Второй
этап можно отрабатывать, начиная
с обучения брать чашку, т.е. в
обратном порядке.
Описание
пошагового движения
по овладению навыками
самообслуживания.
Пьет
из чашки
- Совсем не
умеет пить из чашки.
- Держит чашку
и пьет, когда оказываем ему физическую
помощь на всем протяжении процесса.
- Ставит чашку
на стол, после того ему помогли попить
из нее и часть пути ото рта до стола пронесли
с ним вместе.
- Ставит чашку
на стол после того, как ему помогли попить
из нее.
- Пьет из чашки
после того, как ему помогли пронести часть
пути от стола до рта, и, попив, сам ставит
ее на стол.
- Пьет из чашки,
после того, как ему помогли приподнять
ее со стола, сам ставит ее на стол.
- Пьет из чашки
совершенно самостоятельно.
- Пьет из разных
чашек и стаканов совершенно самостоятельно.
Ест ложкой
- Совсем не
умеет есть ложкой.
- Подносит
ложку ко рту, когда ему помогают физически.
- Подносит
ложку ко рту после того, как ему наполнили
ее и помогли пронести ее часть пути до
рта.
- Доносит ложку
до рта и опускает ее обратно в тарелку,
после того как ему наполни ее и помогли
пронести часть пути до рта.
- Сам доносит
ложку до рта, после того, как ему наполнили
ее; опускает ложку обратно в тарелку.
- Ест сам, ему
помогают наполнить ложку.
- Самостоятельно
есть ложкой мягкую пищу.
- Самостоятельно
ест ложкой суп.
Ест вилкой
- Совсем не
умеет есть вилкой.
- Пользуется
вилкой как ложкой.
- Накалывает
кусочек пищи на вилку, направляемый словесными
указаниями.
- Совершенно
самостоятельно ест вилкой мягкую пищу.
- Совершенно
самостоятельно ест вилкой разную пищу.
Намазывает
ножом
- Совсем не
умеет намазывать ножом.
- Намазывает
часть ломтика хлеба с физической помощью.
- Намазывает
весь ломтик хлеба с физической помощью.
- Намазывает
ту часть ломтика, которую попросили намазать.
- Направляемый
словесными указаниями, намазывает джемом
весь ломтик хлеба, после того, как на него
положили джем.
- Кладет джем
на хлеб и намазывает его под присмотром.
- Может взять
ломтик хлеба и джем и совершенно самостоятельно
сделать себе бутерброд.
Режет
ножом
- Совсем не
умеет резать ножом.
- С помощью
заканчивает резать пищу ножом, после
того как взрослым начат этот процесс.
- Режет ножом
от начала до конца с помощью взрослого.
- Разрезает
кусок пищи с начала до конца самостоятельно
(помогаем ему держать еду вилкой, чтобы
та не сдвигалась с места).
- Сам крепко
держит вилку, после того как вы воткнули
ее в кусок, и одновременно ножом режет
его.
- Совершенно
самостоятельно накалывает вилкой кусок
пищи и разрезает его ножом, когда просим
его сделать это.
- Для того
чтобы разрезать пищу, пользуется ножом
совершенно самостоятельно и без напоминаний.
Надевает
носки
- Не умеет
надевать носки.
- Натягивает
носки от щиколоток и выше.
- Натягивает
носки от пяток и выше.
- Натягивает
носки, надетые на пальцы ног.
- Сам надевает
носки, при этом пятку носка располагает
правильно.
Надевает
джемпер или футболку
- Не умеет
надевать футболку.
- Натягивает
на себя футболку, после того как ему надели
на голову.
- Просовывает
голову в вырез футболки, продеваем его
руки в рукава, затем он натягивает футболку
до талии.
- Просовывает
голову в вырез футболки и продевает одну
руку в рукав.
- Просовывает
голову в футболку и продевает обе руки
в рукава.
- Надевает
футболку, после того как ему подают ее.
- Берет футболку
и надевает ее совершенно самостоятельно.
Снимает
брюки (уже расстегнутые)
- Ре умеет
снимать брюки.
- Стягивает
штанину с одной ноги, после того как вы
сняли вторую штанину с другой.
- Сидя, стягивает
штанины с обеих ног, когда они уже спущены
до лодыжек.
- Сидя, снимает
штанины, спущенные ниже колен.
- Спускает
брюки, начиная от места, расположенного
чуть выше колен, затем садится и снимает
их.
- Спускает
брюки от середины бедер до низа, затем
снимает их.
- Спускает
брюки от бедер до низа, затем снимает
их до конца.
- Снимает брюки
сам под присмотром.
- Совершенно
самостоятельно снимает брюки.
Надевает
брюки (не застегивая)
- Не умеет
надевать брюки.
- Натягивает
брюки до талии, после того как ему натянули
их до бедер.
- Натягивает
брюки до талии, после того как вы натянули
их до середины бедер.
- Натягивает
брюки до талии, после того как ему продели
обе ноги в штанины.
- Надевает
брюки самостоятельно.
Надевает
блузу, рубашку или пальто, застегивающееся
спереди на пуговицы (не застегивая)
- Не умеет
надевать блузу или рубашку, застегивающиеся
спереди на пуговицы.
- Берет края
обеих полочек рубашки и сводит их вместе,
после того как ему продели обе руки в
рукава.
- Продевает
одну руку в рукав, после того как ему продели
вторую руку в другой рукав.
- Продевает
обе руки в рукава, когда ему держат расстегнутую
рубашку.
- Берет приготовленную
расстегнутую рубашку и продевает одну
руку в рукав.
- Берет приготовленную
расстегнутую рубашку и продевает в рукава
обе руки.
- Полностью
надевает приготовленную рубашку.
Обувает
ботинки (не завязывая шнурки)
- Не умеет
обуваться.
- Проталкивает
ступню в ботинок, после того как ему натянули
задник на пятку.
- Натягивает
задник ботинка на пятку, после того как
ему всунули в ботинок его пальцы.
- Всовывает
пальцы ноги в ботиноки надевает его, после
того, как ему дали ботинок в руки.
- Надевает
ботинок, когда ему подают его.
- Надевает
ботинки.
- Обувается
совершенно самостоятельно, не путая правую
и левую ногу.
- Надевает
ботинки и застегивает их на липучки.
Застегивает
молнию
- Не умеет
застегивать молнию.
- Заканчивает
застегивать молнию (в это время придерживают
ее снизу) после того, как вы соединили
две половинки молнии и застегнули ее
до груди).
- Застегивает
молнию с начала до конца (придерживают
низ моднии), после того как ему соединили
правую и левую половинки молнии.
- Держит одной
рукой низ молнии и застегивает ее другой
рукой, после того как вы соединили правую
и левую половинки молнии.
Аналогично расписываются шаги и
по другим навыкам (навыки опрятности,
умения самостоятельно умываться и
т. д.) [13].
Результаты
формирования у ребенка
навыков самообслуживания.
Ф. И. ребенка,
возраст.
Навыки
Навыки |
Сентябрь |
Январь |
Май |
Умение
пить из чашки |
|
|
|
Умение
пользоваться ложкой |
|
|
|
Умение
одеваться |
|
|
|
Умение
пользоваться туалетом |
|
|
|
Умение
ухаживать за собой |
|
|
|
Выводы
по II главе.
Таким
образом, рассмотрена методика диагностики
уровня сформированности навыков самообслуживания,
которая представляет собой наблюдение
за детьми и оценивается в балловой
системе от 1 до 5 баллов.
Также
приведен пример программы формирования
навыков самообслуживания, которая
имеет своей целью:
- достижение
более высокой степени самостоятельности
в освоении различных навыков самообслуживания
детьми с особенностями в развитии,
-
обучение родителей работе по программе
формирования навыков самообслуживания.
В этой
программе описаны основные направления
деятельности, критерии оценки результативности,
вариант программы по формированию
навыка питья из чашки, описание пошагового
движения по овладению навыками самообслуживания
и результаты формирования у ребенка навыков
самообслуживания.
Заключение
Первым
по времени ребенок овладевает самообслуживающим
трудом, основной особенностью которого
является направленность на себя, а
результатом – умение обслужить
себя.
Оценивая
воспитательное значение самообслуживания,
прежде всего следует отметить его
жизненную необходимость, направленность
на удовлетворение повседневных личных
потребностей ребенка. Именно через самообслуживание
ребенок впервые устанавливает известные
отношения с окружающими людьми, осознает
свои обязанности по отношению к ним. Труд
по самообслуживанию дополняет в известной
мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок
стремится быть полезным, не обременять
окружающих, помогает им обходиться своими
силами в большом и малом.
Культурно
– гигиенические навыки формируются
в течение всего дошкольного
периода. Их сформированность является
в дальнейшем одним из условий
готовности ребенка к школе. Приучение
детей раннего и дошкольного
возраста к самообслуживанию – длительный
процесс, требующий со стороны взрослого
систематического воспитания навыков,
учета особенностей моторного и
познавательного развития детей
с нарушениями слуха.
Обучение
навыкам самообслуживания позволяет
эффективно решать задачи расширения
представлений и знаний детей
об окружающих вещах, сенсорного воспитания,
развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной
координации, а также умения выполнять
действия по подражанию и словесной
инструкции, ориентироваться на образец,
соблюдать определенную последовательность
действий.
Таким
образом, формирование навыков самообслуживания
представляет одно из важных направлений
трудового воспитания детей с нарушениями
слуха.
Список
литературы
- Д. Алексеевских
«Психология детей с нарушением слуха»,
М. 1996.
- Богданова
Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений.: М, 2002.
- Боскис
Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха:
Кн. для учителя: М.,1988.
- Брюс
Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости»
Обучениедетей с особенностями развития
бытовым навыкам: М.,1997
- Варенова,
Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики
/ Т.В. Варенова.– М., 2003.
- "Воспитание
дошкольника в труде".
Под ред. В. Г. Нечаевой: М., 1974.
- Головчиц
Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание
и обучение дошкольников с нарушениями
слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений: М., 2001
- Дульнев
Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной
школе: М.,
- Игры
и занятия с детьми раннего возраста, имеющими
отклонения в психофизическом развитии:
Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой,
Г.А. Мишиной: М., 2002.
- Корсунская
Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье:
М., 1970.
- Лубовский
В.И. Специальная психология: М., 2003.
- Мастюкова
Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии:
Ранняя диагностика и коррекция: М., 1992.
- Моржина
Е.В. Формирование навыков самообслуживания
на занятиях и дома: М., 2006.
- Назарова
Н. М. Специальная педагогика: М.,2000.
- Нравственное
и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко
и др.: М., 2002.
-
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное
значение труда для психического развития
учащихся вспомогательной школы: М., 1985.
-
Программы вспомогательной школы. Формирование
санитарно-гигиенических умений и самообслуживание.
1-4 классы: Минск,2003.
- Программа
«Каролина» для младенцев и детей младшего
возраста с особыми потребностями: СПб.,
2005.
-
Психология глухих /Под ред. И. М. Соловьева:
М., 2000.
- «Социальная
адаптация и интеграция детей с нарушениями
слуха». Сост. Астафьева В.М.:М., 1987.
- Сурдопедагогика
/ Под ред. проф. А.И. Дьячкова.: М., 1963.
- Сурдопедагогика
/ Под ред. проф. М.И. Никитиной: М., 1989.
- Яковенко
Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических
навыков//Дошкольное воспитание: М., 1979,№
8.