потенциала подростков мы опираемся на :
1. Психологически обоснованной
и педагогически оправданной
является установка на
2. Распространёнными способами
нравственного воспитания
3. В процессе разнообразной
воспитательной деятельности с
подростками формируются
В этот период жизни ребенка учителя, психологи должны особенно внимательно наблюдать за детьми, заниматься их развитием и воспитанием.
Важным условием для успешного функционирования воспитательной системы класса мы считаем учет педагогических условий и их реализация воспитателем.
Педагогическая поддержка- категория нравственная, так как речь идет о педагогической помощи растущему человеку, развивающейся личности, о самоопределении и самореализации, о выстраивании взаимоотношений в мире взрослых. Поддержка оказывалась нами при согласии воспитанника получить поддержку. Мы помогали ученику осознавать свое поведение, при этом опора была именно на осознание, а не на подавление ученика. Ориентировали его на способность самостоятельно преодолевать препятствия, веру в свои силы, создавали атмосферу сотрудничества и конечно же, соблюдали конфидециальность.
Создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций нами производилось с помощью диалога. Ведь диалог-это не только разговор, а сотрудничество, где присутствует противоречие, поиск третьей истины, приход к компромиссному решению. Также при проведении тематических классных часов, ребятам предоставлялась полная свобода в выборе презентации своей темы, чем мы создавали творческую ситуацию и благодаря чему, ребята могли самостоятельно рассуждать, перебарывать свои комплексы, пробовать привносить свое видение в массы.
Создание в классе воспитывающей среды является важным условием успешного формирования нравственных ценностей (Л.И. Маленкова, Л.Н. Новикова, П.И. Пидкасистый, Н.Л. Селиванова, Г). Воспитывающая среда – это совокупность окружающих учащихся обстоятельств, социально, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современное общество и культуру. Классное сообщество является той воспитывающей средой, в которой происходит активное становление нравственных ценностей учащихся. . Для выполнения этого условия, мы приложили усилия для развития ученического коллектива, создавали ситуации, проводили мероприятия, где воспитанникам необходимо было сотрудничать друг с другом.
Еще одним условием является использование метода этической защиты.
По мнению Н.Е. Щурковой, этическая защита - сложное этическое искусство, которому необходимо учиться всю жизнь, потому что человек взрослеет и меняется характер взаимоотношений людьми и форма оказания помощи должна менять этическую форму. Этическая защита позволяет защитить личность от оскорблений. Для достижения поставленных целей, нами было применена операция «Великодушное прощение». Простив ученику его безнравственный поступок, мы показываем, что принимаем его таким, каков он есть, ни в коем случае не загоняя его под общую мерку, принимаем его многогранность. Также был использован такой прием, как проявление готовности выслушивать различные точки зрения. От воспитателя в такой момент требуется такт, этическая выдержанность, знание индивидуальных и возрастных особенностей.
Существенную роль в построении воспитательной системы класса играют личностные качества классного руководителя. Для воспитания нравственных ценностей старшеклассников наиболее значимыми являются следующие личностные качества классного руководителя: доброжелательность, чуткость, нравственная чистота, справедливость, гуманность, эмпатия, альтруизм, открытость, толерантность, активная жизненная позиция.
Исследования ученых (Е.Н. Степанов, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев и др.) показывают, что если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если классный руководитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащихся класса отличает активность, самостоятельность. Не случайно при смене классного руководителя претерпевает значительные изменения воспитательная система этого класса.
Воспитателю необходимо
умение увлекать за собой, зажечь и
поддерживать в учениках интерес
к различным видам
Цель воспитательной деятельности есть мысленно представляемый (прогнозируемый) ее конечный результат. Когда речь идет о педагогической деятельности по осуществлению нравственного воспитания, то, естественно, конечным результатом выступают нравственные качества подростков- школьников. Конечно, воспитание вообще может так- же способствовать появлению каких-то качеств личности. Однако вероятность получения положительного результата воспитательной деятельности значительно возрастает, если последняя направлена на формирование определенного нравственного качества личности, заданного как цель.
В качестве организационных форм воспитания нравственных качеств подростков выступают формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и т.д.
В экспериментальном исследовании была поставлена цель - изучить уровень нравственного развития старшеклассников школы-интерната, способствовать повышению уровня нравственности у учеников.
Опытно-экспериментальную
работу мы рассматриваем как целостный
процесс, включающий комплекс методов
исследования, который обеспечивает
научную, объективную и доказательную
проверку правильности обоснованной в
начале исследования гипотезы. Задачами
опытно-экспериментальной
1. изучить состояние
исследуемой проблемы
2. апробировать
комплекс педагогических
3. разработать, внедрить
научно-практические
В педагогическом эксперименте были охвачены учащиеся 10 класса школы-интерната № 22. Всего в эксперименте приняло участие 19 школьников. Эксперимент осуществлялся в период прохождения педагогической практики в школе с 14 января 2012 года по 6 апреля 2012 года.
Педагогический эксперимент направлен на проверку эффективности выдвинутых педагогических условий, направленных на воспитание нравственных ценностей старшеклассников, созданием воспитательной среды, педагогической поддержки, реализации нравственных ценностей учащихся в нравственных личностно-ориентированных воспитывающих ситуациях.
Использование комплекса методов по воспитанию у старшеклассников нравственных ценностей обеспечило: воспитание значимых нравственных ценностей личности; формирование психологической и социальной готовности старшеклассников к самостоятельности, самовоспитанию, саморазвитию; соответствие личностно-ориентированной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; положительную стимуляцию старшеклассников к достижению успеха в нравственном выборе. Важнейшим видом профессионального общения классного руководителя с учащимися в педагогическом эксперименте является внеклассная жизнедеятельность.
По нашему предположению при правильном подборе и проведении воспитательной работы по формированию нравственных качеств уровень нравственности класса будет повышаться.
Для подтверждения нашей гипотезы возникла необходимость проведения экспериментального исследования по изучению нравственного развития детей.
Проводимое нами исследование
базировалось на гуманном и индивидуальном
подходе к детям, учитывая личностные
особенности каждого
При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность:
1.Знакомство со спецификой
работы школы, выявление
2.Знакомство с работниками школы: педагогами, администрацией; анкетирование родителей учащихся;
3.Использование специальных психолого-педагогических методик исследования участников эксперимента и интерпретация полученных данных;
4.Проведение формирующего
эксперимента и
5.Оформление заключительных выводов.
Для формирования нравственных качеств личности старшеклассников, принимавших участие в исследовании, мы использовали следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с подростками,
педагог побуждает их думать
и говорить. Задавая им два
- три вопроса, дает детям
В группе в индивидуальном порядке проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. С помощью педагога подростки учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки" и т. д.
2. Игра. Несмотря на то, что в исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста, игровая деятельность оказалась им интересной. Мы применяли задания, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно было решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного подростка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
Информация о работе Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната