Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа

Описание работы

цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ лена.docx

— 254.19 Кб (Скачать)

Результаты  подтвердили недостаточный (низкий) уровень развития навыков учебной деятельности в обеих исследуемых группах.  11, 6 % имеют высокий уровень, 38, 4 %  - средний исходный уровень, 50 % - низкий уровень развития навыков учебной деятельности. Соответственно, нами было сделано заключение о необходимости поиска и разработки более эффективных путей формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта с привлечением системы специальных средств и приемов.

С этой целью был организован  и проведен формирующий эксперимент, направленный на процесс более эффективного формирования учебных навыков и учебной деятельности в целом, активизации познавательного интереса, произвольности, саморегуляции, самостоятельности, повышение их волевых возможностей.

 Реализация предложенной нами  методики привела к положительным изменениям в качественных и количественных показателях в экспериментальной группе. Хорошего уровня сформированности навыков учебной деятельности достигли 23 %, среднего - 53, 8 % и низкого - 23 % учеников.

Соответственно, предложенная нами методика оказала эффективное влияние на формирования навыков учебной деятельности на уроках русского языка средствами дидактических игр и подтвердила гипотезу исследования.

Заключение

 

Современные условия характеризуются  гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, организации всего коррекционного образовательного процесса. В связи с этим особое значение приобретает тема повышения эффективности учебной деятельности и учебных навыков, так как от успешного их развития и применения в определенных ситуациях будет успешно складываться процесс обучения детей. Большую роль в этом отводится таким средствам как дидактическая игра, которая  входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Именно эти аспектам  и посвящено наше исследование, а именно изучению особенностей навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта и поиску приемом повышения эффективности формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Младший школьный возраст  является особо важным в формировании учебных навыков, умений и знаний, мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, становления личностной сферы. Это особый возрастной период, где учебная деятельность должна стать ведущим видом деятельности. Об этом в своих исследованиях говорили Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Егоров, И. А. Зайцева, А. Н. Леонтьев, Б. И. Пинский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.

В связи с этим, вопросы разработки методики по формированию навыков учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка является актуальными и заслуживают должного внимания в контексте нашего времени как со стороны ученых, так и со стороны учителей и воспитателей специальных (коррекционных) учреждений.

Касаемо процесса изучения русского языка как дисциплины, то у детей с нарушением интеллекта специфичен и сложен вдвойне в силу их дефекта, что в свою очередь подтверждают Н. Г. Агаркова, А. Аксенова, Н. Г. Галучникова и многие другие.

Но тем не мене, процесс обучения, успешного овладения данной дисциплиной, а также формирование навыков учебной деятельности на уроках русского языка и общеучебных навыков - важный процесс для детей с нарушением интеллекта как в личностном, интеллектуальном, так и социальном отношении. И поэтому так важно, чтобы школьник работал активно и увлеченно, чувствовал себя уверенно, правильно вел себя в процессе учебной деятельности, адекватно строил свое общение.

Ю. П. Азаров, М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, О. С. Газман, Н. К. Крупская. А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. В. Менджерицкий,                  В. С. Мухина, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейнн, В. А. Сухомлинский,                К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и многие другие большое значение придавали дидактической игре как мощному средству эффективного интеллектуального развития и личностного развития.

Основываясь на этом, мы взяли дидактическую игру как средство в работе по формированию учебных навыков на уроке русского языка, способному превратить учебный процесс в творческий процесс, позволяющий детям с нарушениями интеллекта наиболее эффективно усваивать необходимый материал, вырабатывать и закреплять необходимые умения и навыки.

Теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме нашего исследования, изучение и анализ педагогического опыта дефектологов-практиков позволил разработать и организовать основу опытно - экспериментального исследования: проведение констатирующего, формирующего этапов эксперимента, получение результатов. Целью их стала проверка и подтверждение выдвинутой нами гипотезы, а именно того, что процесс формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка будет более эффективным, если в работе будут использованы такие средства обучения как дидактическая игра.

Основной целью констатирующего  этапа эксперимента стало выявление  исходного уровня развития учебных навыков младших школьников с нарушением интеллекта. В работе по выявлению характера и уровня имеющихся навыков учебной мы опирались на характер и уровень развития основных видов навыков (интеллектуальные навыки учебной деятельности, организационные навыки, коммуникативные навыки); особенности сформированности предпосылок к освоению учебной деятельности (мотивация, произвольность, саморегуляция, самостоятельность в исполнении).

Результат исследования констатирующего характера подтвердил недостаточный (низкий) уровень развития навыков учебной деятельности в обеих исследуемых группах. 3 ученика (11, 6 %) имели высокий уровень учебных навыков, 38, 4 % (13учеников) - средний исходный уровень и большинство 50 % (10 детей) - низкий уровень развития навыков учебной деятельности.

Это доказало необходимость разработки более эффективных путей формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта с привлечением системы специальных средств и приемов (дидактических игр).

С этой целью был организован  формирующий эксперимент, направленный на процесс более эффективного формирования учебных навыков и учебной деятельности в целом, активизации познавательного интереса, произвольности, саморегуляции, самостоятельности, повышение их волевых возможностей.

 Предложенная нами методика, оказалась эффективной и привела к положительным изменениям в качественных и количественных показателях в экспериментальной группе и подтвердила гипотезу исследования. Вырос хороший уровень сформированности навыков учебной деятельности (23 % детей), средний – (53, 8 % учащихся) и сократился низкий – (23 % учеников), тогда как особых положительных изменений в контрольной группе не наблюдалось.

Кроме того, по истечению эксперимента, основываясь на важности учебного процесса, сложности в изучении предмета, особенности детей с отклонениями интеллекта нами были разработаны и предложены методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка. Данные рекомендации по улучшению процесса формирования учебных навыков и использованию дидактических игр на уроках способны впоследствии стать полезными учителям и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений в качестве дополнительного материала не только на своих уроках.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить об эффективности разработанной системы работы, способствующей  более эффективному формированию навыков учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка, что подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы и адекватность педагогических условий ее подтверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Аксенова, Э. Г. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы / Э. Г. Аксенова, А. К. Якубовская. - М. : Просвещение,             2001. – 374 с.
  2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск : Университет, 1990. - 559 с.
  3. Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева. - Новосибирск, 1993. -  С. 234 - 272.
  4. Байкова,  Л. А. Технология игровой деятельности : учебное пособие /                  Л. А. Байкова и [др.]. - Рязань : Издательство РГПУ, 1994. - 120 с.
  5. Балашов, М. М. Дидактическая игра на уроке : Игру любят все! /                 М.М. Балашов // Школьные технологии. - 1998. - № 5. - С. 137 - 140.
  6. Баранов, С. П. Проверка и оценка знаний / С. П. Баранов,                             В. А.  Сластенин. - М. : Педагогика, 1986. - 238 с.
  7. Бескоровейная,  Л. С. Современные уроки русского языка: 1 - 2 классы / Л. С. Бескоровейная. – Ростов - на - Дону , 2002. - 384 с.
  8. Беспалько, В.  П.  Слагаемые педагогической технологии /                              В. П. Беспалько // Русский язык в школе, 1989. - № 6. -  С. 29 - 45.
  9. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С. М. Бирюков // Начальная школа, 2009. - № 10. - С. 23 - 43.
  10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /             Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2000. - 433 с.
  11. БСЭ : в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова. -  М. : Советская энциклопедия, 1974. - Т. 18. - 632 с.
  12. Венгер, А. А. Педагогика способностей / А. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1973. - 268 c.
  13. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии /                   Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2007. - 384 с.
  14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.               В. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2004. - 322 с.
  15. Воронина, Л. П. Методические   рекомендации  для учителей по формированию умений организации учебной деятельности у школьников /                  Л. П. Воронина, О. С.  Снисаренко. - Киев, 1992. - 48 с.
  16. Выготский, Л. С. Проблема  развития   способностей  /  Л. С. Выготский //  Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - 331 c.
  17. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. :                       АСТ, 2011. - 637 с.
  18. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. - М. : МГУ, 1968. - 135 с.
  19. Галунчикова, Н. Г. Русский язык (вспомогательная школа) /                      Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2003. - 473 с.
  20. Гарипов,  Х. Играя - воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. - 2007. -                № 3. - С. 72 - 74.
  21. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А. Н. Граборов. -          М. : Издательство: Классикс Стиль, 2005. - 288 с.
  22. Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 218 с.
  23. Дьяченко, М. И. Психологический словарь - справочник /  М. И.  Дьяченко,  Л. А.  Кандыбович.  -  М. :  АСТ, 2001. - 576с.
  24. Егоров, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егоров. - М. : Наука, 2003. - 382 с.
  25. Егошина, Е. В. Методика исследования мотивов учения /  Е. В. Егошина // Начальная школа. - 2005. -  № 6. - С. 67 - 99.
  26. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся /            Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2001. - 336 с.
  27. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте /                     О. Е. Жиренко. - М. : ВАКО, 2004. - 320 с.
  28. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева,  В. С. Кукушкин. - Ростов - на - Дону, Издательский центр «МарТ», 2002. - 382 с.
  29. Запорожец,  А. В. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец,  Т. А. Маркова. - М. : Наука, 1987, с. 63 - 82.
  30. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2007. - 483 с.
  31. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : Учебник для вузов /                     И. А. Зимняя. - М. : «Логос», 1999. - 384с.
  32. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : «БУК-МАСТЕР», 1999. - 191 с.
  33. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 49 - 52.
  34. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические  труды : в 2 т. / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. - 384 с.
  35. Краевский, В. В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников / В. В. Краевский, А. В. Усова. – М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1989 . - 192 с.
  36. Ксенофонтова, Г. Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива (из опыта работы) / Г. Ф. Ксенофонтова // Дефектология. - 2001. - № 5. - С. 37 - 64.
  37. Кулько,   В. А.   Формирование   у   учащихся   умений  учиться:  Пособие  для  учителей  /  В. А.  Кулько,  Т. Д.  Цехмистрова.  - М. :  Просвещение, 1983. - 80 с.
  38. Кунантаева, Д. Д. Проблема определения детского игрового пространства / Д. Д. Кунантаева // Воспитание школьника. - 2005. - № 6. - С. 21-23.
  39. Лаврентьев, В. В. Значение игры в работе с детьми / В. В. Лаврентьев // Начальная школа, 1999. -  № 5. -  С. 47 - 53.
  40. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М. : Просвещение, 2000. - 388 с.
  41. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1999. -  №6. - С. 58 - 63.
  42. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : Просвещение,  2000. - 766 с.
  43. Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии  / Б. Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1991. - 296 с.
  44. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
  45. Минский, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минский. - М. : Просвещение, 1979. - 182 с.
  46. Морозова, Н. Г. Учителю  о  познавательном интересе /  Н. Г. Морозова. - М. : Просвещение, 1999. - 95 с.
  47. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии   в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. - Ростов - на - Дону : «Феникс»,                    2004. - 384 с.
  48. Наумова, О. В. Урок русского языка в I классе: Система Л. В. Занкова / О. В. Наумова // Начальная школа. - 2002. - № 12. - С. 57 - 62.
  49. Нижегородцева,  Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
  50. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю.  Шведова. - М. : Вече, 2006. - 943 с.
  51. Первушина, В. Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? /           В. Е. Первушина. - СПб. : Вектор, 2007. - 287 с.
  52. Перусинский, В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг / В. В. Прусинский. - М. : Новая школа, 1994. - 368 с.
  53. Пехливанова, К. И. Грамматика русского языка в иллюстрациях /                  К. И. Пехливанова, М. Н. Лебедева // Русский язык. - 2000. - № 4. -  С 78 - 85.
  54. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. - М. : Просвещение, 1969. - 381 с.
  55. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1962. - 150 с.
  56. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении / П. И. Пидкасистый . - М. :  Педагогика, 1980. - 184 с.
  57. Прокопович,   Ю. А.  Особенности  формирования  общеучебных  умений  и  навыков первоклассников / Ю. А. Прокопович //  Начальная школа. - 2007. - № 6 . -  С. 36 - 38.
  58. Психологический словарь / под ред.  А. В. Петровского. - М. : Энциклопедия, 1990. - 846 с
  59. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов. - М. : Академия, 2001. - 272 с.
  60. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи : Практический  курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. - М. : АРКТИ, 2003. - 104 с.
  61. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника /                 С. Л. Рубенштейн. -  М.  : Просвещение, 1986. - 192 с.
  62. Рябчикова,  Т. Б. Грамматика: 1 класс / Т. Б. Рябчикова // Начальная школа - 2004. - № 10. - С. 26 - 28.
  63. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. - М. : АРКТИ, 2007. - 400 с.
  64. Сальникова, Т. П. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Т. П. Сальникова. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 240 с.
  65. Сиденко, А. В. Игровой подход в обучении  / А. В. Сиденко // Народное образование, 2000. - № 8. - С. 14 - 19.
  66. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000. - 544 с.
  67. Ступницкая,   М. А.  Диагностика   уровня   сформированности   общеучебных  умений и навыков школьников / М. А. Ступницкая // Школьный психолог. - 2006. - № 7. - С. 20 - 29.
  68. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной  деятельности  учащихся / Н. Ф. Талызина. - М. : Знание, 1983. - 96 с.
  69. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. - М. : АПН РСФСР, 1950. - Т. 6. - 267 с.
  70. Федорова, Л. А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л. А. Федорова // Аспирант и соискатель. - 2005. - № 6. -                         С. 128 - 135.
  71. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.
  72. Хабиб, Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся  / Р. А. Хабиб. - М. : Педагогика, 1999. - 211 с.
  73. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. - М. : Академия, 2005. - 593 с.
  74. Щедровицкий, Г. П.  Методические замечания к педагогическим исследованиям игры / Г. П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. - М. : Просвещение, 2003. - 164 с.
  75. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Академия, 2000. - 593 с.
  76. Эльконин, Д. Б. Детская психология. Учебное пособие для вузов /             Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2011. - 384 с.
  77. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
  78. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. - М. : Просвещение, 2004. - 547 с.

 


Информация о работе Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка