Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать)

В технологии моделирования  воспитательной системы особое место  отводится классному руководителю, как главному участнику и заинтересованному  лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Основными направлениями  в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей  у старшеклассников являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация  эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды  и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и  школы по воспитанию нравственных ценностей  у учащихся.

Педагогическими условиями  для успешного формирования нравственных ценностей у старшеклассников выступают педагогическая поддержка воспитателя в смыслопоисковой деятельности старшеклассников, создание воспитателем нравственных личностно-ориентированных ситуаций, создание воспитательной среды, осуществление этической защиты воспитанников и личный пример. Только комплексное создание условий дает возможность успешной деятельности воспитателя по развитию нравственных ценностей старшеклассников в воспитательной системе класса.

В исследовании для построения концептуальной модели разработана  программа воспитания нравственных ценностей старшеклассников через  систему тематических циклов занятий. Цели и задачи программы: воспитание нравственных ценностей путем ознакомления учащихся с правилами нравственного  поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного  содержания; ознакомление с правилами  культурной жизнедеятельности и  поведения в различных жизненных  ситуациях; формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентации.

В работе, на основании полученных теоретических данных, мы определили проблемы нравственного развития личности, выявили механизмы нравственного воспитания; рассмотрели направления развития теории и методики воспитания нравственных качеств у подростков старшего возраста.

После этого был организовано и проведено экспериментальное  исследование проблемы нравственного  развития подростков. Полученные результаты показали, что уровень нравственного  развития школьников недостаточно высок, на основании чего были подобраны методы формирования нравственных качеств у старшеклассников. Также проведенное анкетирование родителей учащихся в начале эксперимента еще раз доказал необходимость работы воспитателя в направлении нравственного развития  своих подопечных.

 Для выявления эффективности  подобранной программы мы провели  контрольное обследование уровня  нравственного развития подростков  школьников, в результате которого  была выявлена положительная  динамика в уровне нравственного  развития. Таким образом, нами  были выполнены поставленные  в начале исследования задачи и достигнута первоначальная цель.

Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по созданию в классе благоприятного климата посредством учета педагогических условий позволит обеспечить воспитателям успешное развитие нравственного потенциала старшеклассников.

Перспективы дальнейшего  обращения к проблеме формирования начал нравственного сознания подростков могут быть представлены рядом возможных  направлений: уточнение возрастных и индивидуальных особенностей развития начал нравственного сознания старшеклассников; пересмотр возрастных возможностей освоения современными школьниками нравственных представлений, понятий и др.; обновление содержания социально-нравственного воспитания школьников и разработка стандарта школьного образования как результата осмысления обществом необходимости выработки национальной нравственной идеи, а также единых, общечеловеческих взглядов на проблему добра и зла и др.

В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у воспитанников интерната отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться. Полученные в ходе эксперимента результаты стали подтверждением данного предположения. Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость положений гипотезы в формировании нравственных ценностей старшеклассников. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М: изд-во Дом Ш. Амонашвили. 1996. – 494 с.

2.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль. – 1988. – С. 15-45.

3.Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для технологий. 2002. – 272. с.132

4.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. – 2000. №3. – С. 60-65.

5.Антология мировой философии. В 4-х т. – М.: Мысль /Под ред. Н.С. Нарского идр. Т.2. – 1971. –360с.

6.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды – М.:Педагогика 1989. – 558с.

7.Бекетова Н.В. Воспитание  личного духа как проблема  национальной школы //Стандарты  и мониторинг в образовании.  – М. - 2002. №2. – С. 15-32.

8.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. 2008. – 192с.

9.Богдан С.В. Педагогическое  стимулирование нравственного воспитания  младших подростков во внеклассной  деятельности школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Оренбург. 2007. – 19 с.

10.Богуславский М.В. Генезис  гуманистической парадигмы образования  в отечественной педагогике начала  XXвв. //Педагогика. – 2000. №4. – С. 11-17.

11.Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья //Педагогика. – 2000. №9. – С. 15-22.

12.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. – №4. – С.23-31.

13.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студ. пед. ин-ов. – 7-е изд., исправ. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 223с.

14.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: РГПУ. 2007. – С. 18-34.

15.Бондаревская Е.В. Смыслы  и стратегии личностно-ориентированного  воспитания //Педагогика. – 2001. №1. С.17-24.

16.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: РГПУ. 2000. – 352с.С.96.

17.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. – 2007. №6. – 29-36с.

18.Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишина Основы современного гуманизма /Под ред. В.А. Кувакина, А.Г. Круглова М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 350 с.

19.Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ быта. //Монография. – Волгоград: Перемена. 2005. – 225с.

20.Бочарова Н.И., Тихонова  О.Г. Организация досуга в семье:  Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия. 2001. – 208с.

