Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.

Содержание

Введение
Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе
1.1. Проблемы изучения лингвистики текста
1.2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая печать.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

ландыш.

На подготовительном этапе большое внимание следует уделять

анализу готовых  текстов. Например:

«Послушайте рассказы-загадки  о животных. Догадайтесь по признакам, о ком идёт речь».

1. Зверь этот  живёт в лесу. Зубки у него  острые, рыльце тоненькое.

Шерсть пушистая, рыжая. Шубка тёпленькая. Хвост пушистый. На груди

жилет, а на шее  белый галстук. Зверь этот хитрый.

2. Это хищная  птица. У неё крупные красноватые  глаза. Это ночная

птица. Её громкое  уханье многих пугает по ночам.

Учителю необходимо предлагать задания на сравнение  предметов по различным основаниям. К примеру,

Сравни по величине: деревню и город, вишню и арбуз, муравья и

медведя, мяч  и Землю, ласточку и ястреба, трамвай и поезд.

Например, сравни чай и молоко по плану:

1. Что это  такое?

2. Откуда и как получается?

3.Как используется?

 Сравни розу и гвоздику, лошадь и собаку, стол и стул по плану:

1. Сходства.

2. Различия.

3. Вывод.

Таким образом, до знакомства детей с понятием «имя прилагательное» следует проводить большую пропедевтическую работу со словами, обозначающими признаки предметов: подбор признаков к предмету с опорой на иллюстрацию и без неё, отгадывание по предложенным признакам самого предмета, сравнение предметов по признакам и так далее.

На  втором этапе (после знакомства с термином «имя прилагательное») можно использовать следующие упражнения.

Учитель предлагает ученикам текст, в котором описана  природа. Дети

читают текст, анализируют, какие имена прилагательные помогают нарисовать картину природы. Затем, чтобы понять, какую роль играют имена

прилагательные  в тексте, учитель использует приём  лингвистический эксперимент: нужно  зачеркнуть карандашом все имена  прилагательные и прочитать текст  без них. К примеру, можно предложить такой текст, в котором  описывается лес летом.

В лесу летом

         Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зелёные ёлочки выгибают колючие ветви, красуется белая берёзка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул большим шатром свои вырезные листья.

(К.Д. Ушинский)

         После завершения эксперимента дети делают вывод о роли имён прилагательных в нашей речи: без них речь наша становится не такой выразительной, яркой, точной. Исчезают картины, которые «рисуют» имена прилагательные.

По словам учителя, остаётся только констатация фактов.

Анализ двух текстов (с именами прилагательными  и без них) помогает убедиться  в коммуникативной целесообразности использования имён прилагательных, которые адекватно передают главную мысль текста.

Так же следует  предлагать детям тексты с описаниями животных, растений и так далее, с пропущенными именами прилагательными и названием самого предмета. К примеру,

 – Прочитайте  текст и определите, о ком идёт речь.

Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …,

а задние – … . Шубка у него … .

Дети убеждаются в том, что без имён прилагательных вообще неясно, о ком идёт речь. После знакомства с именами прилагательными и их ролью в тексте (знакомство с термином) подготовительная работа продолжается.

Задания на сравнение предметов

1. Прочитайте  слова.

Лето, мышка, зима, пёрышко, слон, камень.

Выберите из этих слов названия тех предметов, которые можно сравнить по определённому признаку. Назовите этот признак.

• зиму и лето – по температуре воздуха.

• мышку и  слона – по величине.

• пёрышко и  камень – по весу.

– А теперь попробуйте не просто сравнить, а показать, у какого предмета интересующий нас признак выражен сильнее, например, «зима холоднее лета», или «лето жарче зимы».

Итак, с помощью имён прилагательных можно не только точно назвать признаки предметов, но и показать степень проявления этих признаков, сравнить предметы. Главное в сравнении указать оба предмета.

2. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

Мел …, а уголь  … .

Перец …, а сахар  … .

Чемодан …, а  вата … .

Медведь …, а  муравей … .

3. Спишите пословицы,  вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, противоположные по смыслу.

 … слово  лечит, а … калечит. 

 … дело, лучше  … безделья.

 … сторона  – мать, а … – мачеха.

Кроме заданий  на описание животных (растений) и явлений природы на подготовительном этапе следует предлагать задания на описание неодушевлённых предметов. Например, «назовите предметы, которые есть у вас в классе. Какие слова-признаки можно к ним подобрать?» (работу можно выполнять как устно, так и письменно).

Специальные упражнения используются и для подготовки к письменному портретному описанию. Например, «Устно расскажите о своих

одноклассниках. Назовите имя и фамилию одноклассника. Подберите такое имя прилагательное, которое называет его положительное качество. К примеру, Коля Иванов добрый. Маша Киселёва красивая». Или, добавьте к именам существительным имена прилагательные, с помощью которых вы можете описать своих друзей. Цвет волос – …, глаза – …, рост – …, характер – … Пользуясь словарём, который у вас получился, устно опишите своих друзей.

Прочитайте  имена прилагательные.

Сильный, добрый – …

Хитрый, осмотрительный – …

Привлекательный, добродушный – …

Сильный, трусливый  – …

Красивая, приветливая, привлекательная, добрая, – ...

Красивая, злая, коварная – …

– Вспомните  по характеристикам, перечисленным выше, героев прочитанных сказок. Устно составьте рассказ о вашем любимом сказочном герое.

Начиная с первого класса (до знакомства с текстом-описанием), следует проводить устную работу по описанию иллюстраций. Покажем, как

это можно организовать.

 

– Рассмотрите  иллюстрацию.

– Подумайте, о чём хотел рассказать нам художник?

– Какое время  года изображено на иллюстрации? Как вы догадались?

– Что изображено на переднем плане иллюстрации?

– Можно ли догадаться, чем заняты ребята?

– Что хотел  донести до нас автор иллюстрации?

– Ребята, а какой заголовок можно подобрать к этой иллюстрации?

– Какими словами  можно описать действия ребят, деревья, цветы?

– Рассмотрите  всю иллюстрацию от дальнего плана к переднему, потом слева направо.

– Подумайте, что  можно сказать о летнем дне, о  занятии детей, их настроении?

– Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать такую иллюстрацию?

– Попробуйте теперь устно описать иллюстрацию.

Таким образом, в подготовительную работу вошло пропедевтическое

знакомство  со всеми тематическими группами текстов-описаний. Все описания, которые дети составляют устно и письменно, должны проводиться с опорой на натуру, а если описание по памяти, то простого по устройству знакомого предмета с чёткими внешними признаками, не требующими незнакомой лексики.

Теоретико-практический этап

Теоретико-практический этап обучения созданию письменных текстов-описаний, в свою очередь, складывается из следующих  направлений:

• знакомство с  типом текста – описанием (особенности);

• теоретико-практическое изучение текста-описания;

• написание  изложений повествовательного текста с элементами

описания и  сочинений-описаний.

Рассмотрим  данные направления подробнее.

 Знакомство с типом текста – описанием

Знакомство  с текстом-описанием происходит на уроке знакомства с тремя типами текстов. После того, как дети поработают какое-то время с текстом-повествованием, целесообразно начать более детальное знакомство с текстом-описанием.

В тексте-описании говорится о признаках предмета (одушевлённого или неодушевлённого) или явления, которые можно увидеть одновременно.

 Всё, о  чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать одним снимком.  К такому тексту можно поставить  вопрос:  какой предмет?

Теоретико-практическое изучение текста-описания

Теоретико-практическое изучение текста-описания включает изучение специфики текста-описания, формирование умения определять тему текста-описания, озаглавливать текст, по заголовку определять, о чём текст, изучение типов связи и средств связи, единый временной план текста, абзацы текста, работа над планом и композицией описания. На последующих уроках русского языка дети продолжают знакомиться с особенностями текста-описания.

Написание изложений повествовательного текста с элементами описания и сочинений-описаний

Изучив теоретические  основы создания текстов-описаний, учащиеся на протяжении обучения в начальной школе практикуются (но уже с опорой на теорию) в создании текстов-описаний на основе взаимосвязи их содержания, структуры и речевого оформления.

Таким образом, в начальной школе должна быть организована система работы по обучению созданию текстов-описаний. Эта работа направлена на формирование умений создавать текст-описание с опорой на знания о тексте вообще, его признаках, о структуре текста, композиционной особенности, знаний об особенностях создания текстов-описаний разных жанров.

Возьмем в качестве примера сочинение – описание игрушки. В подготовку к сочинению входит изучение истории появления игрушек, какие бывают игрушки, когда, к примеру, появилась первая мягкая игрушка, изучаются русские народные игрушки, дымковская и хохломская игрушка. Два урока идёт непосредственная подготовка к сочинению (как устроено сочинение-описание игрушки, учащиеся разбирают много готовых текстов с описанием игрушек).

Пример. Прочитай слова. Из слов каждой строчки составь предложение. Напиши предложения.

Есть, любимая, у, игрушка, меня.

Зайчик, это.

Шёрстка, зайчика, у, пушистая.

Очень, он, хорошенький.

Люблю, я, с, ним, играть.

На уроке  подробно разбирается каждая часть.

Первая часть  сочинения

Первая часть  сочинения называется вступление. Вспомните, о чём вы можете написать в ней. В первой части вы можете ответить на вопросы:

1. Какая есть  у тебя любимая игрушка?

2. Как её зовут?

3. Как она  появилась у тебя?

Вторая часть  сочинения

Вторая часть  сочинения основная. В ней вы опишете признаки своей игрушки: цвет, размер, какие у неё глаза, уши, нос, из чего сделана, во что одета.  Можно рассказать, где обычно в комнате находится эта игрушка.

Третья часть  сочинения

Третья часть  называется заключение. В заключении напишите, как вы играете со своей игрушкой, скучаете ли по ней, если расстаётесь надолго.

В конце сочинения  напишите, за что вы её любите.

Пример  сочинения-описания игрушки.

У меня есть любимая игрушка. Это кукла. Её зовут Лена. Мне её

подарила  тётя на Новый год.

Моя кукла небольшого размера. У неё голубые глаза. Волосы у неё длинные. Это её украшение. Я одеваю куклу в разные наряды. Самый любимый наряд это красное вечернее платье. Голова, ручки, ножки у Лены резиновые, а сама она мягкая. Ручки и ножки сгибаются. Кукла Лена сидит на диване.

Мне очень нравится моя кукла. Я с  ней никогда не расстаюсь.

 

Заключение

Проблема формирования навыков в составлении описательных текстов у младших школьников продолжает оставаться одной из актуальных в современной педагогической практике. Умение составлять тексты описательного характера тесным образом связано с изучением имени прилагательного на уроках русского языка.

Имя прилагательное делает текст образным, живописным. 
Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон  (по цвету,  форме,  размеру,  весу,  росту,  пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку. 
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии  красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления. 
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние. 
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность.  Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Информация о работе Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного