Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.
Введение
Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе
1.1. Проблемы изучения лингвистики текста
1.2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
Заключение
Список литературы
При ориентации на разные критерии можно в первичной дифференциации остановиться на делении "научные и ненаучные тексты"; " художественные и нехудожественные тексты"; " монологический и диалогический тексты"; "моноадресатный и полиадресатный тексты" и др. Каждое из этих делений реально существует, но с точки зрения общей и единой типологии они некорректны: например, художественный текст, с одной стороны, попадёт в группу ненаучных, а с другой – одновременно в группы монологических и диалогических.
Во избежание
подобных скрещиваний следует
Так, Валгина классифицирует тексты так: по форме представления тексты могут быть устными и письменными, по характеру отражения действительности делят все тексты на художественные( характеризуются установкой на неоднозначность восприятия) и нехудожественные( характеризуются установкой на однозначность восприятия).[4, С.112]
Баранов М.Т. выделяет три смысловых типа текста: повествование, описание, рассуждение.[2, С.278]
Анализ научно-методической и лингвистической литературы по проблеме функционально-смысловых типов речи позволяет сделать вывод, что в понимании сущности и определении понятий “описание”, “повествование” и “рассуждение” сложились следующие основные направления:
1) повествование, описание, рассуждение – “роды разговоров” (М.В.Ломоносов);
2) повествование, описание, рассуждение – виды ученических сочинений ( Ф.И. Буслаев, Е.В. Белявский и др.);
3) повествование, описание, рассуждение- жанры школьных сочинений (Т.А. Ладыженская);
4) повествование,
описание, рассуждение –функционально-
Мы будем пользоваться термином “функционально-смысловые типы речи”, поскольку в нём отражён полный подход к речи.
Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определённым обобщённым значением, которое выражается определёнными языковыми средствами [7, С.268]. В любом тексте, наряду с конкретным содержанием, можно определить его типовое содержание, свойственное многим текстам: о действиях предмета, о предмете и его признаках, о причинно-следственных связях чего-то с чем- то, об оценке чего-либо. От типового содержания текста зависят некоторые особенности его построения и использования языковых средств. Вот почему при обучении созданию текстов имеет смысл разграничивать их по типовому содержанию, или по типам речи.[21, С.97]
Повествование
– смысловой тип речи, в котором
описываются события в
Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.
Основная функция повествования –информативная (целая установка –сообщить, рассказать).
Описание –
тип речи, в котором описываются
признаки предметов, явлений, животных.
Описания предназначены для
Рассуждение – тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры.
Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. Композиция рассуждения обычно имеет следующие части: тезис, то есть та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство, аргументы; вывод, то есть подтверждение тезиса.
Смысловые разновидности рассуждения: 1) обоснование признака; 2) действия; 3) обусловленного действия; 4)оценочного состояния; 5) возможности, необходимости.
Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи.
Наблюдая окружающую нас действительность, мы нередко даём оценку действиям предметов, состоянию среды или человека.[9, С.362]
Оценка – передача субъективного плана речи. Субъективный план повествования, описания, рассуждения является неотъемлемым качеством всякой внутренней свободной речи. Он создаётся с помощью эмоционально-выразительных средств. Экспрессия выражается не только лексическими и фонетическими средствами, но и чисто грамматическими.[7,С.312]
Поскольку чистые типы повествования, описания, рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: "текст с преобладанием того или иного типа"; "рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов".
1.2. Лингвистические
основы изучения имени
В многочисленных трудах по морфологии
русского языка наблюдаются различия
в трактовке имени
Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа”. [46]
Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного легла в основу следующего определения:“Имя прилагательное – часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме в форме грамматической зависимости от имени существительного…” [46].
Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов говорят, что имена прилагательные «обозначают признак предмета и выражают грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже»[50]. Эти авторы определяют значение признака как «категориальное», понимая под признаком широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов.
Эти качества классифицируют следующим образом:
В пособии Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова [50] содержатся следующие сведения: признак, который выражается именем прилагательным, отнесен к предмету (синее небо, каменный дом, высокое напряжение, забавная история) и не мыслится в отвлечении от предмета – почему прилагательное всегда связано с существительным – носителем признака. Они указывают на специальные признаки, предмет может:
В описании характерных признаков имени прилагательного также имеются расхождения, хоть и незначительные.
Все авторы пишут о свойственных
имени прилагательному
Род, число и падеж имени прилагательного – это грамматические категории, указывающие на то, что признак принадлежит предмету (лицу). Так, в словосочетании теплый день род, число, падеж прилагательного не имеют самостоятельного значения, а лишь повторяют род, число, падеж существительного, не внося в них каких-либо дополнительных значений. То есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи (согласование) с существительным и выразителем синтаксического отношения (определение) к существительному. В предложениях имя прилагательное обычно выступает в функциях определения или именной части составного сказуемого.
Таким образом, имя прилагательное
как часть речи характеризуется
частнограмматическими
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В 1 классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»; во 2 классе изучаются изменения имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных. В программу изучения имени прилагательного в 3 классе включается лексикологический материал: наблюдение над лексическими значениями слова, многозначностью слов, синонимами, антонимами. Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний.
Одновременно на уроках русского языка и чтения вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного, поэтому для понимания имен прилагательных важно уже с I класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В I классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, во II и III классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.
Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Например, учащиеся нередко относят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества.
Первый этап (I класс). Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д. Следовательно, для формирования понятия необходимо раскрыть данное многостороннее значение прилагательных.
Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая…
Осознанию учащимися роли имен прилагательных в речи способствует задание, направленное на сравнение текстов, содержащих имена прилагательные, с текстами, в которых данная часть речи отсутствует. В процессе работы обращается внимание учеников на то, что имена прилагательные способствуют точности описания.
Правильная постановка вопросов «Какой? Какая? Какое?» по своей сути связана с пониманием синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только во II классе, первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов: помидор (какой?) спелый, слива (какая?) спелая, яблоко (какое?) спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос «Какие?», и слов, отвечающих на вопросы «Какой? Какая? Какое?» (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.
Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные, например, описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями, учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:
1. Распространение предложений.
2. Восстановление
3. Составление рассказов по картинке и опорным словам.
Такого вида упражнения
развивают умение не только точно, но
и грамматически правильно