Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.

Содержание

Введение
Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе
1.1. Проблемы изучения лингвистики текста
1.2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая печать.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Создание письменного  текста-описания – более сложная работа, чем

создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.). Несмотря на то, что у ребёнка в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе. Такая необходимость вызвана:

1) жизненными  потребностями;

2) задачами современной  начальной школы, являющейся школой  развивающего обучения (требования  ФГОС начального общего образования

второго поколения).

Поэтому, нами были предложены методические приёмы для  формирования и развития навыков  создания текстов описательного  характера, в первую очередь при  изучении имён прилагательных.

 

Список  литературы

  1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989.- 285с.
  2. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. -1979. № 4. - С. 18-24.
  3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.//Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б.- М.: Просвещение, 1991 – С. 39-53.
  4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В Современный русский язык (4-е изд.). – М., 2001.- С. 183
  5. Ветлужских Т.Л. Образные коллизии в речи детей// Детская речь и пути её совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов – Свердловск – СГИ – 1989 – С.12 -21.
  6. Ветров А.А. Продуктивное мышление и ассоциация. – М., 1980.
  7. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.: Высшая школа, 1972.-С. 56-86
  8. Гальперин И.Р. О понятии «Текст» // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. М., 1974. - С.67-72..
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.- 256с.
  10. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1987, С. 3–17.
  11. Данилов В.В. Методика родного языка// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – С. 116-120.
  12. Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – С. 120-122.
  13. Джеймс У. Общая психология//Психология, - Глава XV
  14. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики – Саранск: МГУ имени Н.П. Огарёва – 1990 – С. 1-3, 6-8.
  15. Дудников А.В. Современный русский язык:. – М.: Высшая школа, 1990. – 424с.
  16. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск: Пеленг, 1992.
  17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.,1984.- 327с.
  18. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. Воронеж: Наука, 2000.
  19. Занков Л.В. О начальном обучении. – М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1963.- 74с.
  20. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2001.
  21. Касаткин, Л. Л. Русский язык: Учебник для студентов высших пед. учеб.заведений / Л. Л. Касаткин. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 768 с.
  22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 520с.
  23. Крылова Т.Ф. Методические основы развития речи на межпредметном уровне// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы:межвузовский сборник научных трудов – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена – 1987 – С. 51-76.
  24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.- 378с.
  25. Лапина И., Маталина Е., Секачев Р., Троицкая Е., Хайбуллина Л. Большой энциклопедический словарь – М., 2008 г. – 1248с.
  26. Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л.: Наука, 1967. – С. 122
  27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.
  28. Лернер И.А. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории//Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982.
  29. Лихи Т. История современной психологии// 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003 г. – 448 с.
  30. Лукьянчикова В.Н. Единство обучения и воспитания на уроках русского языка// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена – 1987 – С. 99-107.
  31. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.- С. 210-212
  32. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:Просвещение, 1971.-415с.
  33. М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта» – 2000 – с. 3-34, 97- 99, 104.
  34. Макеева С.Г. Воспитательные возможности урока русского языка//Проблемы развития речи учащихся начальных классов.: Межвуз. Сб. науч. Гр. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина – 1985. – С.15-24.
  35. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учено-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. Учеб. Заведений / Под ред. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  36. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение – 1980 – 240 с.
  37. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 1997.
  38. Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Просвещение, 1981. – С. 54.
  39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 424с.
  40. Обухова Л.Ф. Детская психология.-теории, факты, проблемы. - М.: Тривола,1995.- С. 287
  41. Политова Н.И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка. – М.: Просвещение – 1984 – 192 с.
  42. Попов Р.Н. и др. Современный русский язык. – М.: Просвещение, 1978.-463с.
  43. Прейтяк Л.Т. Активизация самостоятельной работы учащихся начальных классов: Пособие по спецкурсу для студентов факультета педагогики и методики начального обучения – Рязань: Рязанский ГПИ – 1984 – 90 с.
  44. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
  45. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1970 – 222 с.
  46. Русская грамматика – М.: Наука – 1980 – С. 540-572.
  47. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ «Академия» – 1999 – с.5- 78;
  48. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Начальная школа – 2009 - №8 –С.16
  49. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А.Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П.А.Леканта. -3-е изд., испр и доп. М.: Высшая школа, 2001. - 462с.
  50. СРЯ: Учебник для студентов пед. Инст.: В 3 частях. – ч. 2 – Словообразование. Морфология/Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение – 1987 – С. 120-134.
  51. Стеганцева, Т.А. Психолого-педагогическое исследование: методы организации, проведения и анализа / Т.А. Стеганцева, И.А. Аликин. - Красноярск : РИО КГПУ, 2002. - 86 с..
  52. Талызина Н.Ф. Усвоение существенных признаков понятий при организации действий испытуемых. / Доклады АПН РСФСР. – М., 1957, № 2.
  53. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., 1986. С. 55-58.
  54. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.-78с.
  55. Яцкевич Л.Г. Средства выражения предметности в русском языке // Вопросы языкознания. – 1984. - №1. – С. 82
  56. Ященко М.А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико-семантический аспект / Автореф. дис. канд. фил. наук. Череповец, 1999. - 24с.

 


Информация о работе Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного