Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение…………………………………………
В современной науке приняты следующие периодизации детского школьного возраста (табл.№1):
Таблица №1. Периодизации детского школьного возраста
Психологическая |
Педагогическая | ||
1. |
Школьный возраст (6-11 лет). |
1. |
Младший школьный возраст (6-10 лет). |
2. |
Пубертатный период (11-15 лет). |
2. |
Средний школьный возраст (10-15 лет). |
3. |
Юношеский период (15-20 лет). |
3. |
Старший школьный возраст (15-18 лет). |
Основу педагогической
периодизации составляют стадии физического
и психического развития и условия,
в которых протекает
Контингент школьников старшего подросткового возраста — это ученики 10-11 классов. Обучение и развитие старших подростков в школе специфически отличается от младшей школы (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста. Отличия также отражаются во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Безусловно, подростку старшего возраста еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. В старшем отрочестве начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни.
Старший подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, а влияние нравственное со стороны воспитателя оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.
Существенным признаком
процесса нравственного воспитания
является его концентрическое
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.
Цель нравственного воспитания — формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.
Нравственное воспитание могло бы быть определено как целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».
В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств:
-дисциплинированность и ответственность,
-доброта и вежливость,
-трудолюбие и честность и др.
Специфика нравственных отношений
придает нравственному
Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное — развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности — активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.
Средствами нравственного воспитания являются:
-обучение;
-личный пример учителя;
-убеждение;
-умелое обращение с
учащимися (педагогический
-меры предупреждения и поощрения и взыскания.
Духовно-нравственная сфера
личности ребенка требует самых
осторожных и тактичных действий
со стороны педагога. Именно от него
зависит в большой степени
духовное здоровье воспитанника и общества
в целом. В связи с этим внимание
многих ученых и практиков сосредоточено
на поиске и определении методов
духовно-нравственного
С.И. Маслов предлагает методы
пробуждения адекватных эмоций, акцентирования
ценности, ценностных сопоставлений. Определенная
последовательность различных методов
образует механизм присвоения ценностей:
их эмоциональное приятие, осознание
и включение в систему
С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитание начинается тогда, когда взрослые, совместно со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». То есть здесь реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений. Подобное воздействие будет тем успешнее, чем лучше педагог владеет умением раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых воспитанникам понятий, идей. При этом следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна для интеллектуально развитых детей. Данному механизму практически идеально соответствует метод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника.
В качестве примера такого парадокса можно привести - высказывание известного русского философа B.C. Соловьева: «Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием». В этом суждении привычному для школьников представлению о справедливости как о равноправии людей противопоставляется другая точка зрения, в которой заложено требование ущемления прав человека, стремящегося к справедливости. Почему? Удивление стимулирует к размышлениям, к формулированию собственной позиции.
Парадокс может стать частью другого, более общего метода, например, анализа художественных произведении. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжении, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"».
Метод парадокса исключает назидание и принуждение. Они противопоказаны духовно-нравственному воспитанию. Часто педагоги высказывают свои доводы в защиту своих действий, направленных на жесткую регламентацию мнений, позиции, поступков воспитанников. При всем разнообразии этих доводов они сводятся к тому, что ребенок просто не понимает того добра, которое несет ему деятельность педагога. Дети в силу своих возрастных особенностей многого не понимают и не могут предвидеть. Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья.
Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда они превращается в личностно - значимое.
Реализовать этот тезис педагогу
помогает метод совместного поиска,
который стимулирует
В народной педагогике
важное место отводилось нравственному
воспитанию детей. Она посредством
устного народного творчества передавала
нравственные идеалы, игравшие огромную
роль в воспитании ребенка. «Древнерусская
начальная образовательная
Информация о работе Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната