Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных ценностей у старшеклассников…………………………………………………….8
1.2. Воспитательная система школы-интерната как фактор формирования нравственных ценностей у воспитанников………………...……31
Выводы…………………………………………………………………..….37
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы…..39
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………….54
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………....61
Библиография……………………………………………………………....65
Приложение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

показать.docx

— 169.93 Кб (Скачать)

Многолетняя продуктивная работа дает свои результаты. Ученики успешно  выступают на олимпиадах в разных городах, учащиеся старших классов  систематично выезжаю на сессию в г.Иркутск, для сдачи экзаменов в Иркутский Государственный Университет путей сообщения( ИРГУПС), где результаты учеников фиксируются в базе университета. Наиболее успешные из ребят будут приглашены обучаться в университет на бюджетной основе.

В школе-интернате работают 18 предметных кружков, 32 кружка по интересам, 5 спортивных секций, которые посещают 100% учащихся школы. На протяжении многих лет в школе существуют традиционные мероприятия, которые позволяют  развивать культуру взаимоотношений, уровень воспитанности учащихся.

Нахождение ребенка круглые  сутки в интернате имеет свои плюсы: это возможность осуществлять полноценно воспитательную деятельность с точки зрения воспитателя. Но существуют и минусы: ребенок находиться вдали  от родителей пять дней в неделю, поэтому очень бережно и чутко  нужно проводить время с воспитанниками, так как дети не получают того объема родительского внимания, нежели  воспитанники обычных школ. Ведь семья- залог успеха в воспитание высоконравственного  человека. Здесь необходимо выстроить  также правильную работу с родителями, чтобы достичь реального успеха.

Как и любое образовательное  учреждение, интернат имеет свою воспитательную систему.

Воспитательная система  – педагогическая система, включающая следующие задачи: формирование целостной  системы научных знаний о природе, обществе, человеке; развитие креативных способностей ребенка; воспитание ценностных отношений к окружающей действительности и к самому себе; развитие у учащихся стремления к самопознанию, самоорганизации и самоутверждению; формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых. Воспитательная система – ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цели воспитательной системы являются значимыми для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка; взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система – это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Следует подчеркнуть, что воспитательная система – открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

Воспитательная работа в  школе-интернате осуществляется комплексно:

составлена программа, которая  позволяет при ее  осуществлении  организовать воспитательную деятельность в интернате.

Цель программы — формирование нравственных ценностей у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства  гордости за свою страну;

• формировать потребности  и мотивы нравственного поведения;

• обогатить эмоциональный  мир детей;

• вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных  норм.

• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

 

Ожидаемые конечные результаты программы:

— формирование навыков  и привычек нравственного поведения;

— обогащение эмоционального мира детей и формирование у них  нравственных чувств;

— накопление и обогащение опыта нравственного поведения  средних школьников путем организации  их практической деятельности;

— формирование у детей  ответственности за свое здоровье;

— вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных  норм;

— снижение агрессивности  в поведении школьников.

 

Основное содержание программы нравственного воспитания, осуществляемого в школе-интернате № 22.

Программа включает в себя восемь блоков:

Первый блок — диагностический

Цель: проведение диагностических  исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

Второй блок — «Воспитание духовности»

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков  организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, конкурс «Добру откроется сердце», показ коллекции «Школьная мода».

Третий блок — «Здоровье плюс…»

Цель: формирование знаний о  здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения  к нему, профилактика вредных привычек.

Формы:  внеклассные формы  занятий (кружки, секции), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», Дни здоровья, конкурсные программы и т.п.), турниры, соревнования, походы.

Четвертый блок — «Новое поколение»

Цель: овладение школьниками  знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как  защитника Отечества, а также  ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.

Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной  символикой, коллективные творческие дела (игра «Лидер», презентации детских  объединений), конкурсы («Самое классное объединение», вариативных программ детских объединений), «Мир, в котором  я живу» и др., конкурсы чтецов.

Пятый блок — «Экология»

Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.

Формы: экологические праздники, марафоны, игры, выпуск листовок, газет, детское экологическое движение «Зеленая планета», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем  окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурсы «Знатоки природы — лучшие читатели», экологические десанты.

Шестой блок — «Исток»

Цель: повышение  компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация  сотрудничества школы и семьи  по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

Формы: психологопедагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.

Седьмой блок — «Красота спасет мир»

Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического  вкуса.

Формы: этические  беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи  с интересными людьми — художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.

Восьмой блок — «Трудовое, экономическое воспитание»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей  ценности, развитие потребности в  творческом труде.

Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.

Ведущее место в создании воспитательной системы занимает воспитатель  класса, обеспечивающий взаимодействие всех субъектов системы: от директора  школы до родителей и других значимых взрослых, включающих учащихся в воспитательную среду, ориентирующий их на воспитание нравственных ценностей. Зная общие  принципы построения воспитательной системы, можно смоделировать воспитательную систему класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Анализ философской, педагогической и психологической литературы позволяет  сделать вывод о сложности  и противоречивости данной проблемы.

Анализ философской литературы показал, что проблема воспитания нравственных ценностей является одной из важнейших  в истории развития философского знания. Становление теоретического знания о нравственных ценностях  прошло ряд этапов: от обращения  к внутреннему миру человека и  проявлению добродетелей в этических  знаниях ученых древности до божественного  их возвеличивания в Средневековье  и «возвращения» вновь к человеку, как ценности и самоценности бытия и нравственных основ жизни общества.

 Выявлено, что нравственные ценности являются одним из способов регуляции действий человека при взаимоотношении с природой, обществом, друг с другом. Нравственные ценности фиксируют в себе те нормы, идеалы, что составляют культуру межчеловеческих отношений и откладываются во многовековом опыте развития общества. Нравственные ценности воспроизводятся в повседневной деятельности побуждениями, оценками, убеждениями, поведением.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нравственное воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается  в историческом контексте педагогики в качестве важнейшей цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные  исторические периоды развития в  обществе складываются многообразные  нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к гуманному, т.е. человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой  совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению  друг к другу, природе, обществу во имя  добра (во благо).

 Сформированные нравственные  ценности позволяют определить  ценностные нравственные ориентиры  учащихся, стремление к идеалу, они  выполняют регулирующую функцию  в жизнедеятельности учащихся.

При изучении психолого-педагогической литературы обращено внимание, на то что процессуальная сторона исследуемой проблемы связана с гуманизацией воспитательного процесса в образовательных учреждениях, в деятельности классного руководителя, выступает в качестве важнейшей цели воспитания учащихся.

Следует сделать вывод  о том, что причинами нравственного  обнищания современных школьников являются: кризис общества, разрушение семейных отношений, ослабление нравственного  воспитания в современных школах, в деятельности классного руководителя.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что успешное формирование нравственных ценностей старшеклассников реализуется воспитателем с учетом комплекса педагогических условий, которые помогают создать обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических отношений, позволяющих воспитателю эффективно осуществлять свою деятельность.

Это взаимодействие воспитателя  с учителями-предметниками, психологом, методическим объединением; педагогическая поддержка воспитателем старшеклассников в их смыслопоисковой деятельности; создание воспитателем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями старшеклассников; создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные ситуации для становления нравственных ценностей у учащихся старших классов; этическая защита старшеклассников.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Цели, задачи  и содержание опытно-экспериментальной  работы

Нравственные качества представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, объединения (интеграции) в единую целостную личностную систему ранее воспитанных устойчивых способов поведения (нравственных привычек) и качеств с формируемыми.

В работе мы обращаем внимание на развитие нравственного потенциала подростков, главным образом, старшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения.

Мы считаем данный возраст особенно благоприятным для развития духовно- нравственного потенциала. При этом мы исходим из следующих положений:

Информация о работе Формирование нравственности у воспитанников школы-интерната