Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.
Введение
Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе
1.1. Проблемы изучения лингвистики текста
1.2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
Заключение
Список литературы
Второй этап (II класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.
Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью предлагаются задания на классификацию слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и т. п. и обобщение особенностей таких слов. В качестве существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось в I классе, но и характерные грамматические особенности.
На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:
Целенаправленная работа
над формированием понятия «имя
прилагательное»
Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных — значит, прежде всего, усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: день (какой?) теплый, ночь (какая?) теплая, утро (какое?) теплое.
Примерный вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.
Для наблюдения
предлагаются имена существительные
мужского, женского и среднего рода.
Подобраны такие имена
Таблица 1
Изменение имен прилагательных по родам
день какой? тепл... |
город какой? родн… |
шарф какой? син... |
ночь какая? тепл… |
деревня какая? родн... |
лента какая? син... |
утро какое? тепл… |
село какое? родн… |
платье какое? син... |
Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.
1. Имена прилагательные
в единственном числе
2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.
3. Имя прилагательное
мужского рода отвечает на
вопрос «какой?» и имеет
Изучая особенности прилагательных, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ьш, -ая, -ое, -ые, после мягких — -ий, -яя, -ее, -ие.
Согласно программе, у учащихся II класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.
Учащиеся овладевают следующим порядком действий:
1. Узнают, с каким существительным связано имя прилагательное, и определяют его род.
2. По роду имени существительного узнают род имени прилагательного.
3. Вспоминают окончание имени прилагательного этого рода и записывают его.
4. Сравнивают окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Третий этап (III класс).
Задачи работы на данном этапе:
1. Усовершенствование
знаний об имени
2. Развитие умения
точно употреблять
3. Формирование навыка
правописания падежных
Указанные задачи определяют содержание работы и ее направленность на развитие речи школьников. Новым для учащихся III класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Этот вопрос занимает центральное место.
Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе. Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
2. Определяет
род, число, падеж
3. Опираясь на
существительное, узнает число,
4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе
работы над навыком учащимся целесообразно
фиксировать ход своих
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний, поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.
Таблица 2
Склонение имен прилагательных
Ед. ч. |
Мн. ч. | |
м. и ср. р. какой? |
Ж. р. какая? |
какие? |
И. -ой, -ый, -ий |
-ая, -яя |
-ые, -ие |
Р. какого? -ого, -его |
какой? -ой, -ей |
каких? -ых, -их |
Д. какому? -ому, -ему |
какой? -ой, -ей |
каким? -ым, -им |
В. какой? какого? -ой, -ый, -ий, -ого |
какую? -ую, -юю |
какие? каких? -ые, -ие, -ых, -их |
Т. каким? -ым, -им |
какой? -ой, -ей |
какими? -тми, -ими |
П. о каком? -ом, -ем |
о какой? -ой, -ей |
о каких? -ых, -их |
На первом этапе работы при выполнении упражнений учащимся можно разрешить пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.
Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности.
Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе, как начальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительного, а последние, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член). Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляется произношению (-ова, -ева).
Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Необходимо сопоставить окончания прилагательных и окончания существительных в творительном падеже.
При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно, если предложить им с помощью указанной выше таблицы просклонять имена прилагательные (например: веселая ранняя песенка). Важным условием формирования навыка правописания окончаний является упражнение в употреблении прилагательных в речи.
Итак, усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
Для изучения уровня
сформированности навыков создания
текстов описательного
Цель констатирующего этапа: проведение первичной диагностики уровня сформированности у учащихся навыков в создании текстов описательного характера.
Для выявления
уровня сформированности навыков составления
текстов описательного
В качестве критериев для определения уровня сформированности навыков в создании текстов описательного характера были взяты:
1. количество
употребленных прилагательных
2. качество употребленных
прилагательных в тексте (использование
средств выразительности,
3. самостоятельность в составлении описания.
Каждый критерий имеет свои показатели:
1. Умение использовать имена прилагательные в тексте.
2. Умение использовать выразительность имен прилагательных.
3. Умение логически верно самостоятельно составить описание.
Сопоставление уровней сформированности навыков создания описательных текстов по всем выделенным критериям позволит определить общий уровень сформированности навыков у школьников.
Диагностика количества использования имен прилагательных в тексте.
Низкий уровень – в тексте-описании использовано 1-2 прилагательных или отсутствуют вовсе.
Средний уровень – в тексте использовано 3-4 имени прилагательных.
Высокий уровень – в тексте описании более 4 слов прилагательных.
Результаты диагностики использования имен прилагательных в тексте.
Имя ребёнка |
Количество прилагательных в тексте |
Количество баллов |
Уровень количества использования |
Иван Б. |
2 |
2 |
Низкий |
Наталья А. |
1 |
1 |
Низкий |
Ольга К. |
4 |
4 |
Средний |
Александра М. |
3 |
3 |
Средний |
Софья Н. |
1 |
1 |
Низкий |