Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, дипломная работа
цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие важные задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме научного исследования.
Определить имеющийся уровень развития навыков учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Определить содержание, разработать и внедрить методику работы, построенную на основе дидактических игр.
Проверить эффективность предложенной методики формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.
Составить методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретический аспект формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка……….9
Характеристика и значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………….9
Проблема формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...21
Дидактическая игра как средство формирования навыков учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………………………………………………………………….29
Формирование навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка…………………………….......40
2.1. Методика и результаты констатирующего исследования………………40
2.2. Методика формирующего эксперимента………………………………...56
2.3. Результаты формирующего эксперимента……………………………….72
2.4.Методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка………………………………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………….87
Список использованных источников…………………………………………...…91
Результаты подтвердили недостаточный (низкий) уровень развития навыков учебной деятельности в обеих исследуемых группах. 11, 6 % имеют высокий уровень, 38, 4 % - средний исходный уровень, 50 % - низкий уровень развития навыков учебной деятельности. Соответственно, нами было сделано заключение о необходимости поиска и разработки более эффективных путей формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта с привлечением системы специальных средств и приемов.
С этой целью был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на процесс более эффективного формирования учебных навыков и учебной деятельности в целом, активизации познавательного интереса, произвольности, саморегуляции, самостоятельности, повышение их волевых возможностей.
Реализация предложенной нами методики привела к положительным изменениям в качественных и количественных показателях в экспериментальной группе. Хорошего уровня сформированности навыков учебной деятельности достигли 23 %, среднего - 53, 8 % и низкого - 23 % учеников.
Соответственно, предложенная нами методика оказала эффективное влияние на формирования навыков учебной деятельности на уроках русского языка средствами дидактических игр и подтвердила гипотезу исследования.
Заключение
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, организации всего коррекционного образовательного процесса. В связи с этим особое значение приобретает тема повышения эффективности учебной деятельности и учебных навыков, так как от успешного их развития и применения в определенных ситуациях будет успешно складываться процесс обучения детей. Большую роль в этом отводится таким средствам как дидактическая игра, которая входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Именно эти аспектам и посвящено наше исследование, а именно изучению особенностей навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта и поиску приемом повышения эффективности формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Младший школьный возраст является особо важным в формировании учебных навыков, умений и знаний, мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, становления личностной сферы. Это особый возрастной период, где учебная деятельность должна стать ведущим видом деятельности. Об этом в своих исследованиях говорили Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Егоров, И. А. Зайцева, А. Н. Леонтьев, Б. И. Пинский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.
В связи с этим, вопросы разработки методики по формированию навыков учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка является актуальными и заслуживают должного внимания в контексте нашего времени как со стороны ученых, так и со стороны учителей и воспитателей специальных (коррекционных) учреждений.
Касаемо процесса изучения русского языка как дисциплины, то у детей с нарушением интеллекта специфичен и сложен вдвойне в силу их дефекта, что в свою очередь подтверждают Н. Г. Агаркова, А. Аксенова, Н. Г. Галучникова и многие другие.
Но тем не мене, процесс обучения, успешного овладения данной дисциплиной, а также формирование навыков учебной деятельности на уроках русского языка и общеучебных навыков - важный процесс для детей с нарушением интеллекта как в личностном, интеллектуальном, так и социальном отношении. И поэтому так важно, чтобы школьник работал активно и увлеченно, чувствовал себя уверенно, правильно вел себя в процессе учебной деятельности, адекватно строил свое общение.
Ю. П. Азаров, М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, О. С. Газман, Н. К. Крупская. А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. В. Менджерицкий, В. С. Мухина, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейнн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и многие другие большое значение придавали дидактической игре как мощному средству эффективного интеллектуального развития и личностного развития.
Основываясь на этом, мы взяли дидактическую игру как средство в работе по формированию учебных навыков на уроке русского языка, способному превратить учебный процесс в творческий процесс, позволяющий детям с нарушениями интеллекта наиболее эффективно усваивать необходимый материал, вырабатывать и закреплять необходимые умения и навыки.
Теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме нашего исследования, изучение и анализ педагогического опыта дефектологов-практиков позволил разработать и организовать основу опытно - экспериментального исследования: проведение констатирующего, формирующего этапов эксперимента, получение результатов. Целью их стала проверка и подтверждение выдвинутой нами гипотезы, а именно того, что процесс формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка будет более эффективным, если в работе будут использованы такие средства обучения как дидактическая игра.
Основной целью
Результат исследования констатирующего характера подтвердил недостаточный (низкий) уровень развития навыков учебной деятельности в обеих исследуемых группах. 3 ученика (11, 6 %) имели высокий уровень учебных навыков, 38, 4 % (13учеников) - средний исходный уровень и большинство 50 % (10 детей) - низкий уровень развития навыков учебной деятельности.
Это доказало необходимость разработки более эффективных путей формирования навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта с привлечением системы специальных средств и приемов (дидактических игр).
С этой целью был организован формирующий эксперимент, направленный на процесс более эффективного формирования учебных навыков и учебной деятельности в целом, активизации познавательного интереса, произвольности, саморегуляции, самостоятельности, повышение их волевых возможностей.
Предложенная нами методика, оказалась эффективной и привела к положительным изменениям в качественных и количественных показателях в экспериментальной группе и подтвердила гипотезу исследования. Вырос хороший уровень сформированности навыков учебной деятельности (23 % детей), средний – (53, 8 % учащихся) и сократился низкий – (23 % учеников), тогда как особых положительных изменений в контрольной группе не наблюдалось.
Кроме того, по истечению эксперимента, основываясь на важности учебного процесса, сложности в изучении предмета, особенности детей с отклонениями интеллекта нами были разработаны и предложены методические рекомендации по формированию навыков учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка. Данные рекомендации по улучшению процесса формирования учебных навыков и использованию дидактических игр на уроках способны впоследствии стать полезными учителям и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений в качестве дополнительного материала не только на своих уроках.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить об эффективности разработанной системы работы, способствующей более эффективному формированию навыков учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка, что подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы и адекватность педагогических условий ее подтверждения.
Список использованных источников