21.Валиева Л.И. Ориентация  учащихся общеобразовательной школы  на нравственные ценности. Дис. канд. пед. наук. – Петрозаводск. 1997. – 168с.

22.Валицкая А.П. Российское  образование: Модернизация и свободное  развитие //Педагогика. – 2001. №7. –  С.3-7.

23.Васильева Л.В. Личностно-ориентированная  воспитательная деятельность как  условие повышения эффективности  образования учащихся: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск. 1999. – 176с.

24.Власова Т.И. Диагностика  индивидуальной культуры современных  школьников (Аксиологический подход) //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. №2. – С. 35-41.

25.Воспитание будущего  учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. – Н. Новгород: НГПУ. 2001. – 107с.

26.Воспитание детей в  школе: Новые подходы и новые  технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. – М.: Новая школа. 1998. – 208с.

27.Гончарова С.Б. Зарождение  личностного подхода в русской  классической педагогике и культуре XVII-XIX веков //Стандарты и мониторинг  в образовании. – 2002. №2. – С. 27-29.

28.Гребенкина Л.К., Анциферова  Н.С. Технология управленческой  деятельности заместителя директора  школы. – М.: Центр «Педагогический  поиск». 2000. – 160с.

29.Григорьев Д.В. Педагогическая  поддержка поиска старшеклассниками  ценностных смыслов жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наук М. 2000. 24 с.

30.Гурова Р.Г. Современная  молодежь: социальные ценности и  нравственные ориентации //Педагогика. – 2000. №10. С.32-38.

31.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – 2 изд. перераб. и доп. – М.: 1 (881), 1995. – Т.2. – 780с.

32.Дереклеева Н.И. Классный  руководитель: Основные направления  деятельности. – М.: Вербум-М.. 2001. – 64с.

33.Жуковский И.В. Этнокультурное  образование в многонациональном  регионе //Педагогика. 2001. №3. – С.37-40.

34.Зверева В.И. Образовательная  программа школы: структура, содержание, технологии разработки. – М.: Образовательный  центр «Педагогический поиск». 2000. – 170с.

35.Зверева Н.М. Десять  историй из жизни учителя. –  Н. Новгород: РЦПРРТ «Практика». 2002. – 91с.

36.Зверева Н.М. Практическая  дидактика для учителя. Учебное  пособие. – М.: Педагогическое  общество России. 2001. – 256с.

37.Зеньковский В.В. Русская педагогика в XXв. //Педагогика. – 1997. №2. – С. 73-89.

38.История философии Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. Книга 4. /Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М. 1999. – С. 10-49.

39.Карнеги Д. Как вырабатывать  уверенность в себе и влиять  на людей, выступать публично: Пер. с англ. /Общ. ред. и предл. В.П. Зинчекова и Ю.М. Жукова: – М.: Оникс. 1994. – 208с.

40.Карнеги Д. Как завоевывать  друзей и оказывать влияние  на людей. Пер. с англ. / Общ. ред. и предл. В.П. Зинчекова и Ю.М. Жукова: – М.: Прогресс. 1989. – 288с.

41.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Метод. пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Педагог. поиск. - 2000. – 160с.

42.Кон Л.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение. 1982. – 203с.

43.Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравится жить, или психология личностного роста. – М.: АСТ-ПРЕСС. 2000. – 352с.

44.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. – 2002. №6. – С.11-40.

45.Кропоткин П.А. Этика. – М.: Политиздат. – 1991. с. 137.

46.Крутьев В.О. Круглый стол //Педагогика, №10. – 2001. – С. 17-20.

47.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 2009. – 192с.

48.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию – М.: ТЦ «Учитель». – 2010. – 287с.

49.Макаренко И.А. Деловые игры //Воспитание школьников. - 1996. №6. – С. 12-14.

50.Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и метод. материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России. 2000. – 230с.

51.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: МИРОС. – 2001. – 99с.

52.Мункуева А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Дис. канд. пед. наук. –Улан-Удэ. 1998. – 185с.

53.Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель Л.Д. Гуткина– М.: Центр «Педагогический поиск». - 2010. – 143с.

54.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

55.Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. 2009. С.85

56.Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. Уче  бн. заведений – 5-е изд. перераб. и дополн. – М.: Школа-Пресс. 2010. – 512с.

57.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2009. – 160с.

58.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВПАДОС. – 2007. – кн.1. – 573 с.; кн.2. – 255 с.

59.Рогалевич Н. Н. Краткий словарь философских терминов. –М.: Харвест. 2008.-832 с

60.Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. //Психология эмоций: тексты. – М. 1984.

61.Рожков М.И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань. 1989. – 34с.

62.Рожков М.И., Байбородова М.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2000. – 256с.

63. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии. /Под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика. 1973. – 423 с.

 64.Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. /Под ред. В.В. Пчелкина (отв. ред.) и др. – М.: Русский язык. 1988. – 608с.

Информация о работе Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната