Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение…………………………………………
Старшеклассники задумываются над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Ответы респондентов распределились следующим образом : 52% учащихся не хватает уверенности в себе; 38% трудолюбия, смелости, решительности; 6% целеустремленности, силы воли; 4% мягкости, нежности, любви, открытости в общении.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у старшеклассников недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.
2.2. Результаты
опытно-экспериментальной
Для выяснения, насколько подобранные нами занятия, игры и упражнения по развитию нравственности у старшеклассников оказалась эффективной и действенной, нами было проведено повторное обследование уровня сформированности нравственного сознания по первоначальным методикам, которые использовались при первичном обследовании. Инструкции и правила методик уже были знакомы испытуемым, поэтому при проведении повторного эксперимента мы не испытали никаких сложностей и проблем. По итогам контрольного обследования осознания нравственных норм по комплексной методике мы получили результаты, занесенные нами в таблицу №5.
Таблица №5. Результаты контрольной диагностики осознания нравственных норм экспериментальной группой
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4∑ | |||
Соответствие |
Полнота |
А |
Б |
В |
Называние | |||
1. |
Абашеев Н. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
2. |
Гуслякова Ю. |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3,5 |
3. |
Ерюшева Г. |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2,5 |
4. |
Жогова Н. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4,5 |
5. |
Калягина А. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
6. |
Кравченок И. |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
7. |
Красинскя И. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
8. |
Крицкая Е. |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
9. |
Лоншакова С. |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
10. |
Мусева Е. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,5 |
11. |
Пузырев А. |
0,5 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
- |
2 |
12. |
Собашникова .М. |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
13. |
Томина Е. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
14. |
Устинова Т. |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
1,5 |
15. |
Федорова К. |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2,5 |
16. |
Федосеева Е. |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
17. |
Филатов И. |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
18. |
Хорошилова Я. |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
19. |
Шульц В. |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3,5 |
Исходя из результатов повторного обследования в экспериментальной группе заметна значительная динамика в развитии нравственного сознания. Мы заметили, что подростки стали значительно активнее, было видно, что предложенные вопросы и задания уже знакомы детям и отвечать на них школьникам было значительно легче, чем при первичном обследовании.
В исследуемой группе из 19 человек только у 5 участников исследования был выявлен низкий уровень осознания нравственных норм и у 13 детей уровень нравственного сознания был на среднем уровне, 1 ученик показал высокий уровень. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ Б(рис.2).
При повторном проведении обследования по методике Гильбуха нами были получены результаты, занесенные в таблицу №6.
Таблица №6. Результаты контрольного обследования нравственного развития экспериментальной группы подростков по методике Гильбуха
№ |
Имя |
Показатели по блокам / баллы | ||
Степень удовлетворенности |
Степень сплоченности |
Степень конфликтности | ||
1. |
Абашеев Н. |
15 |
13 |
7 |
2. |
Гуслякова Ю. |
7 |
9 |
9 |
3. |
Ерюшева Г. |
7 |
13 |
9 |
4. |
Жогова А. |
9 |
9 |
13 |
5. |
Калягина Н. |
7 |
7 |
15 |
6. |
Кравченко И. |
7 |
13 |
6 |
7. |
Красинская И. |
5 |
9 |
9 |
8. |
Крицкая Е. |
7 |
9 |
8 |
9. |
Лоншакова С. |
13 |
9 |
9 |
10. |
Мусева Е. |
13 |
9 |
9 |
11. |
Пузырев А. |
13 |
15 |
7 |
12. |
Собашникова М. |
13 |
15 |
7 |
13. |
Томина Е. |
7 |
13 |
7 |
14. |
Устинова Т. |
15 |
15 |
12 |
15. |
Федорова К. |
7 |
9 |
8 |
16. |
Федосеева Е. |
13 |
13 |
7 |
17. |
Филатов И. |
15 |
13 |
9 |
18. |
Хорошилова Я. |
13 |
15 |
9 |
19. |
Шульц В. |
13 |
7 |
9 |
В экспериментальной группе после проведении коррекционной работы преобладает степень удовлетворенности – у 12 человек, степень сплоченности преобладает у 11 обследуемых школьников и степень конфликтности преобладает у 3 подростков. Результаты показаны в виде диаграммы в ПРИЛОЖЕНИИ В(рис.4).
Анализируя данные повторной
диагностики, мы видим, что в экспериментальной
группе уровень развития нравственности
у подростков гораздо выше, чем
при первичной диагностике –
у большинства обследуемых
При повторном проведении теста «Неоконченное предложение» нами был задан тот же вопрос, с целью сравнения первичных и вторичных результатов.
Поменялись местами ценности старшеклассников: на 1-м месте уже стали здоровье, семья (11 человек), 2-е место образование, материальные блага (5 человек), 3-е место: независимость, хорошие друзья (3 человека). Ряд проведенных мероприятий подтолкнул учащихся рассуждать, переосмыслить для себя жизненные ценности.
На первый вопрос анкеты о том, кто является для вас идеальным человеком, выраженных изменений не наблюдается,
Интересная динамика наблюдается и в отношении воспитанников к религии. Положительно к ней относятся 85% респондентов, 10нейтрально; 5% отрицательно. Один респондент раннее веривший в идею зла теперь вошел в число тех, кто относится к религии .
Над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Ответы респондентов распределились следующим образом : 62% учащихся не хватает уверенности в себе; 15% трудолюбия, смелости, решительности; 13%учащихся милосердия, доброты; 10% целеустремленности, силы воли. Все же большинство твердо уверены что им не хватает уверенности в себе.
На дополнительный вопрос: «Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы молодым жилось лучше и интереснее?» 35% опрошенных ответили так: «предоставить возможность честно зарабатывать на жизнь»; 22% создать условия для самореализации; 11% усилить борьбу с преступностью; 7% создать молодежные организации и общества; 9% уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% сделать доступными учреждения досуга; 7% обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам.
В ходе проведения анкетирования и опроса нами были вскрыты следующие моменты: 61% старшеклассников не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны. В то же время старшеклассники умеют рассуждать и не бояться говорить то, что думают. Они понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает уверенности в себе, целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу.
Таким образом, нами было проведено повторное обследование уровня нравственного развития старшеклассников. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что после проведения коррекционной работы по формированию нравственных представлений у испытуемых была выявлена в экспериментальной группе выраженная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод об эффективности подобранной нами программы по формирования нравственного сознания у воспитанников. Следовательно, подводя итоги всего исследования, мы можем сказать, что поставленные в исследовании задачи были выполнены и первоначальная гипотеза доказана.
ВЫВОДЫ
Педагогический эксперимент позволил доказать, что воспитание классным руководителем нравственных ценностей старшеклассников будет эффективным при условии, если оно выступает в качестве целостного педагогического процесса общеобразовательной школы, в котором сконструирована модель воспитательной системы класса, направленной на воспитание нравственных ценностей. Педагогический эксперимент показал эффективность взаимодействия классного руководителя, школьного сообщества и в разнообразной деятельности по воспитанию нравственных ценностей: создании воспитательной среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, педагогической поддержки, этической защиты.
В результате педагогического эксперимента выявлены три уровня воспитания нравственных ценностей старшеклассников: низкий, средний, высокий. Для низкого уровня характерна пассивность учащихся, отсутствие цели, уважения к другим, эгоизм, низкая (или завышенная) самооценка, конфликтность, не сформированность эмпатии, отсутствие долга, ответственности за дело, жестокость. Средний уровень характеризуется ситуативной потребностью в нравственной деятельности, приспособленческой реакции во взаимодействии с другими, осознание потребности в уважительном отношении к другим, выполнение нравственных норм в зависимости от ситуации (знаю, но не буду выполнять). Для третьего уровня характерна дисциплинированность, чуткость, чувство долга, умение отвечать за свои поступки, уважительное отношение к окружающим, активное участие в творческих делах классного и школьного сообщества, проявление гуманности и милосердия по «велению души и сердца», доброта.
Результаты констатирующего эксперимента на основании комплекса методик: методика «Неоконченное предложение», методики М. Рокича и др. показали преобладание низкого (31%) и среднего (53%) уровня воспитания нравственных ценностей у учащихся в классном сообществе. Изменяются ценностные ориентации в сторону нравственных. В ходе эксперимента у учащихся в построении жизненных целей доминирует ориентация на добро, создание хорошей семьи, верных друзей, уважение, долг, ответственность.
В результате эксперимента такие нравственные ценности как доброта при ранжировании переместились по рангу с 8 места на 4, милосердие с 13 на 9, гуманность с 8 на 5, отзывчивость с 3 на 2 место.
Фантастический метод «Приплыла Золотая Рыбка…» позволил определить приоритетные нравственные установки школьников: они хотят быть здоровыми, для них важны любовь родителей и близких, наличие хорошей дружной семьи, они мечтают о процветании Родины, получение высшего образования, по их мнению, должно стать доступным для всех. В ходе педагогического эксперимента доказано, что воспитание нравственных ценностей оказывает влияние на все сферы развития личности, обусловливая становление их активной позиции, гражданственности. Результаты эксперимента позволили реализовать цели и задачи исследования.
Старшеклассники стали более требовательны к себе, внутренний мир старшеклассников совершенствуется и развивается, идет большая духовная работа и переоценка нравственных ценностей и взглядов, что очень важно для духовнонравственного роста учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственные качества как
психологические образования в
структуре личности подростка являются
результатом воспитания как специально
организованного
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены основные научные результаты.
На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы. В дипломной работе доказывается, что при создании определенных педагогических условий воспитателем и при правильном подборе метода и форм воспитания формирование нравственных ценностей учащихся будет эффективней.
Нравственные ценности человека, ориентированные на добро, уважение, совестливость, воспитываются в процессе непрестанного взращивания и «творения» добра. Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностноориентированном подходах.
Информация о работе Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната